Завтра УНИКС начнёт полуфинальную серию чемпионата Единой лиги ВТБ с «Зенитом». «БИЗНЕС Online» вспоминает как главные тренеры команд бились друг с другом в качестве игроков.
Выход в следующую стадию даст победившей команде право участвовать в Евролиге. Команды из Казани и Санкт-Петербурга схоже провели этот сезон, вылетев из Кубка Европы на ранних стадиях и заняв высокие места в регулярном чемпионате Единой лиги ВТБ, и имеют примерно одинаковые шансы на выход в финал.
Для «Зенита» и его главного тренера Василия Карасева это будет шанс побороться за первую Евролигу в клубной истории, для УНИКСа и Евгения Пашутина – возможность реабилитироваться после неудачи в Кубке Европы. Самое интересное, что Карасев и Пашутин как тренеры сталкивались друг с другом в плей-офф только в Кубке России-2014, который, если быть объективным, мало что значил. Зато через историю их игровых противостояний можно просмотреть, как развивался весь российский баскетбол с конца 90-х до середины 2000-х.
Евгений Пашутин | |
Фото: Михаил Бормин |
ФИНАЛ СУПЕРЛИГИ-1999: «ЗОЛОТО» МЕНЯ НЕ РАДУЕТ»
Так получилось, что Евгений Пашутин и Василий Карасев, ныне главные тренеры УНИКСа и «Зенита», провели лучшие годы своих игровых карьер на рубеже веков. К концу 90-х Пашутин окончательно утвердился в роли живой легенды «Автодора» – единственного клуба, который был в состоянии конкурировать с ЦСКА из года в год. Карасёв вернулся в Россию после трёхлетнего путешествия по клубам Турции и Германии и как ни в чём не бывало стал лидером армейцев.
В 1999 году разыгрывающие впервые столкнулись в финале чемпионата России, что добавило интриги и без того яркой вывеске «Автодор» – ЦСКА. Но у дефолта, прогремевшего в стране годом ранее, были свои планы. ЦСКА был, на минуточку, единственным работающим баскетбольным клубом в Москве. Армейцы справились со всеми финансовыми трудностями по-тихому. В Саратове же разгорелся скандал. В самом начале плей-офф игроки «Автодора» объявили о забастовке, не выдержав очередных задержек по зарплате.
Раньше Владимир Радионов, президент и впоследствии главный тренер «Автодора», мог бы быстро решить такую проблему. Ведь в команде было всего 6 - 7 на что-то претендующих игроков, которые с пониманием относились к любой ситуации. Но в сезоне-1998/99 всё поменялось: команда впервые участвовала в Евролиге, появилась новенькая арена, подобрался приличный состав, клуб почувствовал тяжесть больших контрактов.
Пашутин оказался в весьма колкой ситуации: не хотелось и идти наперекор бастующим партнёрам по команде, и поливать грязью клуб, чьим многолетним капитаном он являлся. Евгений нашёл компромисс. В интервью «Спорт-экспрессу» 1999 года он не сказал ни слова о ситуации в клубе, но отметил важность возможного финала с ЦСКА: «Вдруг на сей раз нам улыбнётся фортуна, и мы выиграем. Такую победу деньгами не измеришь».
В том плей-офф «Автодор» отправлял на все выездные матчи пятерку молодых парней. Лидеры либо не хотели тратить силы, либо по чьему-то указу оставались в Саратове, чтобы привлечь внимание общественности. В любом случае разваливающийся клуб кое-как доковылял до финала с ЦСКА и провёл худшую серию чемпионата России за всю его тогдашнюю историю. 0:3 – конец славного «Автодора» и целой эпохи. Пашутин умудрился сыграть во всех трёх матчах серии, но это мало чем помогло.
«Чувствовалось, что в последнее время игроки «Автодора» занимались чем угодно, только не баскетболом. Но это их проблемы, – сказал Василий Карасев, надев на себя золотую медаль. – Я не могу себе представить, чтобы в какой-то ещё стране финальная серия чемпионата закончилась бы со столь явным преимуществом одной из команд. Если честно, медаль меня не особо радует». Что же, к безоговорочным победам армейцы привыкнут позже.
