Пять лет назад скончался Дерек Бугард. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» делится историями Бугимена и ещё четырёх тафгаев, которые мучились от постоянных ударов в голову, наркозависимости и алкоголя.
ДЕРЕК БУГАРД
Что погубило: коллекция таблеток.
Завязка:
В 2009 году Бугард пропал из «Миннесоты» на несколько недель. Представители клуба сказали, что у него сотрясение мозга. На самом деле, он находился в калифорнийском реабилитационном центре и пытался избавиться от привязанности к обезболивающим таблеткам.
Развитие:
Джон Скотт - тогдашний одноклубник Бугарда первым почувствовал неладное. Так он прокомментировал первую драку Дерека после возвращения на лёд: «Он просто потерял себя. Пропала личность. Лицо перестало выражать какие-либо эмоции».
Бугард потерял контроль над собой. В самолете он мог заснуть, играя в карты с одноклубниками. Он стал опаздывать на тренировки и командные собрания. Позже к игрокам «Миннесоты» обратились с необычной просьбой – не давать Бугарду обезболивающие. Но Бугимен успел собрать в общей сложности 370 таблеток. Дело в том, что в клубе было около десяти докторов, и они не согласовывали между собой, какие рецепты выписывать спортсменам. Этим игрок и воспользовался.
Когда Дерека всё-таки лишили доступа к таблеткам в клубе, он стал часто появляться в одном из стриптиз-баров Миннесоты. Не только из-за того, что там ему всегда оплачивали выпивку. В баре можно было закупиться теми самыми таблетками – 60 долларов за штуку. Хоккеист тратил несколько тысяч долларов за раз, а после отвозил партию своему другу, который говорил, что «прятал таблетки в корзинках с пасхальными яйцами».
Кульминация:
Бугард погиб в 28-летнем возрасте. Возможно, он смог прожить бы дольше, если бы выбрал не «Рейнджерс», а «Эдмонтон» и оказался ближе к родительскому дому. Но Дерек перешёл в Нью-Йорк. В сезоне 2010/11 он получил травму плеча, забрал весь запас таблеток, спрятанный у друга, и закрылся у себя в квартире. Бугард давился фастфудом, нажирался таблетками, делал огромное количество телефонных звонков (непонятно, кому) и приближал свою смерть.
Развязка:
Хоккеист был кремирован, но удалось сохранить его мозг – ученые вовремя связались с родственниками. Исследования в университете Бостона показали, что Бугард страдал от болезни Альцгеймера, вызванной, по мнению ученых, частыми ударами в голову. Недуг невозможно диагностировать при жизни, но больной, как правило, терпит частые перепады настроения, мучается от вспышек агрессии и находит упоение в наркотиках и алкоголе. Всё это можно было приписать к Бугарду.
Случай Дерека вызвал большой резонанс. Этому было несколько причин. Во-первых, история не знала случаев, когда хоккеист, у которого была диагностирована болезнь Альцгеймера, уходил из жизни ещё до своего 30-летия. Во-вторых, мозг Бугарда был так чудовищно повреждён, что даже самые матёрые специалисты приходили в недоумение. Но пока не видно, что НХЛ серьезно беспокоит смерть Бугарда – происходят крайне маленькие подвижки в вопросе безопасности игроков.
ТОДД ФЕДОРУК
Что могло погубить: желание понравиться ровесникам.
Завязка:
Тодд родился в маленьком городе, что и определило сценарий. В детстве Федорук не знал, чем занять себя вне хоккейной коробки. Он беспокоился, что спорт отдалил его от сверстников и лишил возможности стать «своим». Алкоголь убил двух зайцев. Опьянев в первый раз, ребёнок нашел и новое хобби, и признание ребят. Дальше гулянки стали носить регулярный характер. К тому же появился новый друг – кокаин.
Развитие:
«Филадельфия» заметила нездоровые увлечения своего новичка и отправили его на 17-дневное лечение. Удивительно, что после этого Федорук продержался в лиге ещё 10 лет, несмотря на то, что все клубы знали – любой стресс он задавит бутылкой и дорожкой. Четыре «ссылки» в АХЛ заставляли Федорука просыхать на определённое время. Но Тодд по-настоящему избавился от вредных привычек только на самом закате своей карьеры. В 2011-м он хвастался, что ничего не пил и не принимал год и шесть месяцев.
