«Отдал пас и открылся! Только так!». Грасия показал, каким будет его «Рубин»

Новый тренер «Рубина» испанец Хави Грасия провел первую тренировку в «Рубине», с начала и до конца открыв её для журналистов. Корреспондент спортивной редакции «БИЗНЕС Online» рассказывает, что Грасия требовал от игроков, как справляется с языковым барьером и каким видит новый «Рубин».

ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР? НЕ СЛЫШАЛ

Хави Грасия (слева) и Эмиль Бергстрем
фото: Сергей Елагин


Около 30 журналистов на открытой тренировке «Рубина» – такая же редкость, как аншлаг на домашних матчах команды. Первое занятие под руководством нового главного тренера Хави Грасии вызвало ожидаемый ажиотаж. Сам наставник сделал всю тренировку открытой для прессы – два часа вместо привычных пятнадцати минут. В «Рубине» такое бывало считанное число раз.

«Жара, как в Малаге», – после тренировки скажет Грасия. Плюс тридцать, палящее солнце и тяжелейшие нагрузки сразу с первого же занятия. Новый тренер по физподготовке Хуан Солья дает команды игрокам: то ногой написать что-то, то совершить рывок в определенную зону, подходит к игрокам, когда они делают что-то не так и пытается объяснить, как требуется. «Не пейте воду! Пока никакой воды! Только после упражнения!» – кричит Солья, когда кто-то из игроков тянется к бутылочкам после первых упражнений.

Языковой барьер если и присутствует, то на уровне мелочей, ведь переводчик Артур ещё при Микеле Гомиле приноровился сопровождать тренировки «Рубина» переводом каждого испанского слова, что происходит и во время занятия Грасии. Грасия же первые минуты тренировки подходит к игрокам, помогает, когда что-то не получается. И добавляет в испанскую речь пару русских слов. Возможно, к концу сборов тренер уже сможет давать полноценные указания по-русски.

«Раз вперед, два назад», – говорит Грасия по-русски Алишеру Джалилову, когда тот неправильно выполняет одно из упражнений. После подсказки Джалилов делает так, как нужно. Языковой барьер? Не слышал.

Хави Грасия (слева) и Игорь Портнягин
фото: Сергей Елагин


«Чуть-чуть я выучил русский», – снова на чистом русском отвечает Грасия уже в самом конце, когда у него спросят об успехах в изучении языка. Дмитрий Кузнецов что-то подсказывает, новые помощники также пробрасывают русские слова.

К слову, за началом первой тренировкой Грасии в «Рубине» следит и президент клуба Ильсур Метшин, который прибыл на базу для совещания по строительству нового футбольного поля, которое делают по линии оргкомитета чемпионата мира по футболу, на территории клубной базы. Уже 1 августа рядом с двумя естественными полями появится мини-стадион с трибуной на 500 мест. Интересно, что газон у тренировочной поляны будет идентичен тому, что будут стелить на «Казань Арене» к Кубку Конфедераций. Поэтому занятие «Рубина» проходит на фоне стройки, где на месте нового поля пока как и футболисты до седьмого пота трудятся рабочие.

АЗМУН НЕДОТЕРПЕЛ, БУРЛАК СОШЕЛ С ДИСТАНЦИИ

Сердар Азмун
фото: Сергей Елагин


Среди занимающихся не было практически целой команды: Марко Ливайя, Владислав Кулик, Андрей Пилявский, Динияр Билялетдинов, Владимир Дядюн, Гильерме Котуньо, Олег Кузьмин, а еще Крис Мавинга, Янн М'Вила и Мубарак Вакасо либо не занимались по причинам травм, либо просто ещё не приехали в Казань.

Зато Сердар Азмун занимался в общей группе и неожиданно приехал ещё вчера, аккурат к старту сборов, хотя в прошлом году вообще не явился ни на одну тренировку «Рубина». Влияние это Грасии или новое руководство смогло уговорить иранца вернуться и не играть в прятки, но Азмун готовится к сезону в Казани, а не с «Ростовом». К слову, в «Рубине» на Сердара действительно рассчитывают и видят его в команде на будущий сезон.

Вторым, кто вернулся из аренды и начинает подготовку к сезону с «Рубином», был Тарас Бурлак, который накануне говорил, что уже две недели как занимался индивидуально в Москве и хочет побороться за место в составе «Рубина». Но во время очередного забега вокруг поля сначала отстал от своей группы на несколько метров, а потом просто встал и сошел с дистанции. Тяжело стало и Джалилову, который в какой-то момент чуть ли не лег на поле. Всё-таки палящее солнце внесло свои коррективы.

