Казанский боксёр Арам Амирханян сейчас готовится к участию в вечере профессионального бокса в Москве. Готовится, прямо скажем, оригинально прямо во время обеденного перерыва. О том, как завоевать звание чемпиона России, тренируясь три раза в неделю, работая начальником цеха на кожевенной фабрике, и, будучи в розыске, из-за нежелания служить в армянской армии в материале «БИЗНЕС Online».
ВМЕСТО УЧАСТИЯ НА УНИВЕРСИАДЕ ЗА РОССИЮ, ПОЕХАЛ НА ЧЕМПИОНАТ МИРА ЗА АРМЕНИЮ
В бойцовском клубе Golden Tiger малолюдно. Среда, полдень, казалось бы, не время для того, чтобы молотить по груше. Скорее это время «околачивать груши», все-таки, обед. Именно это время тратит три раза в неделю наш собеседник Арам Амирханян, для того, чтобы приблизиться к своей мечте – выиграть чемпионский титул в профессиональном боксе. Тем самым, сделать то, чего ему не удалось в полной мере достичь в любительском, которым он занимался.
- Арам, помнится, перед Универсиадой в Казани вы в числе шести казанских боксёров рассматривались, как кандидат на попадание в сборную России, а в итоге выступали на чемпионате мира, как представитель Армении. Сразу непонятно – как это произошло?
- Откуда там шесть человек могло быть в списке? Это очень много, очень оптимистичный список получался. На самом деле, среди реальных претендентов были только я и еще один боксёр из КГАСУ Евгений Ермаков из Удмуртии, который тогда выступал за Татарстан в параллельном зачете. На нас и делали ставку местные руководители.
Арам Амирханян в центре. Справа тренер сборной Татарстана Александр Максютин | |
http://www.kgasu.ru/ |
- Почему не сыграла эта ставка?
- Хороший вопрос, сам им задаюсь. В целом, в том сезоне было три главных старта – чемпионат Европы, Универсиада, и чемпионат мира. На них, в принципе, должны были отправить разных участников. Первый номер сборной должен был поехать на «Европу» и на «мир», а второй член сборной, обязательно студент, должен был участвовать в Универсиаде. Мы и готовились, а решали всё в итоге тренеры сборной, во главе с Александром Лебзяком. Поначалу нам сказали, что победитель чемпионата России среди студентов и станет участником Универсиады. Выиграл в итоге я. Потом нам сказали, что будущие участники «Европы», «мира», и Универсиады определятся по итогам спаррингов из восьми сильнейших боксёров в каждой категории на сборах. А мне пацаны из сборной сказали, что никакой восьмёрки не будет, всё уже определено. По итогу на Универсиаде должен был боксировать уфимец Андрей Замковой, на «Европе» Александр Беспутин из Свердловской области. А уже в зависимости от их результатов определялся участник чемпионата мира. Так и случилось. Что касается меня, то я получил приглашение поехать на спарринг-поединки в Армению. Сразу решил, что это тема, там у меня мама до сих пор живёт. Поехал, приглянулся местным тренерам, которые формировали состав сборной на чемпионат мира. Так я вместо участия в сборной России на Универсиаде, поехал на чемпионат мира в Казахстане, как член сборной Армении.
«ВЫШЕЛ НА БОЙ, А У МЕНЯ ПОЛТЕЛА КАК БУДТО ОТКЛЮЧИЛОСЬ»
- Во всех олимпийских видах спорта есть понятие «спортивное гражданство». Там нельзя выступать за различные сборные, как заблагорассудится.
- Согласен, у нас тоже есть правило, когда при смене сборной человека на три года сажают «на карантин», если он уже выступал за другую страну. Я выступал за Россию на Кубке нефтяных стран, и сам не был уверен, что попаду в состав сборной Армении. Как это проканало, сам не понимаю. Может, тот турнир был неофициальным, либо тренеры сборной России не протестовали по поводу моего участия на чемпионате мира в составе сборной Армении. Я же, если честно, не мешал россиянину Александру Беспутину на турнирном пути. Мы могли встретиться только на стадии полуфинала, может, какие-то планы в этом отношении были. В итоге мы с Беспутиным вылетели со стадии четвертьфиналов. Это всё предположения. По факту, я приехал на чемпионат мира с двумя паспортами, и отдал на мандатном совещании «свежий», армянский. Сам был не в курсе – буду боксировать, нет? На мандантой меня отметили, и я выдохнул, всё, теперь я на «мире».
