Андрей Царёв: «Был бы не против видеть Галимова и Гарипова в «Торпедо»

Андрей Царёв третий год тренирует вратарей «Торпедо», но казанские болельщики помнят его по периоду выступлений за «Ак Барс» в начале нулевых. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» голкипер вспомнил период игры в Казани, рассказал о том, как попал в тренерский штаб Петериса Скудры и о самых талантливых российских вратарях.

«ЛУЧШИМ ДЛЯ СЕБЯ СЧИТАЮ ТО ВРЕМЯ, КОГДА ТРЕНЕРОМ БЫЛ МОИСЕЕВ»

Андрей Царёв
Официальный сайт «Ак Барса»

– Андрей Анатольевич, в 2003 году Петерис Скудра приехал в «Ак Барс», но вы вытеснили его из состава, теперь работаете в одном тренерском штабе. Он вас пригласил в «Торпедо»?

– Я работал в «Сарове», поступило предложение от Петериса поработать вместе. Было очень приятно получить это предложение, согласился не раздумывая. Сейчас проводим плодотворную работу, никаких проблем между нами нет.

– Может, на приглашение повлияли дружеские отношения, сохранившиеся со времён «Ак Барса»?

– Мы не так много вместе играли. Но личное знакомство уж точно не помешало дальнейшей совместной работе.

– Вы пришли в «Ак Барс» в 1999 году и отыграли за клуб шесть лет, практически всё это время вашим главным конкурентом был Дмитрий Ячанов - ныне тренер вратарей ЦСКА. При недавней встрече в плей-офф подтрунивали друг над другом?

– Серия была очень напряжённой, не до подтруниваний. Каждый занимался своей работой. Игры шли через день, поэтому на что-то другое, кроме как поздороваться, времени не было. В целом, конечно, общаемся, поддерживаем отношения.

– В ваш первый сезон больше доверяли Ячанову, финальную серию с «Динамо» практически он целиком отыграл. Не было обиды?

– Если я не попадал в состав, значит, я был слабее, никто меня в «Ак Барсе» не душил. Приходилось удвоенно работать. Ещё подкосил аппендицит, который с трудом обнаружили и если бы ещё немного, всё могло бы закончиться печально. Очень помог военный госпиталь, большое спасибо за тот случай Алексею Алексеевичу Куранову и профессору Цибуле, оперировавшему меня.

– В 2004 пригласили Зденека Орцта, но в плей-офф всё равно играли вы. Поняли смысл этого приглашения?

– С уходом Скудры всё как-то закрутилось, пригласили Борю Тортунова... Я не показывал тот хоккей, который от меня ждали. Но после прихода Зденека ожил и концовку сезона провёл лучше.

– В локаутный сезон приехал Николай Хабибулин и вы уже не играли. Не просили руководство отпустить вас?

– Тяжело в 30 лет быть третьим вратарём и практически не тренироваться. Когда потом поехал в Нижнекамск, было очень тяжело – годичный простой наложил свой отпечаток. Был вариант с «Северсталью», но руководство сказало, что не знает, когда закончится локаут: «Вдруг они разъедутся, и с кем мы будем играть?»

– Какое впечатление производили звёзды НХЛ и не нарушился ли микроклимат в команде с их появлением?

– До этого был более дружный коллектив, все свои, хотя и в локаутный сезон коллектив был отличный. Была нормальная, рабочая обстановка. А кто и чем недоволен, мне не рассказывали, к тому же по-английски не говорю.

– В «Ак Барсе» не один сезон играли вместе с Александром Завьяловым, сейчас вместе трудитесь в тренерском штабе «Торпедо». Вспоминаете иногда былые времена?

– Конечно, самые хорошие моменты в хоккейной жизни связаны с той командой.

– Приобрели в той команде близких друзей?

– Четыре сезона жили в одном номере с Лёшей Тертышным, до сих пор общаемся, ездим иногда вместе отдыхать. Когда бываю в Казани, видимся со всеми – Алексеем Чупиным, Ильнуром Гизатуллиным, Димой Балминым, Мишей Сарматиным. Со всеми, кто сейчас находится в хоккее, общаюсь. Очень приятно видеть сотрудников «Ак Барса», которые работали в клубе ещё когда я играл. Их тёплое отношение дорогого стоит.

