Как стало известно «БИЗНЕС Online», на этой неделе пошли прахом переговоры «Нефтехимика» и «Челнов», которому было предложено щедрое финансирование и статус «фарма». В итоге вместо полумиллионого автограда ТАИФ предпочел развивать большой хоккей в 50-тысячном Волжске – тамошние спортивные боссы не стали показывать свои амбиции.
ЗАЧЕМ БУСЫГИНУ ФАРМ-КЛУБ?
О создании собственного фарм-клуба в Высшей хоккейной лиге (ВХЛ), как это подобает команде высшего дивизиона «Нефтехимик» задумывался давно. Такие «запасные аэродромы» – обычная практика. В случае чего в «фарму» можно отправить игроков первой команды – для практики, набора формы после травмы или в качестве воспитательной меры воздействия.
Известно, что у нижнекамцев собственная плодовитая спортшкола, в основном составе команды всегда много своих воспитанников, каждый год пару человек получают возможность проявиться себя на взрослом уровне. Тем не менее, ощущается, что целому ряду хоккеистов нужна практика в лиге послабее КХЛ, при этом уровень молодежного первенства (МХЛ) они уже переросли.
Не удивительно, что каждой год «Нефтехимик» старался подписывать договор с каким-нибудь клубом Высшей хоккейной лиги и командировать туда игроков из своей системы. Такой путь прошли, например, братья-близнецы Станислав и Ярослав Альшевские, так заявил о себе Пётр Хохряков, которого два года назад обменяли в СКА, где он выиграл Кубок Гагарина. В общем, схема достаточно эффективная, но полноценного контроля за развитием игроков у «Нефтехимика» не было — всё-таки свое есть свое, а чужое – это чужое. Временные клубы решают свои задачи, а о развитии «подкидышей» думают во вторую очередь. В Нижнекамске же всегда хотели большего и потому чуть ли не каждый год меняли клуб-партнёр.
Братья Альшевские | |
Фото: официальный сайт «Нефтехимика» |
По информации источников БИЗНЕС Online, в этом году Владимир Бусыгин (напомним, председатель совета директоров НКНХ также является почётным президентом «Нефтехимика» и самым активным образом участвует в судьбе клуба) решил закрыть вопрос окончательно. Этому способствовало то, что регламент КХЛ поменялся: теперь есть возможность сделать с фарм-клубом из ВХЛ сквозную заявку, то есть в любое время отправлять или забирать игроков из «вышки» в основную команду. Примерно такую схему используют в Казани с «Ак Барсом» и «Барсом», но в столице республике этот метод избыточен – ведь у «барсов» есть еще и «Нефтяник», куда можно без проблем отправить лучшую молодежь.
В Нижнекамске до мелочей продумали будущую конфигурацию. В фарм-клуб нефтехимики хотят назначить свой тренерский штаб, который будет самостоятельно отбирать из системы клуба молодую поросль и готовить игроков в единой тренерской концепции. К молодежи планируется добавить несколько опытных хоккеистов, которые помогут тренерами гранить таланты и одновременно удерживать команду на плаву (однако, повторимся, костяк коллектива должны составить хоккеисты 96-97 годов рождения из школы «Нефтехимика»).
Таким образом, менеджмент хочет построить собственную хоккейную пирамиду. С ее помощью с учётом относительно скромных задач клуба уже в ближайшей перспективе можно было бы сформировать состав чуть ли не полностью из собственных воспитанников. Многие о таком могут только мечтать.
Ильдар Халиков и Василь Шайхразиев в ледовом дворце | |
Фото: Архив «БИЗНЕС Online» |
БРАК ПО РАСЧЕТУ
Первым делом взор нижнекамцев обратился в Челны, где фактически прозябает в МХЛ одноименный муниципальный хоккейный клуб. Инициатором его создания в 2004 году был тогдашний градоначальник и большой любитель спорта Ильдар Халиков, которого регулярно видели на матчах «Челнов» в первенстве России зоны «Поволжье».
Именно будущий премьер-министр РТ собирал первых спонсоров, искал финансирование для строительства хоккейного дворца. С каждым из попечителей Халиков, а потом и его преемник Василь Шайхразиев договаривались лично. Но едва глава автограда сменялся, все меценаты тут же остывали к команде, не скрывая мотив: «Мы договаривались с прошлым мэром, с новым у нас контактов нет».