- Какой бардак у вас в боксе…
- О-о, вы даже не представляете – каких размеров. Я из всего происходящего понял, хочешь чего-то добиться, сделай это сам. Сам чемпионат мира я никогда не забуду. После первой победы над израильтянином я простудился. Во втором бою на морально-волевых выиграл у литовца Эймантаса Станиониса (чемпион Европы 2015 года, - ред), а в третьем бою попал на одного из фаворитов того чемпионата мира Марвина Кабреру из Мексики. А я ко времени поединка с ним был живой наполовину. Только переоделся, как меня холодный пот прошиб. Напшикал в нос, чтобы продышаться, начал разминаться перед боем, чтобы пульс поднять, и у меня судорогой схватило мышцы спины. Оп-па, у меня, как будто половина тела отключилась. Тут, я думаю, и нехватка калия сказалась, обезвоживание, я же тогда вес сгонял. Выхожу на ринг, пробую сделать какое-то движение правой рукой, и тут же сажусь. А соперник высокий, такой же левша, как и я. Надо как-то с ним боксировать, а я не знаю - как? Ни плана, ни здоровья, думаю, ладно, что-нибудь придумаю. И придумываю, сжался весь, «артиста включил», как будто боксирую, а сам «кидал» время от времени джеб, финтил, главное, чтобы мексиканец, как и я, не мог драться. Со стороны это кошмарно смотрелось. Там с казахстанским комментатором сидел Серик Сапиев - олимпийский чемпион 2012 года, звезда бокса в нашей категории, и они в прямом эфире обсуждали, что я вообще не «уровень участника чемпионата мира… никакого бокса нет…. как он на чемпионат попал…» В итоге судьи дали мне победу – 2:1.
Амирханян (справа) в защите | |
http://www.armsport.am/ |
«ВЫЖАЛ ИЗ ТОГО ЧЕМПИОНАТА МИРА МАКСИМУМ»
- А на кубинца Ариснойдиса Деспейна сил уже не хватило?
- Нет. Там еще политические моменты вмешались, потому, что в других категориях кубинцев немного «придушили». Короче, у меня не было шансов, но всё равно, я считаю, что выжал из того чемпионата мира максимум, который можно было выжать. Вырвал на зубах, на характере, на детской мечте. За этот чемпионат меня потом армяне в розыск подали.
- То есть?
- Шучу уж. Там посчитали, что я теперь гражданин Армении, значит, должен служить в местной армии. А я на это не «подписывался». На меня подали в розыск по странам бывшего СНГ, как на дезертира. Однажды в Москве меня, кстати, «закрыли». Из отделения полиции позвонили в Армению, говорят – приезжайте, забирайте. Оттуда ответили – «давайте, отправляйте его сюда». Россияне упёрлись, он вообще-то гражданин России, если что, как его экстрадировать в Армению? В итоге московский прокурор, который рассматривал моё дело, написал бумагу, что я гражданин России и имею право не служить в вооруженных силах Армении. В принципе, этой бумагой пока и спасаюсь, иначе при каждой проверке по СНГ буду получать: мера пресечения – арест. Правда, в декабре мне 27 лет, и призывной возраст подойдёт к концу, надеюсь, и в Армении успокоятся на этом.
- Именно из-за этих проблем не случилось у вас дальнейшего выступления за сборную Армении?
- Да, я уже после чемпионата мира 2013 года понял, что больше не буду за неё выступать. Правда, перед чемпионатом мира 2015 года опять пошли разговоры, что мог бы поехать, отбоксировать. Но в сборной Армении главный тренер поменялся, пришел тот, который меня не знает. И при моей кандидатуре, он «врубил Дона Кинга», заявил: «пусть он сначала приедет, выиграет чемпионат Армении». Ему ответили, что у меня проблемы, надо их решить, пацан стоящий, на мире, будучи больным, дошел до четвертьфинала. Без реальной подготовки, без опыта участия в международных турнирах, практически «с улицы». Но он свою позицию не изменил, на что я просил ему передать «пламенный привет».
«ВИЗУ В АМЕРИКУ НЕ ДАЛИ: НИ СЕМЬИ, НИ КОЛА, НИ ДВОРА, «САЛАМ, БОСОТА»
- В советские времена Армения была очень сильной боксерской державой. Владимир Енгибарян, Исраел Акопкохян, Ншан Мунчян, это звезды мирового уровня. Как обстоят дела сейчас?
