За спортивные успехи «Барселоне» постоянно приходится расплачиваться человеческими драмами. Уничтожая соперников на поле, каталонский клуб продолжает терять важнейших людей в борьбе с разными формами рака. Удалось спасти Эрика Абидаля. Почти два года назад умер Тито Виланова. Теперь не стало Йохана Кройфа.
Этот год еще даже толком не начался. А мы уже остались без актерского воплощения самого лучшего волшебника, легенды британской рок-музыки и блестящей отечественной актрисы. А теперь и без человека, имя которого можно писать напротив слова «футбол». Йохан Кройф умудрился стать легендой минимум для трех поколений, два из которых его в игре не видели. Нет смысла сейчас рассказывать, каким игроком он был. Даже с видео. Потому что футбол прошлого сейчас воспринимается иначе: какое-то медленное действо, больше похожее на происходящее в дворовой коробке. Даже простое перечисление трофеев выглядит убедительнее. 19 кубков в «Аяксе», по 2 в «Барселоне» и «Фейенорде». Три «Золотых мяча» и десяток иных личных наград. И титул, за который медаль не давали – «Воплощение Тотального Футбола». Он был вождем футбольной революции, устроенной Михелсом. А затем и главным наследником идей своего тренера.
twitter.com/g14_en |
У «Барселоны» есть официальный день рождения, но помимо неё есть минимум две ключевых даты. 28 октября 1973 и 20 мая 1992. Первая обозначает разгром «Гранады», прекративший 14 лет кризиса с Кройфом в качестве игрока. Вторая – победу в Кубке чемпионов с голландцем на тренерском посту. Помимо громких побед именно при Кройфе начала формироваться каталонская система подготовки игроков. Он еще в 1979 году предложил скопировать версию школы «Аякса», а к моменту тренерской работы начал получать из мастерской первые результаты. В 1992 году одним из главных представителей «Ла Масии» был Хосеп Гвардиола. Пуйоль, Хави, Иньеста, Месси – вы сами знаете тех, кто продвигает каталонское ДНК сейчас. Весь мир знает. А начал все, опять же, Кройф.
Несмотря на привязанность к «Аяксу» и Голландии, для большинства Йохан был лицом «Барселоны». Сына назвал типично каталанским именем Жорди, постоянно ходил на «Камп Ноу». И долгое время влиял на все процессы в клубе, не обладая никакой официальной должностью. Ему не была чужда большая политика. Во многом помощь личности Кройфа помогла выиграть выборы Жоану Лапорте. Франк Райкард и Гвардиола получали свои тренерские должности только после одобрения голландца. Сам он в эпоху Лапорты носил статус почетного президента. Новая власть лишила подобных привилегий, справедливо увидев в голландце идеологического врага. После этого Кройф начнет от души мочить Сандро Роселя и его команду, критикуя практически каждое их решение. За него были болельщики «Барселоны», легендарные достижения, дружба с Гвардиолой и практически все футболисты. Сменивший Роселя Бартомеу ошибок не повторял и пытался хотя бы на публике дружить с Серым кардиналом Каталонии.
Новости о раке стали ужасной традицией «Барселоны» в последние годы. Проблемы с печенью лишили нескольких лет карьеры Эрика Абидаля. Опухоль слюнных желез оставила Каталонию без Тито Вилановы. И затем рак легких у Кройфа. Но даже после такого все верили, что уж Йохан победит. Он реже появлялся на публике, объясняя это желанием сосредоточиться на лечении. Всего месяц назад оптимистично отмечал, что этот матч за жизнь не закончен, но пока он ведет примерно 2:0. Трудно сказать, что произошло потом, но Летучий Голландец проиграл. В его поддержку игроки «Барселоны» уже устроили один футбольный салют: розыгрыш пенальти против «Сельты» был теплым приветом легенде клуба. Если вдруг у кого-то из футболистов были проблемы с мотивацией на эту весну, теперь они исчезли. Сезон, в который футбол остался без Кройфа, «Барселона» обязана сделать триумфальным.
«В каком-то смысле я, вероятно, бессмертен». Каким мы запомним Йохана Кройфа
Павел Пучков