На прошлой неделе «Ак Барс» объявил о возвращении Равиля Шавалеева на пост генерального менеджера клуба. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» вспоминает худшие трансферы селекционера.
Большинство игроков из списка – легионеры. С ними сложнее ошибиться, но и спрос за них всегда выше. Считается, что приехавший в Россию иностранец должен быть на голову выше местных игроков, иначе зачем он вообще в команде? Понятно, что цены на зарубежную рабочую силу бывают ниже, особенно в первый сезон их пребывания в России. Однако россиянина в случае чего можно обменять, легионеры же предпочитают в сложных ситуациях уезжать туда, откуда приехали. Получив при этом деньги, иногда даже с компенсацией за досрочное расторжение контракта. Такое происходит не всегда, ведь туманная формулировка «по обоюдному согласию сторон» подразумевает полюбовный разрыв отношений без каких-либо выплат. Возможно, в таком случае получается даже некая экономия, если только на место уехавшего иностранца не брать нового, выкупая его за бешеные деньги. Львиная доля сорвавшихся трансферов «Ак Барса» при Шавалееве означала новые траты.
УЭЙД ДУБЕЛЕВИЧ
Андерс Нильссон был не первым вратарём «Ак Барса», приехавшим из системы «Нью-Йорк Айлендерс». Первый сезон в КХЛ казанский клуб начал с выходцем из студенческой лиги, который никак себя не зарекомендовал. Перед переездом в Россию уже 30-летний вратарь провёл всего 22 матча за сезон, а статистика у него была даже по тем меркам средняя. Ничем, кроме сверкающей лысины, вратарь не выделялся. Не имея сильного тренера вратарей, как в случае с Нильссоном, Дубелевич потерялся на европейских площадках. Он часто не доигрывал матчи до конца, проигрывая конкуренцию Станиславу Галимову, а в итоге был совсем заменён на Фредрика Норрену, которого пришлось выписывать за большие деньги из той же АХЛ. Обжечься на вратаре-легионере второй раз за год было бы слишком позорно, переход себя оправдал – Кубок Гагарина переехал в Казань.
МИКАЭЛЬ ТЕЛЛЬКВИСТ
А вот ошибиться с вратарём второй раз а два года у Шавалеева получилось. Снова был приглашён легионер из НХЛ, который за сезон до этого провёл всего 21 матч. В чём была причина такого подписания, неизвестно. Осенью, когда со шведом всё стало понятно, опять же за огромную сумму из «Лукко» был выменян Петри Веханен, у которого случился лучший старт сезона в карьере. Наверное, увидеть сильнейшего вратаря в Финляндии уже после начала чемпионата, тоже сложно. Трансфер-то в итоге тоже себя оправдал, аж вторым Кубком, и Веханен вообще стал лучшим легионером в истории клуба и точно лучшим вратарём и главной удачей селекции. Но только один агент хоккеиста за тот трансфер получил 100 тысяч евро. Представьте общую сумму сделки, которой могло бы и не быть, не подпиши «Ак Барс» Телькквиста.
Микаэль Телльквист: «У меня нет обиды на «Ак Барс» - это был хороший опыт»
МАРЦЕЛ ХОССА/ЛАУРИС ДАРЗИНЬШ
Марцел Хосса | |
Фото: Сергей Манжелеев / официальный сайт «Ак Барса» |
Многие могли уже и забыть, но брат двухкратного обладателя Кубка Стэнли провёл в Казани целый сезон. Хотя подписывал изначально двухлетний контракт – это уже многое говорит о трансфере. Хосса приезжал в Казань в 2010-м, будучи лучшим снайпером рижского «Динамо», но уже тогда началась тенденция, из-за которой клуб стали называть кладбищем талантов. Хосса оказался слишком мягким, любил играть на чистых шайбах, но в системе Билялетдинова такое позволялось только первому звену. Да, в какой-то степени этот переход был оправдан, да и 31 очко – результат неплохой, но просчитались, видимо, со сроком договора. Больше всего в этой истории пугает то, что даже печальный опыт с Хоссой не остановил Шавалеева при подписании другого снайпера рижан Лауриса Дарзиньша. Эта ошибка оказалась намного критичнее – от трёхлетнего контракта латыша удалось избавиться только через два года. До того момента он постоянно лечился, а когда выходил на лёд, исчезал. В принципе, Дарзиньшу этот переход пользы тоже не принёс, карьера с того времени пошла под одкос. Правда, это если не считать финансы, контракт в Казани предложили хороший.