- Сейчас ситуация не ухудшилась, факт только в том, что армяне выступают по всему миру. На том же чемпионате мира 2013 года трое бились за Германию, двое за Россию, один за Беларусь. В том же профи-боксе Артур Абрахам из Германии или Вик Дарчинян из Австралии, это выходцы из Армении (соответственно, Аветик Абрахамян и Вахтанг Дарчинян, - ред.) Миша Алоян и Давид Айрапетян из нынешней сборной России – тоже армяне, а на самом деле у нас армян десятки. Я как-то на чемпионате России в Сыктывкаре боксировал, и по легким весам видел, как одни армяне дерутся друг против друга. Это ладно в моей категории до 69 килограмм я был один такой.
- Одним словом, в СССР все на рынке стояли, а сейчас – на ринг.
- (Смеется). Как-то так. Что касается меня, то после чемпионата мира, исполнения детской мечты, как я сказал, на год с боксом завязал. Учебу закончил, поехал в Москву, познакомился с девушкой, начали жить вместе. Подписал контракт, согласно которому должен был драться в Америке. А мне визу не дали. Логика такая – семьи нет, ни кола, ни двора, «салам, босота». Тогда я подумал, фиг с ним, с боксом, вернулся и устроился на работу в Казани. Расписался с любимой девушкой, у нас родился ребенок.
Арам Амирханян (справа) на тренировке со спарринг-партнером Ильей Бересневым | |
- А вы родом из Казани?
- Нет, родился в Ереване, еще когда был Советский Союз. Потом родители переехали в Казань, которая для меня стала родным городом. Я учился здесь в 121-й школе, что находится на улице Космонавтов, потом поступил на бюджетное отделение в архитектурную академию. Ничего необычного в биографии нет.
- Как нет? Начальник цеха – боксёр! Сразу устроились на руководящую должность?
- Нет, конечно. Как говорится, прошел все пути карьерного роста. Вначале занимался подбором персонала, потом осуществлял контроль за персоналом, потом контроль за технологиями, выработками. Потихоньку поднимался и дорос до начальника цеха.
- С образованием архитектурного вуза?
- Я учился на инженера-технолога, плюс учусь премудростям по ходу дела. К примеру, к нам на практику пришли дипломницы КХТИ, со своими вопросами для диплома, и я только на два вопроса не смог ответить – сколько стоят киловатт электроэнергии и кубометр технической воды. Ну, вот не надо это знать назубок на практике. Получается, что в принципе, я уже владею знаниями для сдачи диплома в КХТИ (смеется). Осталось только досконально выучить рецепты каждого химического процесса, каждого артикула, но это вообще теория, которую и знать нет необходимости. В мою степень ответственности входят организационные моменты, механические операции, и так далее. Сейчас тружусь в отделочном цехе, где кожа доводится до готовности. Еще месяц полтора там поработаю, и получится, что я проработал во всех цехах нашей кожевенной фабрики «Сафьян».
«ВАЖНО ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ГОЛОВУ С ОДНОГО НА ДРУГОЕ»
- Как ездите на бои?
- Беру отпуск за свой счет, мне на работе идут навстречу. Там же в курсе, что я занимаюсь профессиональным боксом, и, если прихожу на работу с фингалом, знают, что я получил его не в бытовой драке.
- У вас сейчас три тренировки в неделю, и этого хватает для подготовки к серьезным боям?
- Примерно таким образом я готовился к бою за звание чемпиона России по профи. В соперниках был Уктамжон Рахмонов из Узбекистана, четвертьфиналист Олимпиады в Лондоне. Мы с ним дрались в конце апреля в Москве, 10 раундов, я выиграл решением судей. Сейчас готовлюсь к рейтинговому бою, вслед за ним есть перспективы осенью драться за титул интерконтинентального чемпиона.
- И вся подготовка – это три тренировки в неделю? Без спаррингов?
- Ну, я еще по вечерам бегаю, повышаю функциональную готовность. По воскресениям хожу в спортзал «Трудовые резервы», и дерусь там со всеми, кто тренируется. Сам уже варьирую тактику по ходу дела. Если соперник легче меня или слабее, я больше на уходах работаю, двигаюсь, если тяжелее – применяю другую тактику. Вы поймите, даже время для этих трех тренировок в неделю с Ильей Бересневым я вырываю из обеденного перерыва, чуть пораньше уезжаю с работы, даю подчинённым определенное задание, возвращаюсь, быстро кушаю, и контролирую рабочие процессы. Потом, напомню, у нас с женой маленький ребёнок, семье тоже надо уделять внимание. Плюс от этого графика жизни – мне не надо гонять вес, скорее, даже наоборот, я бы сейчас прибавил в мышечной массе, только вот откуда её взять. Да и голова не заморачивается, поскольку я постоянно переключаюсь с одного дела на другое.
