Ильнур Гизатуллин: «Билялетдинов не ошибся с составом – его подвели игроки»

Ильнур Гизатуллин продолжает успешно строить тренерскую карьеру. После нескольких сезонов в качестве главного тренера «Ариады», сейчас он помогает Артису Аболсу в «Ладе». В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» известный в прошлом форвард «Ак Барса» рассказал, что готов стать главным тренером и почему казанская команда не смогла пройти «Салават Юлаев» в первом раунде.

«НОВАЯ ХОККЕЙНАЯ ПРЕМЬЕР-ЛИГА – ЭТО НУЖНАЯ ЛИГА»

Ильнур Гизатуллин
Официальный сайт «Лады»

– Ильнур Альфридович, вы несколько лет проработали в ВХЛ. Как относитесь к созданию хоккейной премьер-лиги?

– Это нужная лига. Какая-то вертикаль между лигами должна быть. Один заявочный лист – это очень удобно. У КХЛ и Премьер лиги будет один регламент.

– Соревновательный уровень может быть слабее, чем у ВХЛ.

– Почему? Посмотрите какие команды собираются вступить в премьер лигу. Я не думаю, что уровень будет ниже.

– Игроки будут постоянно из одной лиги в другую бегать.

– Не думаю, что по 10 человек будут бегать из команды в команду. У ВХЛ и КХЛ были разные регламенты и это создавало определенные сложности. Никто не будет создавать новую лигу ради того, чтобы создать. Скорее всего ищут более простой способ ротации игроков в этой лиги и, конечно, акцент будет делаться на омоложение. Все-таки МХЛ – это не та ступень, после которой можно сразу подняться в КХЛ. Новая лига должна стать промежуточным звеном.

– Тогда, получается, ВХЛ сильно ослабится.

– С этим я не согласен. Не хотелось бы потерять такую лигу, тем более для меня это не «пустой звук». Мои первые шаги как тренера начались именно в ВХЛ. Возможно, какие-то клубы покинут эту лигу, но обязательно появятся новые коллективы , которые вступят в ВХЛ.

– Будут ли в КХЛ все клубы равны? «Лада», к примеру, сможет содержать еще одну команду в этой лиге?

– Пока сложно ответить на данный вопрос. Все еще на стадии переговоров. И если руководство посчитает, что это необходимо, то конечно она будет

– Чем сейчас занимается «Лада»?

– Вы, наверное, знаете, что сезон стартует 22 августа. Сейчас уже начали подготовку к нему: чередуем лед, силовые тренировки и тренировки в игровом зале.

– Некоторые клубы, наоборот, распустили игроков до июня.

– Каждому своё. Мы считаем, что нужно поработать над некоторыми элементами, особенно вне льда, которые нам плохо даются – ловкостные и координационные упражнения. Не совсем привычная работа, на которую по ходу сезона не хватает времени.

– Команда не полностью укомплектована. Потом не придется всё заново повторять?

– Если хотя бы 10 – 15 человек будут знать как правильно выполнять эти упражнения , то новичкам потом будет легче понять как это делать. Я скажу, что в первую неделю у ребят не всё получалось, а к третьей неделе уже был виден прогресс. Ребята понимают, что это им пригодится в дальнейшем. Это ничего не гарантирует, но могу сказать с уверенностью, что для ребят хуже не будет.

– Игроков не приходится заставлять работать так рано?

– Что значит рано? Кто-то играет, а кто-то тренируется. Нет, я скажу, что все прекрасно понимают – контракт до 30 апреля, поэтому все работают и никто не возмущается.

«ПИСАЛИ, ЧТО Я ГОТОВ СТАТЬ ГЛАВНЫМ ТРЕНЕРОМ, НО НЕ ГОТОВ ДАТЬ РЕЗУЛЬТАТ. ЭТО БРЕД»


Официальный сайт «Югры»

– В этом году вы дебютировали в роли главного тренера – выводили команду на матч с «Югрой», когда заболел Аболс.

– В КХЛ – да. Разницы особой не почувствовал, тем более, что у меня уже есть опыт работы главным тренером, правда в клубе ВХЛ. Единственное, хотелось выиграть и мы выиграли – 5:1. У Артиса была высокая температура несколько дней, он провел собрание перед игрой, я думаю, что у него не было никакой боязни, что без него ничего не получится.