Хави Грасия (слева) и Эмиль Бергстрём
фото: Сергей Елагин


«Эй, молодой, выходи!», – Магомед Оздоев посылает Эмиля Бергстрема из своей группы в другую из-за перебора игроков. Швед забирает с собой Азмуна и чуть ли не в обнимку бежит с ним дальше. Бергстрём вообще оставил сильнейшее впечатление своей работой – если некоторые позволяют себе тренироваться в полноги, не до конца выполняют требование того или иного упражнения, то швед оставляет на поле всё. Он выше всех поднимает ноги, резче всех делает физические упражнения и быстрее партнеров проходит скоростную лесенку, при этом с полуслова понимая, чего хочет от него тренер. Грасия несколько раз одобрительно качает головой, видя то, как Бергстрём выкладывается. Конкуренция за место в составе делает своё дело.

1 час и 30 минут кроссфита и бега заканчиваются тем, что Гёкдениз Карадениз и Азмун уходят с поля. Турок был обеспокоен тем, что из-за перенагрузок может снова повредить заднюю поверхность бедра, а Азмун… Почему ушел иранец осталось непонятным, возможно, также из-за недомогания. Нападающему еще нужно пройти медосмотр, который он пропустил накануне.

«ОТДАЛ И ОТКРЫЛСЯ, ОТДАЛ И ОТКРЫЛСЯ!»

Хави Грасия
фото: Сергей Елагин


Две команды в манишках и без, а также нейтральные занимают квадрат и пытаются удержать мяч. Стандартное упражнение, которое в «Рубине» было и при других тренерах, но Грасия сразу расставляет в нём акценты: качественная игра в пас – это то ключевое, что должны зарубить на носу игроки «Рубина» и то, в чем команда должна прибавить.

«Отдал пас и открылся, отдал и открылся! Только так!», – кричит Грасия в ходе упражнения и буквально заводит игроков, просит повысить темп и прерывает занятие для разъяснения.

«Когда вы устали, то у вас есть два варианта: вы либо бегаете за мячом, либо бегаете с мячом. И если мы хотим играть хорошо с мячом, то нужно не передерживать и отдавать пас, а затем тут же открыться под передачу и предложить себя партнеру. Ребят, слышите? Играем!», – таких вставок по ходу тренировок бывает несколько и Грасия даже сам несколько раз исполняет с мячом то, что хочет видеть от своих новых подопечных.

После тяжелых физических занятий в игре с мячом многие уже выглядели заметно уставшими. После получаса квадрата Грасия дает свисток о завершении своей первой полноценной тренировки в «Рубине».

«Нормально так нагрузил», – выдают некоторые игроки, когда уходят с поля. Грасия же дает ещё пару рекомендаций некоторым игрокам, а затем направляется к журналистам.

КОНТРАСТ ГРАСИИ

Хави Грасия дает интервью после тренировки
фото: Сергей Елагин


Все уже успели привыкнуть к осторожному в словах и сдержанному Грасии, который в своих интервью скуп на какие-то оценки, характеристики и яркие цитаты. Крепкого словца от него дождаться вряд ли удастся. Это Валерий Чалый свою первую тренировку в роли главного тренера «Рубина» закончил со словами о том, что поменял тренировочный процесс на сто процентов. И он точно далеко от Рината Билялетдинова, который давал концерты на пресс-конференциях и в микст-зонах, которые расходились на цитаты с заголовками про устрицы, что его игрок не дружит с головой, и все в таком роде. Грасия аккуратен и четок.

– Вы видели все матчи «Рубина» в прошлом сезоне. Что нужно менять команде, в чем были слабые стороны того «Рубина»?

– Я об этом скажу игрокам, потому что считаю, что именно игроки являются главными действующими лицами. Я всегда уважительно отношусь к коллегам по тренерской работе и никогда не скажу плохо о той работе, которую проводили до меня мои предшественники, – рассудительно и спокойно ответил тренер.

Грасия снова показал, что далек от того, чтобы взрывать новостные ленты спортивных сайтов, а пора привыкнуть, что за редкими исключениями его интервью – это довольно обыденная и дежурная речь. Меньше слов, больше дела. И ведь именно такого склада тренер в последний раз сделал «Рубин» чемпионом и успешным в Европе.

Владислав Зимагулов