Арам Амирханян (на высшей ступени пьедестала) после победы на студенческом чемпионате России | |
http://www.kgasu.ru/ |
- Это важно?
- Для боксёров, я считаю, очень. К счастью, это понимают и мои наставники. К примеру, перед предыдущими боями мне «отпускали вожжи», когда видели, что я готов функционально, чтобы не зацикливался на предстоящем поединке.
- Я вспоминаю, как Роман Кармазин рассказывал, что мог посреди ночи встать и начать тренироваться, потому, что просто не мог уснуть из-за перетренированности.
- У меня такое было во время чемпионата России по любителям в Сыктывкаре. Так загнался, что уснуть не мог, до семи утра лежал и считал, сколько раз мигнёт лампочка на стене (датчик контроля движения, – ред.). Доходил до пятисот, потом снова начинал считать. В итоге проиграл на ринге человеку, которого на сборах не «уронил» только из-за милосердия. Сейчас у меня на эти «загоны» нет ни времени, ни возможности. Максимум перед боем могу почитать что-то о противнике, посмотреть его бои, если найду в интернете. Того же Рахмонова я смотрел два боя, один по любителям, другой по профи. Этого мне хватило, чтобы понять, что его невозможно просчитать. Он с какой-то своей техникой, против которого надо было на ринге всё решать, а не планировать что-то заранее.
«МОЯ КАТЕГОРИЯ – САМАЯ ПОПУЛЯРНАЯ»
- Удивительно, что уже этот бой был на десять раундов, в то время, как новички в профи-бое растут довольно медленно. Вначале четыре раунда, потом – шесть, а тут сразу десять.
- У меня нет времени ждать и засиживаться. Менеджеры порешали вопрос, нашли возможность подраться за вакантный титул, предложили по 70 тысяч рублей, штука баксов, в среднем. Я для себя решил, что лучше сразу на десять раундов выходить, зато в голове пазл сложится – профи-бокс это моё дело, или не стоит им продолжать заниматься. А то у меня и семья, и работа, кредиты, съёмная хата, чего тут заморачиваться от того, что раундов будет не шесть, не восемь, а десять. Жизнь – «страшнее». Я уже даже не интересуюсь, кто там выйдет против меня в следующем бою.
- Кто является промоутером боёв, в которых вы участвуете?
- Шамир Петросян. Он проводит боксерское шоу Gladiator, в московском Korston Club. Второго июня было очередное шоу, главным стал поединок Максима Власова и украинца Исмаила Силлаха.
- И самарец Власов выиграл. Я помню, он, в своё время, был на контракте у казанского менеджера Рината Юсупова.
- Возможно. Теперь он, как и я, на контракте у Шамира Петросяна. Всего нас пять боксёров. Лично Шамир давно хотел со мной работать, он еще на Таффайте ко мне присматривался. Сейчас мы с ним в хороших отношениях, с первого же разговора произвели друг на друга очень хорошее впечатление. Здесь в Казани тренируюсь с Ильёй Бересневым.
- Которого я знаю, как бывшего журналиста «БИЗНЕС Online». Как началось ваше сотрудничество?
- За день до боя с Рустамжоном Укмановым познакомились, теперь работаем. Никак нельзя без тренера, без человека, который бы стоял над душой, заставлял тебя делать что-то, когда тебе уже ничего не хочется. У нас еще категория 69.9 г – очень сложная. Народу много, на том же чемпионате мира, помню, было в районе 65 бойцов в категории. Популярный вес, и интересный для зрителя, тут уже и бьют более увесисто, чем в лёгких весах, и двигаются быстрее, чем по супертяжам. По профи самые известные сейчас Флойд Мейвезер, Мэнни Пакьяо.
- Мейвезер уже ушел из бокса, не дождавшись вашей встречи на ринге. У него теперь бабки и тёлки, которых он на видео осыпает этими бабками. Это у вас – работа, кредиты, съёмная хата...
- Ну, брат, каждому своё.
Амирханян (справа) в составе сборной Армении | |
http://www.armsport.am/ |
Досье «БИЗНЕС Online»:
Арам Амирханян. Родился 24 декабря 1989 года в Ереване, Армянская ССР.
Достижения в любительском боксе: чемпион России среди студентов 2013 года. Победитель Кубка нефтяных стран. Чемпион Москвы. Четвертьфиналист чемпионата мира 2013 года в составе сборной Армении.
В профессиональном боксе: Чемпион России. На данный момент провел 4 поединка, все выиграл, один нокаутом.
В боевых единоборствах: Победитель 12-минутных боев на выживание Таффайт (Москва).