– Вы работали и с Крикуновым, и с Моисеевым, и с Вуйтеком. При каком тренере была наилучшая атмосфера в команде?

– Все эти тренеры оставили положительное впечатление. «Ак Барс» - великий клуб, там плохих тренеров не назначают. Лично для себя лучшим считаю то время, когда тренером был Юрий Иванович Моисеев. Он помог поверить в свои силы, раскрыть внутренние качества. Конечно, обидно, что два раза играли в финале, но так и не взяли кубок…

«ВРАТАРИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РОССИЙСКИЕ»


Илья Проскуряков
Официальный сайт «Торпедо»

– Как оцените прошедший сезон для «Торпедо»?

– Сезон получился неплохой, конечно, всегда хочется большего. Грустно смотреть по телевизору, как другие команды бьются за Кубок. Но относительно других сезонов, которые мы здесь работали (Царёв работает вместе с Петерисом Скудрой в тренерском штабе «Торпедо» три сезона, ред.), сделали шаг вперёд. Показали неплохой хоккей, команда была одним целым, ребята отдавались игре полностью.

– Реально было остановить такой ЦСКА?

– Наверное, всё реально. ЦСКА очень сильная команда, хорошо готовая физически и тактически, с хорошим подбором игроков. Первый матч сложился для нас удачно, если бы зацепили в Москве ещё одну игру… Но и третий матч серии был очень напряженным, но не смогли забить, к сожалению. Не хватало везде немного – от везения до личного мастерства.

– Может, вратари «Торпедо» уступали Сорокину в классе и это стало определяющим?

– Я бы не сказал, что наши вратари провалились в этой серии. Ошибались все, может быть, Сорокин ошибался в меньшей степени. Но по его воротам и бросали меньше, очень много бросков блокировали армейцы. Не могу сказать, что Сорокин творил чудеса, он ловил свои шайбы. Не вратари проиграли серию – исход определили командные действия.

– Почему на плей-офф сделали выбор в пользу Проскурякова?

– Проскуряков играл большую часть сезона, Бирюков же долго не мог начать играть по состоянию здоровья. С Проскуряковым конкурировал Лисутин, но когда выздоровел Бирюков, пришлось отдать Лисутина в «Нефтехимик». Бирюков набирал форму, но его подкосила ещё одна травма – пришлось оперировать колено. Он восстановился, когда оставалось мало времени до плей-офф. Мы дали ему сыграть несколько игр, он старался, но на тот момент Проскуряков был сильнее.

– Петерис Скудра сказал: «Попадись во втором раунде не ЦСКА, а СКА, мы могли бы пройти дальше». Разделяете его точку зрения?

– Был бы другой хоккей. ЦСКА показал силовой хоккей, у нас не получилось их передавить. СКА бы играл более комбинационно, но результат трудно предугадать.

– В начале сезона у «Торпедо» была трудная ситуация с легионерами. Не хотелось усилить вратарскую линию игроком из-за рубежа?

– У нас позиция такая: вратари должны быть российские. Пять легионеров полевые игроки.

– Почему так легко расстались с Лисутиным?

– Использовать троих вратарей сложно, все хотят играть. Лисутин был подписан, когда заболел Бирюков. Не взяв его, мы могли остаться с одним Проскуряковым на неизвестный срок. До этого два сезона мы практически играли с одним вратарём, на третий сезон хотели до такого не доводить. Лисутин продолжил карьеру в Нижнекамске, получил там игровую практику, так что думаю, что всё нормально.

– После прошлого сезона Иван Касутин ушёл из «Торпедо», сейчас же ходят слухи о его возвращении. Как можете это прокомментировать?

– До 30 апреля я не могу ничего комментировать. По поводу же его ухода могу сказать, что мы в этом сезоне решили сделать ставку на Бирюкова. На следующий сезон точно остаётся Проскуряков, который продлил контракт с «Торпедо», по поводу остальных я не могу пока ничего сказать.

«ПОСЛЕ КАРЬЕРЫ ДВА ГОДА БЫЛ БЕЗ РАБОТЫ»


Андрей Царёв и Фред Брэтуэйт
Официальный сайт «Ак Барса»

– Как вообще решили стать тренером вратарей?