Федорук часто зависал в том баре, где Бугард закупался таблетками. История их взаимоотношений весьма интересна. Они сдружились в «Миннесоте», несмотря на то, что ранее не раз дрались друг с другом. В 2007-м Федорук видел, как, Бугард покатился в никуда, но ничего не предпринял. Возможно, чувство вины и есть одна из причин, почему сейчас он как можно чаще старается говорить о проблеме наркотиков в хоккее.
Кульминация:
В 2010-м Федорука, игрока «Тампы», заклинило во время перелёта. Что-то отбросило его в другое измерение, заставило забить на карьеру, семью и вообще всё вокруг. Тодд прошёл второй курс лечения и взял годичный тайм-аут. Поборов то, что Федорук позже назовёт «демонами», он достиг определённой договорённости с «Ванкувером», но, в конце концов, ушёл в тренерскую работу. Скорее всего, карьеру игрока не позволил продолжить бэкграунд алкоголика и наркомана.
Развязка:
Федорук в своей колонке на TSN сделал недвусмысленный намек, что в некоторых городах хоккеисты, свернувшие не на ту тропу, получают защиту: «Допустим, тебя останавливает полиция. Ты пьяный, но копы просто говорят: «Слушай, ты выпил, но езжай домой, приведи себя в порядок». Со мной такое случалось пару раз. Хоккеист может выпить чего-нибудь за рулём – полицейский заметит это, но ничего не сделает. Всё потому, что он купил абонемент на матчи. Многое зависит от города. Но в Филадельфии полиция уже давно выгораживает хоккеистов».
Федорук является одним из немногих людей, кто не боится в открытую говорить, что в НХЛ есть реальная проблема с кокаином. «Игроки часто становимся жертвами псевдодрузей. Ведь мы наивные да ещё и с деньгами. Не так сложно наткнуться на наркоту, как кажется. Для меня всё началось в 16 лет, когда я был на пути к НХЛ. Всё перевернулось, я не мог одновременно принимать наркотики и прогрессировать. Я часто рассказываю свою историю, чтобы помочь остальным. Это главная цель. Надоело слышать, что хоккеисты умирают. Это не шутки. Ребята, умерьте своё эго, признайте проблему и просите помощи».
ДЖОН КОРДИК
Что погубило: критика отца.
Завязка:
После пары сезонов в Западной хоккейной лиге и АХЛ Джон попал в «Монреаль». Уже тогда родители Кордика не понимали, что произошло со смышлёным мальчишкой, который, конечно, не походил на суперзвезду, но вполне мог стать качественным ролевым игроком на взрослом уровне. В один момент Джон перестал играть – он выходил на лёд, чтобы просто набить кому-нибудь морду и сесть на скамейку штрафников. Кордик превратился в тафгая, которых Дон Черри уже тогда называл «тупицами». Новое амплуа крайне не нравилось отцу Джона, но сыну было всё равно: в сезоне 1985/86 он выиграл Кубок Стэнли, навалял всем лучшим тафгаям лиги и стал любимцем публики.
Развитие:
В следующие три сезона отцу Ивану удалось достучаться до сына. То ли из-за своего авторитета, то ли из-за магической смеси, которой давился Кордик. В том чемпионском сезоне Джон получил не только перстень, но и наркотическую зависимость, которую, на самом деле, было трудно избежать молодому и безмозглому тафгаю. Тот «Монреаль» настолько дружил с кокаином, что тренеры ничего не говорили, когда видели игроков под кайфом. Кордик пошёл дальше. Он обратился на помощь к стероидам, чтобы стать сильнее и продолжать делать соперникам больно. В этом кокаиново-стероидном угаре тафгай стал особо восприимчив к критике отца. Однажды одноклубники заметили, что Кордик (гигант весом в 110 кг) расплакался после победы. В руках была телефонная трубка. Родители отчитали Джона за драку.