ЙОНАС АНДЕРССОН/НИКЛАС БЕРГФОРС
Йонас Андерссон | |
Фото: Сергей Манжелеев / официальный сайт «Ак Барса» |
Шведы с общей судьбой. Их брали перед самым дедлайном, чтобы хоть как-то усилить команду на плей-офф. Андерссон в 2011-м сыграл за «Ак Барс» всего 9 матчей, набрал 4 очка. Бергфорс приехал через год , сыграл восемь матчей, сделал один пас и ушёл в «Северсталь». Что это было? А никто не знает. Никто из них не был лидером в предыдущих командах, зато оба ещё долго пылили в КХЛ. Бергфорс даже в ВХЛ съездить успел, чего вряд ли ожидал от «Адмирала». А Андерссон один побыл лидером «Атланта», а потом его даже из «Югры» уволили. Тем удивительнее, что путь в КХЛ им обоим пробил Шавалеев, хотя Билялетдинов всем своим видом показал, что ему они были не нужны.
ДЖЕФФ ХЭМИЛТОН
Сезон 2005/06, самое начало работы Шавалеева во главе селекционной службы. В Казань приезжает выпускник Йеля, набравший в АХЛ 52 очка. Спустя восемь матчей и 16 штрафных минут он уезжает домой, не набрав ни одного очка. Сейчас достаточно сложно представить, чтобы клуб КХЛ так быстро смирился с тем, что легионер не тянет российский уровень, даже «Ак Барс» не торопится отпускать игроков. Но в этом случае тренерский штаб сделал выводы довольно быстро. Спасает эту историю то, что вместе с Хэмилстоном был подписан Раймон Жиру. На 50 процентов сделка оправдалась.
ГОД КРИКУНОВА
Новички лета 2011-го | |
Фото: официальный сайт «Ак Барса» |
Здесь можно загибать пальцы, но двух рук не хватит. Во-первых, это сам главный тренер Владимир Крикунов, который умудрился поругаться со всеми лидерами команды, когда начал процесс омоложения. Здесь стоит отметить, что руководство изначально ставило одну задачу, а потом пошло на поводу легенд-хоккеистов, но методы Крикунова всё равно были странными. По его инициативе «Ак Барс» уже по ходу сезона провёл столько странных трансферов, что отставка выглядела даже логичной: в команду пришли Максим Спиридонов, Евгений Лапенков, Константин Глазачев и Иван Касутин. Вопрос «Кто все эти люди?» до сих пор актуален.
Но это что касается сезона, а вот до начала чемпионата селекцию вели под наблюдением Билялетдинова. «Да кого он там набрал, чтобы кубок выигрывать?» – вопрошал уже после отставки Крикунов, который весь сезон говорил, что команду собирал не он. А вот его предшественник был уверен, что с Кириллом Князевым, Анти Миеттиненом и Дарзиньшем в составе он выиграет турнир.
Финский форвард провёл за «Ак Барс» 20 матчей и быстро ретировался в НХЛ, осознав, что попал в команду к Крикунову. Казалось, что главным аргументом приглашения Миеттинена в Казань было то, что он друг Нико Капанена. Но ведь в одно звено их всё равно нельзя было поставить, там место занято Морозовым и Зариповым. Видимо, были какие-то другие планы.
Шавалеев, Миеттинен, Крикунов | |
Фото: официальный сайт «Ак Барса» |
Но главная ошибка того года – это Артемий Панарин. Нет, не его изначальное приглашение под плей-офф, а его возвращение в «Витязь». Любое джентельменское соглашение можно обсудить заново, поэтому и аренду молодого форварда на плей-офф можно было продлить. Но Крикунов по завершении сезона заявил, что Панарин ему не особо и нужен, так что можно отдавать обратно. Сам тренер через три месяца после этого уже был уволен, а Панарин спустя четыре года выиграл Колдер Трофи – приз лучшему новичку НХЛ. Разглядев однажды Дацюка, Крикунов пропустил мимо себя лучшего молодого игрока России.
Этот год-кавардак стал последним для Шавалеева на посту вице-президента клуба. В мае 2012-го он выпал из окна третьего этажа реабилитационного центра РКБ, и выбыл на долгие три года, чтобы вновь вернуться в команду и снова в качестве кризисного менеджера.