Василий Карасев | |
Фото: Ксения Старцева / parmabasket.ru |
ФИНАЛ СУПЕРЛИГИ-2002: ВТОРАЯ БИТВА УНИКСА И «УРАЛ-ГРЕЙТА»
«Шоу», «шоу», «шоу». В те времена слово из трёх букв произносили даже на федеральном телевидении. Например, команда КВН «Уездный город» так начала финал высшей лиги-2002, когда эту высшую лигу ещё можно было смотреть: «В Москве говорят: «Хорошее шоу!». А у нас в уездном городе это просто понты». В Перми который год происходил фантастический процесс: настрадавшийся российский баскетбол прокачивали теми самыми «понтами», которые по-столичному именовали «шоу».
Перед первым матчем финала суперлиги-2002 в пермском дворце спорта «Молот» проигрывалась видео-нарезка ярких эпизодов из игр «Урал-Грейта» и фильмов «Звёздных войн». Любой шум в зале заглушал рёв немецкой группы Rammstein. Повсюду висели афиши со слоганом «Звёздные войны за «золото». Карасев, который перешёл в «Урал-Грейт» летом, всё ещё не мог понять, происходит ли это всё в России. Ведь после того финала с «Автодором» он продержался в ЦСКА только год и снова уехал в Израиль. А пока она был заграницей, на родине прогремел провинциальный клуб, который обзавёлся, нонсенс, маркетинговой политикой.
Пашутин уже привык к пермской сенсации, поскольку это был его второй финал с «Урал-Грейтом» за два сезона в УНИКСе. Разыгрывающий играл в привычной для себя обстановке. Он попал в молодую во всех смыслах команду и оказался подальше от Москвы и ненужного внимания, не выдавал ошеломительной статистики, но стабильно попадал в списки лучших игроков. Разве только не тешил себя мечтой выиграть у ЦСКА в финале – в том сезоне УНИКС как раз воспользовался спадом армейского клуба, который набрал звёзд, но вылетел в начале плей-офф из-за неразберихи в администрации и тренерском штабе.
Перед началом финальной серии главный тренер УНИКСа Станислав Ерёмин указал на противоположность двух команд: «Если говорить упрощённо, «Урал-Грейт» в большей степени играет от нападения, а УНИКС – от защиты». В финале, который прошёл одновременно с началом чемпионата мира по футболу, победу одержал атакующий баскетбол «Урал-Грейта» – 3:1. Карасев и Пашутин, если судить по сохранившимся статистическим протоколам, провели серию одинаково – ни один не преодолел рубежа в 15 очков. Интересно, что и тот, и другой покинули свои клубы летом. Один не застал сражений «Урал-Грейта» с окрепшим ЦСКА, другой – захвата баскетбольной Европы Ерёминым, заручившемся в УНИКСе помощью литовских легионеров.
Евгений Пашутин в 2003 году | |
Фото: официальный сайт ЦСКА / cskabasket.ru |
1/4 ФИНАЛА СУПЕРЛИГИ-2003: ВСТРЕЧА ДВУХ «СТАРИКОВ»
Российский баскетбол перешёл в эпоху реставрации, и поколение Пашутина и Карасева постепенно отошло на второй план. В «Автодоре» зажёг Сергей Моня – 19-летний паренёк из бандитского района Саратова. В ЦСКА пришёл банкир Михаил Прохоров и «перехваченный» президент «Урал-Грейта» Сергей Кущенко. Национальный чемпионат пережил нашествие легионеров: четыре из пяти лучших баскетболистов сезона-2001/02 имели гражданство США. К тому же отечественные клубы показали самый успешный результат в еврокубках с момента развала СССР.
В этом вихре перемен Пашутин и Карасев пошли по одной и той же дороге, согласившись на продолжение карьеры с уменьшением роли на паркете. Всё-таки в 2003 году Пашутину исполнилось 34 года, Карасеву – 33. Пашутин стал игроком ЦСКА, куда помимо Прохорова пришёл легендарный специалист Душан Ивкович. Карасев подписал контракт с «Локомотивом» из Минеральных вод – клубом, который держался на энтузиазме Анатолия Сухачева.
Перед началом сезона «Локомотив» обзавёлся весьма солидным подбором легионеров. Но из-за проблем с финансированием большинство иностранцев покинуло команду к концу сезона. В «Локо» осталось играть 33-летнему Карасеву и молодым парням. А восьмое место в регулярном чемпионате выводило сразу же на ЦСКА. В итоге – три разгромных поражения от армейцев подряд. В одной из игр против клуба из Минеральных вод Пашутин отдал 11 передач за 20 минут, вспомнив себя лучших времён. Дальше он узнал, что такое «Финал четырёх» и наконец-таки выиграл чемпионат России. Только уже в ЦСКА, а не против него.