Так что пока Наиль Магдеев в прямом смысле не дошел до Ледового, «Челны» погрязли в долгах, а их менеджмент бегал по городу с протянутой рукой. Впрочем, после первого же визита нового мэра «на хоккей» деньги на какое-то время нашлись: команда смогла слетать на матчи на Дальний Восток и в Сибирь.
Фото: официальный сайт ХК «Челны» |
Правда, потом снова посыпались новости об отсутствии средств. В итоге в минувшем сезоне «Челны» дважды оказывались под угрозой снятия с чемпионата МХЛ-Б. Спасать муниципальный клуб пришлось правительству Татарстана, которое в спешном порядке выделило 25 млн. рублей. Ранее еще 30 миллионов власти направили на реконструкцию Ледового дворца, который не соответствовал требованиям ФХР.
В хоккейных кругах республики обсуждение развития ХК «Челны» обычно заканчивалось многозначительными смешками и вопросами: «А вы знаете хоккеистов, которых вырастили в Челнах? Вот и мы не знаем». Тем не менее, мечта о том, что подтянуть хоккейный клуб автограда до уровня ВХЛ впервые появилась ещё в 2012 году, а «Нефтехимик» как потенциальный союзник замаячил на горизонте в 2014-м. Однако тогда по ряду причин не срослось, а сейчас резонов объединиться больше. Дело в том, что стало окончательно понятно, что самостоятельно, без помощи «свыше», «Челны» не могут сыграть даже сезон в МХЛ-Б – нижней половине молодежного чемпионата.
Нефтехимикам же вариант с командой из Набережных Челнов был выгоден со всех сторон. Во-первых, расстояние между двумя городами всего 40 километров, что значительно облегчает коммуникацию. Во-вторых, решалась задача популяризации хоккея в Закамье (в Нижнекамске сейчас всерьез стали заниматься вопросами маркетинга и привлечения публики на игры «Нефтехимика»). В-третьих, молодые игроки из системы клуба получали бы возможность практически на взрослом уровне, а спортивная школа в Набережных Челнах фактически бы переходила под крыло команды КХЛ, что, бесспорно дало бы толчок в развитии хоккея в городе.
Если бы стороны договорились, самим Челнами оставалось создать инфраструктуру уровня клуба ВХЛ и реконструировать Ледовый дворец на 1500 человек. Все обязательства по содержанию клуба Бусыгин брал на себя.
КЛУБ ИМЕНИ КРЮКОВА
Игорь Крюков | |
Фото: официальный сайт ХК «Челны» |
Почему же не случился этот «брак по расчету», очевидно выгодный для обеих сторон? Как рассказали нашему издания сразу несколько информированных источников в хоккейном мире республики, реализации идеи застопорилась из-за амбиций президента ХК «Челны» Игоря Крюкова – он захотел для себя полномочий по ведению трансферной политики и управлению командой. Функционер требовал для клуба независимости, возможности менять игроков и подписывать контракты, а также обязательной квоты на челнинцев – 10 человек в основном составе. Однако условия сделки никоим образом не подразумевали такого деятельного «вассалитета» – «Нефтехимик», намереваясь полностью оплачивать деятельность «Челнов» в ВХЛ, полагал, что и руководить клубом он будет на своё усмотрение.
В конце концов, и компетентность Крюкова в качестве спортивного менеджера вызывала много вопросов. При Халикове он занимал довольно «доверенную» должность председателя контрольно-счетной палаты Челнов, которую сам и создавал. В 2008 году нынешний хоккейный функционер подал в отставку, как говорят, не без давления правоохранительных структур. Хоккейный клуб стал для отставника чем-то вроде почетной синекуры.
В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» в 2015 году сам Крюков говорил, что бюджет клуба МХЛ составляет около 70 миллионов рублей. А на вопрос, получает ли он сам зарплату, менеджер ответил, что он президент организации – и это, мол, было бы странно.
Президент ХК Игорь Крюков и генеральный директор Рустэм Файзрахманов | |
Фото: официальный сайт ХК «Челны» |
Заметим, у некоторых болельщиков вызвало вопросы появление у руководителя пару лет назад нового авто Jaguar. Но обновку можно объяснить тем, что бывший чиновник совмещает руководство клубом с бизнесом и возглавляет три компании – «Кама Моторс», «Деком» и «Камский Технополис». В последний раз фамилия бизнесмена всплывала в деловых сводках в июне, когда «БИЗНЕС Online» опубликовал список, составленный исполкомом автограда по итогам инвентаризации земельных участков. Из него следовало, что семья Крюковых получил от мэрии два участка общей площадью 0,12 га – под офисное здание и магазин с автосервисом около жилых домов, – оформленных на его жену и сына.