– Там, по-моему, следующая игра была против «Ак Барса». Было бы символично, если бы вы и там руководили командой.

– Если бы возникла необходимость, то я бы конечно вышел и символичность здесь была бы не при чём. Артис хотел выйти на матч с «Югрой», но доктор ему запретил. А уже к игре с « Ак Барсом» я думаю его и танк бы не остановил.

– Неужели для вас не было бы символично? Вы ведь воспитанник «Ак Барса».

– Честно говоря, нет. Я не могу сказать, что «Ак Барс» мне чужая команда, но ничего особенного не испытывал бы и сделал бы все возможное, чтобы «Лада» выиграла.

– Писали, что вы уже готовы стать главным тренером в КХЛ.

– Да, но там корреспондент некрасиво себя повел. Кстати, из-за таких корреспондентов потом другие журналисты удивляются, а почему вы не даете интервью или грубо отвечаете? Сразу после интервью мне позвонили люди, которые хорошо меня знают – друзья, пресс-служба «Лады» и они это восприняли с улыбкой. Но как восприняли эти строки: «Я готов быть главным тренером, но не готов дать результат», люди, которые меня не знают? Это ведь бред. Нормальный человек такое не скажет.

Эти слова были вырваны из контекста, корреспондент из трех вопросов вытащил нужный ответ, как-то сделал всё это скомкано. Так не делается – там весь смысл потерялся. Там были четкие вопросы: «Считаешь ли ты себя состоявшимся тренером– Нет, потому что ничего пока не выиграл, – ответил я. «Готов ли ты стать главным тренером?» – Готов, не боюсь. «Не боишься, став главным тренером, что тебя могут уволить?» – Не боюсь, не дашь результат – тебя обязательно уволят. Кто то из тренеров сказал: «Нас берут для того, чтобы потом уволить».

В итоге там всё так перевернули, что получилось бредовое интервью и у меня, например, больше нет желания разговаривать с этим корреспондентом. Это было на всю страну, мне потом звонили, спрашивали, что за интервью такое.

– Вы действительно готовы принять команду из КХЛ?

– Да, а чего бояться? Только пока не было предложений. Была боязнь, когда мне предложили возглавить «Ариаду», но и то я думал всего дня четыре, а потом согласился. Сейчас уже боязни нет, я поработал, знаю, что это такое.

«СОВРЕМЕННЫЙ ХОККЕЙ – ЭТО ЦСКА»


Елена Руско / официальный сайт ЦСКА

– В «Ариаде» с какими проблемами столкнулись на первых порах?

– Главная проблема была в том, что практически не было состава, приходилось набирать всё с нуля. А на дворе уже был май месяц, времени до начала сезона оставалось мало, а команды практически не было. Пришлось сделать двухнедельные просмотровые сборы. И на предсезонке продолжалась эта работа. Но считаю, что нам удалось создать боеспособный коллектив, с которым мы вышли в плей-офф и уступили альметьевскому « Нефтянику» только в пятой игре.

– Изначально тяжело было авторитет завоевывать?

– Я не могу сказать, что как-то завоевывал его. Просто я считаю, что нужно быть справедливым ко всем и во всем. В зависимости от ситуации приходилось быть и диктатором, и дипломатом. Вообще, отношения в коллективе – это сложный психологический процесс.

– Говорят, с Асланом Раисовым были у вас проблемы.

– Проблем не было. Просто Аслан своеобразный парень. Он очень техничный, умный игрок. В атаке мог обыграть всю пятерку и забить, а в оборону – «скрипя сердце». Он вообще не любил играть в обороне. Хотя, могу сказать, что в игре ему позволялось гораздо больше, чем кому-либо другому. Ему постоянно приходилось указывать на это, а в воспитательных целях даже не ставить его на игру. Я ему всегда говорил: «Аслан, если будешь так играть, то тебя в команде не будет». В итоге так и произошло – мы с ним расстались.

– По своему потенциалу это ведь игрок уровня КХЛ.

– Для того чтобы понять, получится в КХЛ или нет, надо пробовать. Я думаю, он бы попробовал, но пока, видимо, нет возможности. Техника и голова позволяют ему играть в КХЛ, но этого может быть мало – хоккей сейчас меняется. Ему уже 26 лет, потом может быть поздно. Он на самом деле легковат, но при этом очень быстрый.