– Когда закончил с хоккеем, два года практически не работал. Надо было осмотреться в моём родном городе, в котором я долго не жил, понять, в каком направлении двигаться. Через знакомых узнал, что мои товарищи проводят детские лагеря для вратарей. Я приехал, посмотрел, пообщался, мне это стало интересно. Стал учиться, интересоваться, потом получил предложение от «Сарова», где не было тренера вратарей.

– Как быстро удалось «убить» в себе игрока? Не хочется иногда встать и показать, как ловить шайбы?

– Когда уже заканчивал, последние годы не получал того удовольствия от хоккея, что было раньше. Играл в лигах ниже уровнем, но не мог выжать из своего организма то, что хотел. Честно говоря, и сейчас особо не тянет в «рамку». Что касается наглядного пособия, то считаю, что хоккей ушёл далеко вперёд и как меня учили, уже не учат.

– Считаете, что в современном хоккее вратарям приходится намного сложнее?

– Труд вратаря сам по себе нелёгкий, думаю, что одинаково сложно и тогда, и сейчас. Единственное, что изменилось – техника. Какие-то моменты, которые раньше игрались в одном техническом элементе, сейчас можно сыграть более эффективно и с меньшими энергозатратами. Вратарь должен не только уметь читать игру, но и всегда оказываться в правильной позиции.

– В сезоне 2004/05 в «Ак Барс» пришёл Зинэтула Билялетдинов. Какие эмоции остались от работы с ним?

– Я был тогда третьим вратарём, так что особо положительных эмоций тот сезон мне не принёс. Но Билялетдинов оставил впечатление очень трудолюбивого и ответственного тренера.

– Алексею Морозову недавно предложили пост генерального менеджера «Ак Барса»…

– Алексей всегда был очень уравновешенным, рассудительным. Считаю, что и в МХЛ хорошо справился со своей ролью. У него большой опыт, громкое имя в хоккее, так что думаю, что он вполне сможет справиться и с этой работой.

– Большой этап вашей карьеры пришёлся на «Ак Барс». Следите сейчас за командой?

– Очень рад, что мне посчастливилось играть в таком великом клубе и что когда-то я был частичкой такого большого механизма. Конечно, сейчас слежу за всеми командами, но за «Ак Барсом» вдвойне.

– В этом году была довольно непонятная ситуация с вратарями…

– И Галимов, и Гарипов – сильные российские вратари. Мы бы были не против видеть их в своей команде.

– Кого можете отметить из современных молодых вратарей, помимо Сорокина?

– Очень здорово, что в последнее время появилось много талантливых российских вратарей, ведь раньше было засилье легионеров. В этом сезоне очень понравился Устинский из «Автомобилиста». Самсонов в «Магнитке» находится за спиной Васи Кошечкина, надеюсь, что будет играть и развиваться. Хорошие молодые вратари в Новокузнецке, ни для кого не секрет, что там умеют готовить представителей этого амплуа.

– Есть ли в системе «Торпедо» молодые вратари, которые могут уже в ближайшее время пробиться в основную команду?

– Есть два обладателя прошлогоднего Кубка Харламова – Тихомиров и Мольков, сейчас за «Чайку» хорошо играет Суханов. Но пока они не могут составить конкуренцию нашим опытным вратарям, поэтому они проходят через «Саров».

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»

Андрей ЦАРЁВ

Дата рождения: 30 августа 1975 года

Место рождения: Нижний Новгород

Карьера игрока: ЦСКА (Москва) – 1994-1999; «Ак Барс» (Казань) – 1999-2005; «Нефтехимик» (Нижнекамск) – 2005; «Торпедо» (Нижний Новгород) – 2005-2008; ХК «Дмитров» – 2008/09; «Керамин» (Минск) – 2009/10; «Неман» (Гродно) – 2010.

Карьера тренера: ХК «Саров» – 2012/13; «Торпедо» (Нижний Новгород) – 2013-2016.

Достижения: серебряный призёр чемпионатов России (2000, 2002), бронзовый призёр чемпионатов России (2004).

Артур Хайруллин