В не слишком длинный перечень удач Крюкова во главе «Челнов» можно занести привлечение в город финала детской «Золотой шайбы» и участие в создании летнего тренировочного лагеря с бывшим вратарём «Салавата Юлаева» Андреем Василевским (который сейчас выступает в НХЛ). Опосредованно менеджмент клуба участвовал и в заявке Татарстана на проведение Кубка мира среди молодёжных команд – тот пройдёт в Челнах и Нижнекамске в августе.
Также в числе «достижений» Крюкова на посту президента клуба – включение в состав команды сразу двоих своих сыновей. Младший из них, Антон, играл в МХЛ до 21 года и в последнем для себя сезоне (на тот он был одним из самых возрастных игроков) заработал показатель полезности «минус 41». Семья – вообще дело святое. Вероятно, поэтому официальный сайт команды перепечатывает интервью «Вечерних Челнов» с Ириной Крюковой – супруги президента ХК. Эти детали дают понять, что для Крюкова «Челны» психологически стали уже чем-то вроде личной вотчины, поэтому нежелание сдаваться на милость Бусыгину с потрохами не так уж и удивляет.
Интервью Ирины Крюковой | |
Фото: официальный сайт ХК «Челны» |
Представители пресс-службе «Челнов» комментировать срыв договоренностей с «Нефтехимиком» отказались, Игорь Крюков попросил подождать до понедельника, а в приемной директора клуба Рустэма Файзрахманова нам ответили, что «работа ведётся», но лучше говорить, когда будут результаты – то есть, через пару недель. Создается впечатление, что руководство ХК до последнего ожидало, что с людьми ТАИФа еще можно будет поторговаться
НИЖНЕКАМЦЕВ ВЫВЕЛА ИЗ ЛАБИРИНТА НИТЬ «АРИАДЫ»
Тем временем наши источники в Марий Эл и Нижнекамске четко утверждают: пока амбициозные деятели в «Челнах» играли в хоккейных менеджеров уровня ВХЛ, вопрос решился – фарм-клуб «Нефтехимика» обоснуется в Волжске.
Волжск – ближайший к Казани город республики Марий Эл с населением 54,6 тыс. человек, в котором базируется команда «Ариада». Из-за финансовых проблем одноименного завода клуб не планировал участвовать в этом сезоне ВХЛ и вообще на сегодня фактически прекратил существование. Но, как выяснилось, руководству местного предприятия на команду не наплевать, а предложение из Нижнекамска стало для волжан единственным шансом сохранить хоккей в городе. Котором они незамедлительно воспользовались.
Ледовая арена «Ариады» | |
Фото: официальный сайт «Ариады» |
Подтверждает это и мэрия автограда – её представители заявили, что «Челны» останутся в молодежной лиге. «Руководством города Набережные Челны и ХК «Челны» в весенне-летний период вели переговоры с руководством ПАО «Нижнекамскнефтехим» и ХК «Нефтехимик» о возможности совместного сотрудничества и участия ХК «Челны» в сезоне 2016-2017 года в ВХЛ. Проанализировав возможности (требования к ледовым дворцам, подготовке игроков, совмещения работы ДЮСШ по хоккею, финансовые затраты и так далее) 27 июня 2016 года городом Набережные Челны принято решение продолжить выступления ХК «Челны» в МХЛ» – говорится в комментарии мэрии, поступившем в «БИЗНЕС Online» в понедельник. Кстати, именно в этот день руководство «Нефтехимика» посетило Волжск и договорилось обо всех условиях сотрудничества с «Ариадой».
Для Набережный Челнов итог неутешителен и в чем-то показателен. Местный хоккей потерял не только шанс заявить о себе в «большом» спорте: сумма сорванной сделки не называется, но согласно регламенту, минимальный бюджет клуба ВХЛ – 100 млн. рублей. Теперь эти деньги уедут в другой город и даже регион, а полумиллионые Набережные Челны рискуют остаться вообще без профессионального командного спорта. Футбольный «КАМАЗ» вылетел из ФНЛ и оказался на грани утраты имени и профессионального статуса. Что касается ХК «Челны», пожалуй, пора начинать принимать ставки на то, когда появятся новости о его бедственном финансовом положении. Как правило, деньги у клуба заканчиваются ближе к концу зимы.