– В какую сторону меняется хоккей? Современный хоккей – это ЦСКА?

– Думаю, да. Вертикальный хоккей – сразу с места отбора вперед, очень мало закатов, доставить шайбу в чужую зону и там навязать борьбу. Постоянное давление, тотальный хоккей, борьба за шайбу на каждом участке. Но не все так могут играть. Это очень энергоемкий процесс. Вопрос в составе и длине скамейки. Не каждый тренер может проводить постоянную ротацию состава.

– Квартальнов добился этого благодаря своей жесткости?

– Возможно. Четкое выполнение задания – это определяющий компонент и отрабатывается это в тренировочном процессе. Тяжело, например, представить, что у ЦСКА игрок не будет стоять на пятачке или после атаки нападающий выключится и не будет бежать в оборону. И посмотрите – никто не чурается черновой работы. Об этом не раз говорили хоккейные эксперты.

Перед началом финальной серии можно было сказать, что «Магнитка» – единственный клуб Востока, который смог бы что-то противопоставить ЦСКА?

– Наверное, да. Магнитогорск опытнейший кубковый боец, на одном везении до финала не добираются.

«МОЛОДЫЕ ИГРОКИ «АК БАРСА» ДОТАЩИЛИ СЕРИЮ ДО СЕДЬМОГО МАТЧА»

– Вы говорили про Петрова, что если игрок не тянет в НХЛ, ему нужно вернуться. Он вернулся. Как вам его игра?

– Он мне нравится, играет в свою игру. Хорошая серия у него была со «Слованом», со СКА немного потерялся. Возможно, ЦСКА именно та команда, которая подходит ему по стилю игры – он не боится борьбы, лезет постоянно на ворота, может держать шайбу за счет своих габаритов. Молодец, Кирилл, очень рад за него.

– Почему «Ак Барсу» не удалось до конца вытащить серию с «Салаватом»?

– В первых матчах «Ак Барс» сыграл не в своем стиле. Не могу сказать, с чем это связано. У «Салавата» хорошее нападение, но у «Ак Барса», я считаю, оборона и вратари были посильнее. Потом появились молодые игроки, у которых в глазах был азарт, желание победить – они дотащили серию до седьмого матча.

Артём Лукоянов
Сергей Елагин

– После первых двух матчей «Ак Барс» стал переигрывать «Салават» по блокированным броскам.

– Да, о том и речь. Появились молодые игроки, которые голодные до побед, невзирая на то, кто перед ними – Умарк или Григоренко.

– Вспоминая себя, играть за родную клуб – это, наверное, не пустое место?

– Да, конечно. Когда на трибунах родные, друзья, ты не можешь играть « спустя рукава», потому что после игры стыдно будет смотреть им в глаза. Стыдно будет выходить в город, где тебя узнают, спрашивают, почему так сыграл. Не не думаю, что любой игрок , выходя на матч, не хочет выиграть, за какую бы команду он не играл. Ты выходишь на поле, чтобы победить.

– Билялетдинов, получается, ошибся в начале серии с составом?

– Не знаю, ошибка это или нет. На первые матчи он выпустил довольно опытных игроков, которым он доверял.

– Они его подвели?

– А кто еще? Он им доверил, ни один тренер не будет пилить сук, на котором сидит. В последних играх не играли ни Рылов, ни Корнеев. Играли молодые игроки, которые, будем смотреть правде в глаза, переиграли их, вытеснили из состава. В чем он мог ошибиться? Если они весь сезон давали ему результат, а в плей-офф сыграли вот так. Я никогда не поверю, что тренер на первые игры плей-офф поставит слабейших игроков, такого просто быть не может.

– Говорили про ошибки в селекции. Сейчас должность генерального менеджера предложили Алексею Морозову. На ваш взгляд, ему нужно соглашаться?

– У него уже есть должность, и только он должен принимать решение. Он, наверное, понимает, что селекция – это совсем другая работа. Каким бы ты не был великим игроком, но это совсем другое.

– На ваш взгляд, у него получилось бы?

– Думаю, что да.

Руслан Васильев