Ice Girls и гимн Абдразакова. 8 маркетинговых успехов «Салавата Юлаева»

Впервые за многие годы «Салават Юлаев» сделал прорыв в маркетинге, за один сезон став популярным не столько из-за результатов, сколько благодаря грамотной политике клуба в работе с болельщиками. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает об интересных шагах уфимцев, которые могут взять на вооружение в других городах, где есть команды КХЛ.

ПОБЕДА НАД СПЕКУЛЯНТАМИ

«Уфа-Арена»
Максим Никерин

Ещё несколько лет назад, с открытием «Уфа-Арены», матчи «Салавата Юлаева» стали лакомым куском для спекулянтов. Билеты на топовые игры они скупали целыми секторами и болельщикам приходилось приобретать их с рук, переплачивая втридорога. В первый чемпионский сезон люди ночевали у касс, чтобы получить возможность попасть на матчи, но многим не хватало билетов из-за перекупщиков, у которых были различные связи.

Оказалось, что справиться с барыгами можно. В Уфе для этого подняли цены на билеты практически до уровня концертов приезжих звёзд, но ещё больнее по спекулянтам ударил интернет. Заказать билет на финальную игру конференции с «Магниткой» можно было уже через десять минут после того, как завершился седьмой матч в Омске. Спекулянты пока есть, но теперь им чаще приходится отдавать свой товар по номиналу и поглядывать на футбол с надеждой, что он станет популярнее.

РЕТРО-ФОРМА



Впервые в истории клуба у «Салавата Юлаева» появилась ретро-форма. Причём исторический комплект получился стильным и успешным с маркетинговой точки зрения. К сожалению, в продаже так и не было оригинальной версии джерси с литерами «СКСЮ», что в клубе объяснили высокой ценой. Один такой свитер стоил бы порядка десяти тысяч рублей. Тем не менее, реплики ретро-формы расходились на ура, как и обновлённая основная форма.

Примечательно, что в клубных магазинах совсем отсутствует гостевой белый комплект, чтобы не путать болельщиков. Возможно, со временем трибуны в Уфе полностью окрасятся в зелёный цвет, о чём мечтают в «Салавате».

ВСТРЕЧИ С БОЛЕЛЬЩИКАМИ


Андрей Старостин

В Уфе клуб никогда не проводил массовые встречи с болельщиками на таком уровне, как в этом сезоне. Предыдущий спонсор «Салавата Юлаева» благотворительный фонд «Урал», о существовании которого уже стали забывать, собирал междусобойчики с бесплатными закусками и выпивкой, а также привозными артистами. По большому счёту, за последние десять лет лишь раз массовому болельщику устроили праздник – когда отмечали первое чемпионство.

В этом сезоне было и открытие сезона, и закрытие. Оба мероприятия получились насыщенными, но самое главное – с полным доступом к игрокам. Завершился сезон гала-матчем, на котором некоторые болельщики смогли сыграть с хоккеистами, а журналистам позволили общаться с игроками прямо на скамейках запасных. Важный штрих – на закрытии сезона «Уфа-Арена» была забита под завязку. В клубе не думали, что придётся открывать верхний ярус арены, но в итоге заполнился и он.

ICE GIRLS

Ульяна Тригубчак

О создании группы поддержки на льду в Уфе говорили долго. Летом прошлого года на предсезонном молодёжном кубке наконец это сделали. Правда, первый состав Ice Girls руководство клуба забраковало.

В итоге, на матчах «Салавата Юлаева» появились две эффектные девушки, которые произвели фурор на мужскую часть трибун. Заигрывания, подмигивания и милые улыбки – то, что было нужно вместо парней в трениках, собирающих в вёдра снег в рекламные паузы. Парни, кстати, остались, но на них уже не обращают никакого внимания.

Кстати, одна из блондинок, входящих в состав уфимских Ice Girls, с успехом пишет для спортивной редакции «БИЗНЕС Online», собрав вокруг себя толпу почитателей и не менее многочисленную группу завистников.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ


Айрат Сайфутдинов

На социальные сети в «Салавате» не обращали внимание никогда. Они существовали лишь для того, чтобы поставить на главную страничку сайта красивые пиктограммы с логотипами этих соцсетей. Время от времени об их существовании вспоминали, бросали туда пару ссылок на какие-то новости и всё. Более-менее интересным был лишь Instagram, и то потому, что его создал кто-то неравнодушный в клубе.

В этом году в соцсетях навели порядок. Они стали давать информационные поводы для прессы, болельщики начали подписываться на странички не только для того, чтобы получать официальные новости, доступные на сайте, но и для развлечения. «Салават Юлаев» стал организовывать трансляции послематчевых пресс-конференций, тренировок и других интересных событий.

Была, правда, и неприятная история – с желанием клуба закрыть самое популярное сообщество в социальной сети «В Контакте». Но этот вопрос разрешился положительно для всех сторон: юридические права на собственный контент клуб вернул, а группа, получившая дополнительную рекламу в СМИ, получила новых подписчиков.

ИСПОЛНЕНИЕ ГИМНОВ И PR-КОНЦЕПЦИЯ ПЛЕЙ-ОФФ

В организации предматчевых шоу «Салавату» есть к чему стремиться, но с исполнением гимнов в Уфе теперь полный порядок. Столицы Башкортостана и Татарстана – единственные города КХЛ, где иногда командам приходится слушать аж три гимна перед игрой. В Уфе подошли к этому творчески, изгалялись весь сезон и сделали так, что официальная часть получилась интересной. Исполнение гимнов, например, оперной звездой Ильдаром Абдразаковым получило огласку даже за пределами России.

Кроме того, «Салават Юлаев» стал единственным клубом в КХЛ, кто в плей-офф вышел с цельной PR-концепцией, своим лозунгом и эмблемой. «Побеждай или брейся!» – это поддерживалось активностями на стадионе, было проработано в аудио- и видеоматериалах.

АВТОГРАФ-СЕССИИ


Андрей Старостин

Ещё один маркетинговый успех уфимского клуба в этом году – появление автограф-сессий игроков во время матчей. Их было не так много, но достаточно, чтобы начать к ним привыкать. Причём, участие в таких мероприятиях принимали не только не проходящие в состав молодые игроки. За пару дней до того, как разгорелся скандал с Кириллом Кольцовым, он, например, раздавал автографы в фойе «Уфа-Арены» во время домашнего матча «Салавата Юлаева».

Заключительная в сезоне автограф-сессия стала очень популярной у болельщиков, заполнивших всё свободное подтрибунное пространство арены. Причиной тому было то, что команда раздавала автографы и фотографировалась с каждым желающим практически в полном составе.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БОЛЕЛЬЩИКИ


Андрей Старостин

Это неоднозначное решение клуба было воплощено так, что из категории отрицательных перекочевало в успешные. В Уфе появились «профессиональные» болельщики, чьей задачей было веселить народ, периодически появляясь на медиа кубе. Один из таких – человек в обличии старика Хоттабыча – стал очень популярным и даже получил свою роль во время закрытия сезона.

По такому пути шли в НХЛ, запуская на арены ряженых, которые устраивали «фрик-шоу» или благодаря которым создавалось вирусное видео. Даже странно, что до Уфы в России никто этого не сделал. Иначе видео с танцующей болельщицей в КХЛ появилось бы гораздо раньше. А ведь именно благодаря ней, на трибунах теперь не стесняются отрываться на полную катушку.

Максим Никерин