В 1989 году Кордик пережил смерть своего отца. К кокаину и стероидам добавился алкоголь. Джон стал часто зависать в местном клубе, где напивался в самом тёмном углу. Причём в одиночку, как бывалый алкоголик. Тем не менее, в этом клубе он нашёл свою невесту – танцовщицу Нэнси. Кордик говорил, что у них родится сын, и они назовут его Иваном в честь отца. Но Нэнси отвечала, что с таким образом жизни Кордик скорее окажется в могиле. «Я ненавижу себя, потому что причинил боль многим людям», – доносилось в ответ.
Кульминация:
Август 1992 года. Кордик зашёл в мотель Maxim. Здесь его видели не раз и, стоит предположить, не в самом трезвом состоянии. Но сейчас персонал мотеля пришел в изумление. Известному тафгаю было крайне фигово. Он не смог заполнить бланк регистрации. На лице виднелись огромные ссадины. Руки были разукрашены странными порезами. Постоянно постукивая себя в грудь, словно пытаясь что-то выбить из лёгких. Кордик еле-еле нашёл перила, доковылял до второго этажа и закрылся у себя в номере. Через некоторое время в комнате Кордика раздался страшный грохот. Прибыла полиция. Тафгая повалили на груду обломков, из которой раньше состояла мебель, повязали ему руки и ноги. Через пару часов сердце Корика перестало биться. В номере мотеля обнаружили 40 шприцов и 7 - 8 пачек стероидов.
Развязка:
После смерти Кордика в НХЛ призадумались, не нужно ли подкорректировать список веществ, запрещённых для употребления в лиге. До 1992 года хоккеисты вполне спокойно могли баловаться стероидами, которые не только вызывали рост мышечной массы, но и повышали скорость, ускоряли процесс восстановления.
ДАРРЕН МАККАРТИ
Что могло погубить: помощь друзьям.
Завязка:
Всё складывалось как нельзя лучше. МакКарти взял три Кубка Стэнли, причём добыл один из них своим решающим голом, постепенно влился в легендарный Grind Line «Детройта», крушивший любые построения соперников в атаке, набил морду Клоду Лемье со второй попытки (хоккеист «Колорадо» назовет первый удар МакКарти самым сильным, который ему когда-либо прилетал в жизни).
Развитие:
Со славой пришли большие деньги. Вспомните цитату Тодда Федорука про «наивных хоккеистов с деньгами» и их «псевдо-друзей». Это как раз такой случай. В Лемингтоне – родном городе Маккарти, хоккей уже давно не просто спорт, а настоящая религия. Трудно вообразить, какую популярность у себя дома приобрёл Даррен с чемпионскими перстнями. Старые друзья форварда «Детройта» стали всё чаще просить взаймы. Новые друзья также просили деньги. И речь идёт не о маленьких суммах – Маккарти говорил, что несколько раз отдавал по сотне тысяч долларов.
Кульминация:
В 2006-м году в Detroit Free Press сообщил, что Даррен Маккарти стал банкротом. Его общий долг составил 6,2 млн. долларов – в этой сумме было всё, что можно только вообразить: займы в банке, кредиты, друзья, коммунальные платежи, игры в казино Детройта и Лас-Вегаса. Адвокат хоккеиста назвал несколько причин банкротства. Маккарти перешёл в «Калгари», где урезанная зарплата в 850 тысяч не соответствовала его образу жизни. Кроме того, он развёлся со своей первой женой, которая получила 75% (404 тысячи) от суммы, выплаченной «Детройтом» в качестве выкупа контракта.
Маккарти нашёл себя на дне бутылки. Хоккеист говорил, что никогда не сидел на наркотиках, но алкоголь – всегда пожалуйста. В те времена Даррен запросто мог разобраться с 20-ю банками пива за раз. А это уже алкоголизм. Зарплата стала понижаться (Маккарти заработал 2,1 млн. в 2003 году, 193 тысячи – в 2005-м), о зависимости узнали во всех клубах, жизнь стала одним большим ущемлением и разочарованием. Даррен пришёл к выводу, что скоро настанет конец. И жизни, и карьеры.
