Блокирующий Александр Абросимов в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о расторжении контракта с «Локомотивом», интересном соседстве с Алексеем Обмочаевым, желании увидеть Сергея Тетюхина в одной команде с сыном и о спасении деревьев.
Абросимов провел в Казани пять сезонов, входит в топ-5 игроков по числу матчей, сыгранных за «Зенит» за всю историю, а его семья обосновалась в столице Татарстана. Сейчас 32-летний игрок готовится к сборам в новой команде, название которой тщательно скрывает и не выдал его даже во время часового интервью.
«ЛОКОМОТИВУ» БЫЛО НАКЛАДНО ДЕРЖАТЬ МЕНЯ»
– Александр, по ходу прошлого сезона вы расторгли контракт с «Локомотивом». Что произошло?
– У клуба были финансовые трудности. Они потихоньку расставались со всеми дорогими игроками. Сначала Ореол Камехо, потом Павел Мороз, затем Александр Бутько и я. К сожалению, для меня не нашлось свободных мест в других командах, где я мог бы пригодиться и доиграть сезон.
– В заявлении Романа Станиславова говорилось, что решение о расставании принято по обоюдному согласию сторон.
– Не совсем так. Я был готов доиграть сезон в «Локомотиве», но клуб посчитал, что накладно держать на замене высокооплачиваемого игрока. Ко мне подошли и сказали, что в одностороннем порядке разрывают контракт и мне надо искать новую команду. Для меня это было как снег на голову, потому что никаких претензий по работе от тренера не было.
– Почему вы тогда оказались в запасе?
– Андрей Воронков любит играть одной шестеркой – это одна из особенностей тренера. Артём Вольвич и Алексей Самойленко весь сезон играли практически без замен. Я вернулся из сборной с травмой, долго восстанавливался, поэтому у меня не задался старт сезона. В итоге сразу оказался в запасе и шансов оттуда выбраться было немного. Кстати, такая же ситуация была в позапрошлом сезоне, когда в Новосибирске почти не играл олимпийский чемпион Дэвид Ли.
– В плане финансов серьёзно потеряли?
– Я больше переживал не из-за потери денег, а из-за потери игровой практики. Оставшись без команды, много работал самостоятельно, поддерживал форму и ждал, что где-то могут появиться варианты. Уже спустя неделю не находил себе места, потому что не хватало волейбола.
«ВРАЧИ УДИВЛЯЮТСЯ, ЧТО К 32 ГОДАМ У МЕНЯ НЕ БЫЛО ОПЕРАЦИЙ»
– Почему сразу не уехали из Новосибирска?
– Дочка прошлой осенью пошла в первый класс, поэтому ждали завершения учебного года. Решили, что хватит с нее стрессов – со второго класса учиться будет в Казани. Играть сезон поеду один, а в свободное время буду приезжать.
– Ваш полугодовой перерыв в карьере для семьи, наверное, стал приятным сюрпризом?
– Это точно. Игры, тренировки, разъезды – обычно редко бываешь дома, а тут столько свободного времени. Плотно занялся воспитанием и образованием дочки.
– Чем она занимается?
– Ходит на плавание, учится игре на фортепьяно, изучает английский и итальянский языки. Сейчас еще и татарский прибавится. Вечерами выходим во двор и играем в волейбол – сейчас ставлю технику передачи.
– Бедный ребёнок…
– Ну почему же? В этом возрасте у детей много энергии, они хорошо всё впитывают. Не думаю, что мы перегружаем Машу, она уже привыкла к такому ритму.
– А вы сможете вернуться в привычный ритм?
– Уверен, что да. С физической формой всё в порядке. Я много работал в тренажерном зале. К тому же поправил здоровье, вылечил спину. Сейчас ничего не беспокоит. Когда прохожу медосмотр, врачи удивляются, что к 32 годам у профессионального спортсмена нет ни одной операции. Вообще, ощущаю себя на 22. У меня есть желание играть и мотивация, много игрового опыта. В предстоящем сезоне хочу всем напомнить, что в центре сетки есть такой игрок как Абросимов.
«ПОНТЫ ФУТБОЛИСТОВ РАЗДРАЖАЮТ ЛЮДЕЙ»
– