Почему «Севилья» покоряет Европу, но не Испанию

Две подряд победы в Лиге Европы и полуфинал в третьей – по меркам континентальных клубных турниров «Севилья» превратилась в короля рабочего класса. Если сначала этим следовало гордиться, то сейчас неспособность «рохибланкос» сделать шаг наверх настораживает. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» объясняет, почему севильцы никак не станут лучше.

«Севилья» выиграла две последние Лиги Европы
Фото: Michael Regan / gettyimages.com

ТРАНСФЕРНЫЙ ГЕНИЙ

Споры о том, какой чемпионат круче – давнее развлечение болельщиков в комментариях к любой новости о европейском футболе. Если раньше между собой спорили сторонники «Барселоны» и «Реала», то сейчас они готовы объединяться. Лишь бы доказать, что примера решает, а остальные лиги нет. Появляются многочисленные статистики встреч, не клуба с клубом, а клуба с представителями одной страны. Есть версия, что подобные споры характеры исключительно для русскоязычного интернета и мало волнуют фанатов других стран. Там предпочитают по традиции поддерживать конкретные команды.

Вне всяких споров есть объективный факт о доминировании испанских команд в Лиге чемпионов и Лиге Европы. Преимущество в главном клубном турнире объясняется запредельным уровнем «Барселоны», «Реала» и самоотдачей «Атлетико» – все понятно. А победы в Лиге Европы идут к представителям примеры, потому что только им этот турнир по-настоящему нужен. Ситуация не изменилась даже в прошлом сезоне, когда выигрыш второго по значимости турнира обозначил право участия в Лиге чемпионов. И тут победа ушла к «Севилье».

Возможно, английским или немецким клубам действительно важнее добиться высокого места в своей лиге – это позволит им нормально заработать. В Испании распределение денег за телевизионные права до сих пор ведется по принципу, созданному примерно при Колумбе. Два богатых клуба получают половину. Остаток делится между еще 18 командами. Победа в Лиге Европы выгодна не только по причине выплат от УЕФА. Теперь это еще и бонус за участие в ЛЧ. А также реклама собственных игроков для клубов посолиднее. Их можно продать, на вырученные деньги купить новых, дешевле. И начать путь заново. Конечно, если вы умеете продавать и покупать правильно.

Главный тренер «Севильи» Унаи Эмери
Фото: David Ramos / gettyimages.com

В «Севилье» работает человек, способный вести трансферные переговоры и искать талантливых игроков так, как вряд ли кто-либо еще в Европе. Рамон Мончи трудится в клубе больше 15 лет, и чуть ли не лично принес в бюджет десятки миллионов евро. Если спросить болельщиков «нервьонес», кого первым они вынесут из горящего офиса клуба, они все назовут имя спортивного директора. Несколько примеров перевода его таланта в деньги. Дани Алвес был куплен за 500 тыс. евро, продан – за 35,5 млн. после победы в Кубке УЕФА. По 20 млн. евро получено за воспитанников Рейеса (вернет через 8 лет за 3,5) и Наваса, 27 – за Серхио Рамоса. 15,5 млн. прибыли на трансфере Ракитича. Подавляющее большинство футболистов приходили в «Севилью», уходили в топ-клуб, но успевали принести пользу. Вот вам главный провал Мончи: купил Аруна Коне за 12 млн. а тот в итоге бесплатно ушел в «Леванте».

Разумеется, были и другие неудачные покупки, но они не обходились бюджету клуба больше, чем в 10 млн. У Мончи как будто бы есть правило – не пересекать барьер в десятку, поскольку за Стивена Н’Зонзи прошлым летом официально заплатили 9,75 млн. евро. Летом Чиро Иммобиле стал первым за 10 лет футболистом, который вынудил Мончи пересечь психологическую черту. За итальянца заплатили 11 млн.

БИТВА ЗА ЛИГУ ЧЕМПИОНОВ

Победы в Лиге Европы открыли перед спортивным директором «Севильи» телефонные номера офисов всех клубов мира. Для начала, чтобы пригласить его на новую работу. «Барселона» была одержима идеей заманить севильского гения к себе, но тот отказался. Решил, что в Каталонии ему и близко не дадут такой свободы действий, какая есть сейчас. Подписал новый контракт и принялся кутить. В итоге за два минувших сезона он продал футболистов на 109 млн.евро. Но и закупился за этот срок прилично: на 68 млн. Данное условие стало необходимым для классового роста «рохибланкос». Команда стала одержима амбициями стать четвертой силой в испанском футболе.

Еще недавно искали даже третью, пока на это место, размахивая кастетами и дубинами, не взгромоздилась банда Симеоне. Новая борьба ведется за оставшуюся строчку для участия в Лиге чемпионов через национальный чемпионат. После второй подряд победы в ЛЕ сложилось ощущение, что севильцы готовы занять именно это место. В клубе появилась стабильность, прежде всего, с главным тренером: Унаи Эмери сейчас второй специалист по продолжительности работы с «рохибланкос». Его звал «Милан», сообщали о предложениях из Англии. Но баск остался. Из очевидных трансферных потерь летом случился лишь уход Карлоса Бакки. Алейш Видаль незаменимым в механизме не выглядел. В конце концов, Эмери за год до этого сумел перестроить команду после ухода краеугольного камня по имени Ракитич. И обновленная «Севилья» установила рекорд по числу игр на своем стадионе без поражений – они не проигрывали на «Рамон Санчес Писхуан» больше года (34 матча).

Но вместо этого первую половину сезона «Севилья» откровенно плыла. И в примере, и в Европе. Лига чемпионов, ладно – уже после трех матчей задача была не стать последними в группе. Но спад в чемпионате оказался откровением, настолько плохо играли севильцы. И здесь нужно признать просчеты в трансферной кампании гениального Мончи. По игровым качествам, возможно, он нашел идеальных футболистов, но почему-то не учел посторонние факторы. Идеальным примером стала сделка по Евгению Коноплянке.

НОВЫЙ УРОВЕНЬ

Евгений Коноплянка (справа) потратил примерно 4 месяца на то, чтобы понять, где он оказался
Фото: Gonzalo Arroyo Moreno / gettyimages.com

Украинца пытались подписать чуть ли не десяток команд Европы, он на пару с отцом-агентом всем долго пудрил мозги, но в итоге выбрал наиболее пригодный для себя испанский чемпионат. Однако из всех испанских тренеров он попал, возможно, к самому зацикленному на конкретном выполнении указанных задач. У Эмери нельзя просто пройти с мячом пару соперников, а дальше действовать по ситуации. У него крайней полузащитники должны уметь вступать в отбор сразу после потери. Уметь подстраховывать латералей. И регулярно делать это. Коноплянка потратил примерно 4 месяца на то, чтобы понять, где он оказался. В плане тренировок украинца воспринимали фактически как звезду: во многом ради него позвали Дмитрия Черышева и физиотерапевта Ивана Поробию. Но в вопросе требований и отношения никаких поблажек не было. Смирившись, Евгений заработал, как надо Эмери, и выдал отличный отрезок в ноябре-декабре. Но затем, кажется, организм футболиста по старой памяти ушел в отпуск. Отсутствие стабильности, характерное для футболиста еще в «Днепре», стало критичным на более высоком уровне.

До апреля Евгений превратился в игрока замены, которого выпускают в самой концовке матчей. И ничего показать за отводимое время не мог. Помимо этого, по ходу всего сезона появляются мутные и неподтверждаемые сообщения о конфликте Коноплянки с лидерами «Севильи»: Банегой и Рейесом. Свежий слух сообщал о штрафе украинца за нежелание учить испанский язык. Это же называли одной из причин редкого попадания в состав. Черышев сообщение о штрафе опроверг. Но не добавил, что Евгений освоил язык до уровня взаимодействия с партнерами, косвенно слухи подтвердив. Впрочем, в трех последних матчах чемпионата Эмери из-за травмы Витоло вынужденно выпускал Коноплянку с первых минут. Вновь без особой пользы, но у вингера появилась возможность доказать свою состоятельность. Потому что иначе уже летом Мончи, вероятно, получит задание найти для украинца новый клуб. Для роста «Севилье» Эмери нужны работяги, а не фрилансеры.

Фото на постере: Dan Istitene / gettyimages.com

Павел Пучков