Морозов летит в прошлое. Кому нужны «Крылья Советов»?

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассматривает вопрос целесообразности потенциального включения в состав КХЛ, а также развенчивает некоторые мифы о клубе.

МОРОЗОВ РАСПРАВЛЯЕТ «КРЫЛЬЯ»


Фото: официальный сайт МХЛ
В конце апреля в Москве помпезно прошла презентация возрождённых «Крыльев Советов». Под громогласные аплодисменты ветеранов «сетуньского» хоккея, президентом клуба стал Алексей Морозов. Спустя некоторое время прошла пресс-конференция, на которой новый президент озвучил стратегию развития клуба. На первом этапе клуб будет играть в Молодежной Хоккейной Лиге, и возможно заимеет команду в ВХЛ. А следом, в 2019 году, «КС» вернутся в КХЛ с обновленным дворцом в родном районе Москвы. Мечты руководителей и ветеранов клуба можно понять – им обидно видеть то, что творится сейчас с легендарным клубом. Раньше «крылышки» были грозой лиги, известным брендом, вся Сетунь собиралась на матчах клуба, арена была полная, было громко, как сейчас в Новосибирске, а школа работала как часы, ежегодно поставляя десятки хоккеистов во взрослый хоккей. Эти старые добрые советские времена, все скучают по ним. Но вот тут определенная проблема. Как можно ностальгировать по тому, чего не было? Что, если популярность «крылышек» – это самый раскрученный миф советского хоккея, и что клуб не нужен даже в своём родном месте?


На графике сверху показана средняя посещаемость «Крыльев» за 30 лет. Эта иллюстрация очень показательна, но мы сделаем и ряд выводов:

Самым посещаемым сезоном в истории клуба был 1977/78. Среднее количество зрителей на каждом матче достигло показателя в 6444 человека. Даже по современным меркам это очень хороший результат, безусловно. Однако не стоит сразу же говорить, что это нечто выдающеюся. Все свои матчи «крылышки» провели в Москве на стадионе «Лужники». И в тот момент никто даже не мог подумать, что вскоре все будут ассоциировать клуб не с Москвой, а с Сетунью. Кроме того, в этом году команда под руководством Игоря Тузика стала бронзовым призёром чемпионата страны.

Сам по себе сезон 1977/78 был самым посещаемым за всю историю советского хоккея – 6070 человек на каждом матче. Только представьте – средняя посещаемость московского «Спартака» составила 10588 человек, а годом ранее ранее она была еще выше – 10893 зрителя. Это был абсолютный рекорд среди российских клубов, в тот момент «красно-белые» были действительно народной командой. И если «КС» завоевали бронзовые медали, то «красно-белые» провалили сезон, заняв лишь восьмое место. Данный результат продержался на «вершине списка» 36 лет и был побит лишь в сезоне 2012/13, когда в Санкт-Петербурге народ массово повалил на СКА. Так вот, среди московских команд «Крылышки» показали худший результат. Да, это был в какой-то мере «бренд», но он всегда был на задворках в столице.



После рекордного сезона начался спад, и с тех пор средняя посещаемость «КС» ни разу не превысила отметку в 4000 зрителя. Исторический момент в истории клуба произошел в 1980 году, когда клуб таки переехал в Сетунь. И что же мы видим? То, что лишь в первый сезон у жителей района был какой-либо интерес к команде – посещаемость составила 3623. Но клуб не пережил проверку вторым сезоном: сетуньцы вдруг перестали интересовать клубом. В сезоне 1983/84 средняя посещаемость составила, только представьте, 873 зрителя. Это абсолютно худший результат за всю историю элитного советского хоккея (конечно, если не учитывать тот факт, что не все протоколы опубликованы в сети). Девять раз за десять лет московский клуб был худшим в стране, лишь однажды пропустив позади себя харьковское «Динамо». Общая средняя же посещаемость в Сетуни в рамках чемпионата СССР, составила 1776 зрителя. Да, можно парировать, что это бренд, даже в Северную Америку турне устраивали, продвигали отечественный хоккей в массы, однако хоккей видоизменился. Но разве клубы НХЛ приезжали в Сетунь? Для советского хоккейного руководства главное было показать свою силу иностранным друзьям-соперникам, нежели порадовать болельщиков клуба.

Фото: fratria.ru

Вернемся к посещаемости. Звучит парадоксально, в российское время показатели даже увеличились. В стране был кризис, а московский хоккей лихорадило. ЦСКА развалился на две части, «Спартак» стал подавать признаки скорой кончины. «Динамо» же, наоборот, соперничало с «Ладой» за звание лучшей команды страны. Началась эра «провинциального» хоккея, когда на главные роли вышли вчерашние андердоги – «Ак Барс», «Металлург», «Авангард», «Локомотив». «Крылышки» же подхватили «московскую» болезнь – клуб то вылетал, то возвращался в элиту. В сезоне 1998/99 «КС» показали лучшую свою посещаемость в современной истории – 3490 зрителя в среднем. На самом деле это приличный показатель, кризис тогда был по всей стране. Для жителей не самого благоприятного района столицы хоккей стал отдушиной. На него ходили даже в Высшей Лиге. «Крылья» на самом деле могли возродиться как «клуб среднего уровня». Но когда ситуация в стране нормализировалась, жителям Сетуни опять стало плевать на команду – средняя посещаемость в 21 веке составила 2290 человек. Это чуть больше половины дворца. И вот в очередной раз клуб возвращается. Но для кого? Некоторые поставят в пример «Спартак», который воскрес, и собирает в среднем по 6,5 тысяч человек. Но «красно-белые» переехали в «Лужники», это по-настоящему московский клуб. А «КС» останутся в Сетуни, ведь за её пределами команда никому не нужна. А статистика показывает, что и в этом районе Москвы клуб не особо жалуют.

Алексей Морозов
Фото: moskva.bezformata.ru

Так вот: это ли есть традиции? Безусловно, титулов у клуба прилично. Но нельзя всё мерить титулами, они скрывают все негативные моменты клуба. Ими будут манипулировать, говоря, что такому клубу не место в забвении. Безусловно, «крылышки» не должны быть на кладбище истории. Но и в КХЛ они не должны быть. Для Высшей Хоккейной Лиги такой клуб будет приятным подарком. Это и пиар, и в какой-то мере брендовый коллектив. Но вот появление четвертой московской команды – это плевок в лицо всем любителям хоккея в провинции. Пермь, Пенза, Тюмень – все они достойны играть в КХЛ также, как и «КС». Вот только во главе московского клуба встал Алексей Морозов, человек, который может привлечь спонсоров ради родного клуба. А у «Молота» и «Дизеля» таких нет. И это есть невероятная поддержка и любовь сетуньцев к хоккеею? В Москве и так много проблем – финансирование «Динамо», стадион ЦСКА. Посещаемость армейцев крайне позорна – 4400 человек. Появление еще одного такого «показателя» в КХЛ нежелательно. Лига и без того стремится к советской системе.

Да, советский хоккей был хорош, но давайте скажем честно честно – чемпионата СССР по сути не было. Было наигрывание игроков для сборной, был базовый клуб. Никому не было дела до шоу. Никто не думал о том, что нужно зарабатывать. И ведь как иронично, что идея о возрождении «КС» пришла именно в тот момент, когда у нас опять появились базовые клубы, опять пошла в гору идеология «все ради сборной», опять клубы перестали считать деньги. Видимо, миф о том, что «раньше было все хорошо», все также превалирует над суровой правдой.

Виктор Майоров