Развязка:
«Без неё я бы не выжил», – говорит Маккарти о своей третьей жене Шерил – медсестре, которую он, скорее всего, встретил, когда проходил третье лечение от алкоголизма. У неё 20-летняя дочь и 18-летний сын. У него четыре ребёнка от первого брака. В 2010-м году Даррен и Шерил перебрались во Флориду, поселившись у самого моря. Пара решила, что нужно написать автобиографию. «Ты рассказал только 85 прпроцентов правды. Пиши как есть», – Шерил рассердилась, когда прочитала первый вариант текста.
В 2013году книга «Моя последняя битва. История хоккейной рок-звезды» увидела свет. Биография произвела фурор, поскольку раньше Маккарти никогда не заявлял о своих проблемах вне льда. Даррен не лукавил, когда включил в название фразу «последняя битва». Даже сейчас он полностью отказывается от выпивки только тогда, когда курит лечебную марихуану. Его часто критикуют за следующее несоответствие: он пытается создать образ человека, вставшего на правильный путь, а по факту меняет одну зависимость на другую.
БОБ ПРОБЕРТ
Что погубило: мир не был готов к такому количеству крутизны, алкоголя и кокаина.
Завязка:
Проберт не был тафгаем в привычном понимании этого слова. Он был самым настоящим tough guy – жёстким парнем. Он пришёл к своему амплуа не из-за того, что умел только драться, нуждался во внимании или выражал протест. Просто с самого раннего детства Боб стремился к саморазрушению. В 14 лет он в тайне от родителей глушил пиво на заднем дворе. Скоро влечение к алкоголю достигло таких величин, что его невозможно было скрывать.
В 17 лет Боб проводил свой первый сезон в хоккейной лиге Онтарио. В одном из первых матчей он ввязался в драку с одним из самых здоровых игроков лиги и вырубил его с одного удара. Вскоре все поняли, что из Проберта может получиться один из лучших мордоворотов в истории хоккея. Боб стал более уверенным в своих кулаках. Перед матчами он определял, вмажет ли вратарю и в какой очередности подерётся с полевыми игроками – вот такой был скаутинг. В 1986 году Боб стал чемпионом АХЛ в составе фарм-клуба «Детройта», и после финальной игры ему дали попробовать кокаин. Через год Проберт понял, что тратит на белый порошок около 40 тыс. долларов в год.
Развитие:
В 1989 году Проберт попался на границе между США и Канадой. Хоккеист спрятал 14 грамм кокаина в своих трусах. Он провёл три месяца в тюрьме, где докопался до всех своих сокамерников и едва не устроил пару драк. «Детройт» дал Проберту второй шанс. Терпение клуба лопнуло через пять лет, когда Проберт попал в аварию на своём мотоцикле. Содержание алкоголя в его крови в три раза превышало допустимую норму.
К моменту перехода в «Чикаго» Проберт прошёл уже пять курсов терапии от алкогольной зависимости. Бесполезно. Только подпортились отношения Боба с его супругой Дэни – муж, на самом деле, не лечился, а приставал к девушкам из медперсонала. Дэни часто спрашивали, почему Боб не знал чувства меры, когда дело доходило до алкоголя. Она не могла найти ответ.
Кульминация:
В 2010 году Боб отдыхал со своими детьми и родителями Дэни на яхте. Он грохнулся, схватившись за сердце, что-то прокричал про сильные боли в груди и потерял сознание. Сотрудникам скорой помощи не удалось завести ему сердце.
Развязка:
За непонятными обстоятельствами смерти скрывается одна история. Проберт свыкся с тем, что алкоголизм подошёл к своей финальной стадии и пробил ему голову. То есть сделал то, что не удалось 238 хоккеистам, с которыми Боб дрался за карьеру в НХЛ. За шесть месяцев до смерти Проберт сказал Дэни, что рано или поздно ему диагностируют энцефалопатию – заболевание головного мозга, которое часто встречается у игроков в американский футбол. Проберт разрешил Бостонскому университету (который работал в случае Бугарда) изучить его мозг после смерти. Ученые действительно обнаружили энцефалопатию, а комиссар НХЛ Гарри Беттмэн ещё раз подвергся жёсткой критике за недостаточное внимание к безопасности хоккеистов. Сам Проберт, однако, при жизни называл Беттмэна «чёртовым засранцем, который убил хоккей».