Вчера на 80-м году жизни после продолжительной болезни скончался профессор кафедры естественно-научных и медико-биологических дисциплин Поволжской академии спорта и туризма Абдулахат Чинкин. С 1999 по 2005 год Абдулахат Сиразетдинович был ректором Камского государственного института физической культуры в Набережных Челнах. «БИЗНЕС Online» с помощью интервью 5-летней давности вспоминает, каким был Абдулахат Чинкин.
«ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ МИНУЛЛА ЧИНКИН ВСЕГДА БЫЛ ПРИМЕРОМ»
– Интерес к спорту у меня был заложен, скорее всего, родителями и окружающими. После войны в наших сельских районах, а я выходец из Батыревского района Чувашской республики, спорт занимал важное место в жизни людей, благодаря Сабантуям. Причем в те годы люди не ограничивались курешем, скачками, бегом в мешках, перетягиванием каната и лазанием по столбу. Нет, наш Сабантуй был чем-то похож на нынешние спартакиады. К примеру, мы играли в волейбол, в который тренировались практически каждый вечер, были легкоатлетические соревнования, гири народ очень уважал.
Абдулахат Сиразетдинович Чинкин | |
Фото: Павел Железняков |
Окружение у меня было очень спортивным. К примеру, мой двоюродный брат Минулла Чинкин (наставник олимпийской чемпионки Гульнары Галкиной-Самитовой, - авт.) всегда был для меня примером. Когда я учился в седьмом классе, к нам в село вернулся из армии Расих Камалетдинов, который еще до армии, успешно занимался спортом. Он стал работать учителем физкультуры в местной школе и начал приучать к занятиям спортом нас – своих учеников. Сам же он выступал в чемпионатах СССР среди сельских спортсменов. Кроме него, примером для нас был и наш прославленный бегун Расих Бикчурин, который был чемпионом РСФСР по легкой атлетике. В соседнем районе жил блистательный спортсмен Ардалион Игнатьев. Они были наши ориентирами, маяками, людьми, с которых мы брали пример. Соответственно, и мне в детские годы сложно было оставаться в стороне от спорта, которым занимались и друзья, и родственники. Когда поступил учиться в педучилище, там еще больше увлекся спортом, причем акробатикой. Учителем физкультуры у нас был такой замечательный человек, как Виктор Алексеевич Булдыгин, большой энтузиаст спорта.
НА ЧЕМПИОНАТЕ КАЗАНИ ПО ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ ПРОИГРАЛ АЛЕКСАНДРУ КУРЫНОВУ
Когда я в пединституте поступил на факультет физвоспитания, то сразу встал вопрос - чем заниматься? Решил для себя, сделаю уклон на гимнастику и баскетбол. Первое у меня здорово получалось, потому что гимнастикой я еще в школе занимался. А в баскетболе для меня большой проблемой было просто поймать мяч после паса. Полгода походил на тренировки, кое-что начало получаться, как в зимнюю сессию необходимо было сдавать зачет по легкой атлетике. И я, даром что первокурсник, выше всех тогда прыгнул. Преподаватель Николай Колчин тут же предложил: «Бросай свою гимнастику, будешь легкоатлетом». Николай Тимофеевич, наш прославленный спортсмен и тогда был очень авторитетным в этом деле человеком, и я его послушал. Не зря. Весной я уже выиграл вузовские соревнования по прыжкам в высоту, не только у своих однокурсников, но и у студентов старших курсов. Тогда у нас практически все прыгали «перекатом». И я показал результат 160 сантиметров. «Перекидным» прыгали более профессиональные легкоатлеты, а американский прыгун в высоту Дик Фосбери показал на соревнованиях свой именной стиль чуть попозже.
Более того, я попробовал в своей спортивной, назовем ее так, карьере, и тройной прыжок. Увидел, как на одной из тренировок на стадионе «Трудовые резервы», прыгает наш известный в то время казанский спортсмен, и заинтересовался: что это за вещь такая – тройной прыжок. Показали мне технику тройного прыжка. Причем, легкоатлетическая дорожка стадиона в то время была разбита, разбегались мы прямо с травы с футбольного поля. И на первых же своих соревнованиях я выполнил третий разряд. И тут, что называется, включил голову. Для прыжков в высоту у меня не хватает роста, для прыжков в длину, скорости не достает. А тройной как будто специально для меня придуман. В первый же год тренировок я улучшил свой результат на метр с лишним. Началось у меня «головокружение от успехов». Думаю, если дело так и дальше пойдёт, результаты будут расти в такой прогрессии, то через два года я и на Олимпиаду в Риме могу попасть! Но… повезло чемпионам и призерам римской Олимпиады. Результаты у меня как будто застыли. А когда снова начался рост через два года, Олимпиада уже прошла.
Спорт в Казани тогда был не самого высокого уровня. К примеру, вот я являюсь бронзовым призером студенческого чемпионата Казани по…тяжелой атлетике. Причем, уступил самому Александру Курынову - олимпийскому чемпиону. Гордо звучит? А на самом деле, зашел я на какой-то из своих тренировок в зал тяжелой атлетики, где мы поддерживали свою форму, и мне показали, как делать рывок и толчок. А на ближайших соревнованиях выставили за сборную пединститута в одной категории с Курыновым и еще каким-то мастером спорта из КХТИ. Те, естественно, легко заняли свои призовые места. Курынов и вовсе выходил к штанге только по разу, рванул 120, толкнул 140 и взошел на первую ступень пьедестала. А я со своими 85 и 110 килограммов финишировал с «бронзой».
Что касается тройного прыжка, то мучился я с ним уже будучи преподавателем. За тренировку «напрыгивал» целый километр. А никакого роста результатов не было. Потом, помню, послали меня со студентами на лето в район работать. Осенью приехал – результат улучшил. Зиму того года я не тренировался толком, разве что физподготовкой занимался, в волейбол играл, в баскетбол, на лыжах бегал. В общем, делал всё то, что называется общефизической подготовкой. Да еще «растолстел» до 76 килограммов, благо всю зиму на сметану и творог налегал. И что вы думаете? Если ранее прыгал на 14 с небольшим метров, то весной того года прыгнул на 15 с лишним. Пик формы у человека – тонкая материя. Подчас целенаправленная работа не может принести адекватного результата, а подчас он растёт, можно сказать, «на отдыхе», за счет заложенной ранее работы.
«ПОСЛЕ АРМИИ ПРОСНУЛСЯ НАСТОЯЩИЙ «ЖОР» К УЧЕБЕ»
После окончания пединститута я для себя решил: хватит учиться, надо работать! Но тут меня забрали в армию. Причем, если первоначально разговор шел о спортроте, то служить я начал в обычной части. До той поры, пока счастливый случай в лице нашего полковника, мастера спорта, не вернул меня своим приказом в спорт. Однако те два года в армии прошли для меня, можно сказать, даром, без серьезных тренировок. Тренером у нас был обычный военный, который не мог дать нам каких-либо методик для тренировок. Зато после армии у меня, скажем так, проснулся настоящий «жор» к учебе.
Думал, почему я сам не могу тренировки проводить? Столько лет тренируюсь, а не могу толком свои наработки систематизировать. Но пока раздумывал, куда мне пойти учиться, счастливый случай, в лице нашего старого знакомого Николая Колчина, подсказал мне другой жизненный путь – пойти в ветеринарный институт преподавателем физкультуры и совершенствоваться там.
Надо было определиться, – по какой стезе пойти? Когда я поехал в МОПИ, Московский областной пединститут, то известный физиолог профессор Давид Розенблюм предложил мне поработать над темой, связанной с дыханием спортсменов во время тренировочного процесса. Дело дошло до моего поступления в аспирантуру. Но тут в мою судьбу опять вмешался случай. Проходя как-то мимо кабинета, где заседала наша кафедра, я услышал, как наш декан Шамиль Галеев говорит о том, что у нас нет желающих поступать в аспирантуру. Я его поправил: «Почему нет, Шамиль Хасанович, вот я хочу поступать!» Он, услышав это, обрадовался, - хорошо, - говорит, - включу тебя в план подготовки аспирантов. Но, пока шел до кабинета, где занимались распределением будущих аспирантов, забыл фамилию моего профессора Розенблюма (смеется). Зато запомнил, что заниматься я хочу физиологией. И записал меня к профессору Осману Курмаеву, нашему известному физиологу. Тот, конечно, удивился, что меня направили в его группу без первоначального согласования, но согласился меня взять.
Когда я поступил аспирантом на кафедру анатомии и физиологии, то начал работать над темой для реферата. Для научных разработок использовали собак, которым повышали тренированность занятиями на беговых дорожках. В результате активных тренировок, удалось снизить пульс собак во время занятий с 80 до 53 ударов в минуту. Что доступно только очень хорошо кардиотренированным спортсменам. По результатам наших опытов я написал статью в ведущий советский журнал, занимающийся вопросами физиологии. Она вышла в свет в 1970 году, в то время как в Америке к подобным результатам пришли только в 72-м году. Что касается нас, то в пединституте создали лабораторию, которая продолжала вести свои эксперименты уже на крысах. Правда, их невозможно было заставить бегать на беговой дорожке, мы следили за ними по время плавания, в качестве нагрузки цепляя на них различные грузики. По результатам исследований я защитил кандидатскую диссертацию.
«РЕКТОРСТВО В ЧЕЛНАХ, ВО МНОГОМ, БЫЛО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО ВОЛЕЙ СЛУЧАЯ»
Что касается ректорства в Челнах, то оно также, во многом, было предопределено случаем, точнее, сложившимися обстоятельствами. К тому времени у меня умерла супруга, испортились отношения с руководством. И когда мне поступило предложение поехать на работу в челнинский институт физкультуры, причем, скажем так, вторым человеком на кафедре, то я долго не раздумывал. Должность меня устраивала, должностные обязанности – тоже, благо я никогда не рвался во властные структуры. Но обстоятельства так сложились, что уже вскоре я стал заведующим кафедрой. Еще через некоторое время меня назначили заместителем ректора по учебной работе. А вскоре, к моему глубокому сожалению умер наш ректор Виктор Цыганов. И по статусу, будучи проректором по учебной работе, я стал исполняющим обязанности ректора. К тому времени, когда назначили выборы нового ректора, я, видимо, успел проявить себя в новой должности и на выборах дело до второго тура не дошло.
Что запомнилось в работе ректора? Честно скажу, очень много пришлось заниматься хозяйственной работой. Финансирование – зарплаты, стипендии, коммунальные услуги, все это пришлось поддерживать в тяжелейших условиях, которые переживало всё наше государство. Много времени уделялось оформлению наших зданий в собственность вуза, аккредитацией академии и так далее. Я не считаю себя прирожденным руководителем. Но шесть лет мне пришлось работать ректором, как раз в то самое время, когда очень важно было не завалить работу всего института. История показывает, что нам это удалось. Помимо всего прочего, нам в институте физкультуры удалось поправить серьезное отставание в остепенённости наших преподавателей. Когда я возглавил институт, процент остепенённости преподавательского состава был очень низким - 29 процентов. Я еще на выборах пообещал, что эта цифра будет выше 50-ти. Так и получилось, наши преподаватели за время моего ректорства, защитили три докторские и 20 кандидатских диссертаций. Что касается учебной работы, то, замечу, что шла она неплохо, благодаря тому факту, что вуз располагал опытными заведующими кафедрами.
Досье «БИЗНЕС Online»
Абдулахат Чинкин (22 апреля 1937 года – 3 июня 2016 года).
Родился в татарской деревне Полевые Бикшики Шыгырдановского района Чувашской АССР.
В 1951 году закончил семилетнюю школу, и поступил в Батыревское педагогическое училище. Проработал учителем начальной школы до 1955 годы. В 1959 году с отличием окончил Казанский государственный педагогический институт, отслужил в армии. В 1961-1991 годы работал в Казанском государственном ветеринарном институте преподавателем на кафедре физвоспитания. В 1971 году защитил кандидатскую диссертацию, стал кандидатом биологических наук, в 1989 годы защитил докторскую, в 1990 годы стал профессором, в 2002 году ему присвоено звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации». В 1991 году его пригласили на работу в Набережные Челны в филиал ВГИФК на должность заведующего кафедрой медико-биологических дисциплин. В 1997 году был назначен проректором по учебной работе. С 1999 по 2005 годы - ректор КамГИФКа. С 2007 по 2011 годы – профессор кафедры анатомии и физиологии КамГАФКСиТ. С 2007 по 2005 годы – проректор по общим вопросам КамГАФКСиТ.
В 2011 году создал кафедру естественно-научных и медико-биологических дисциплин Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма и был её заведующим до 2015 года.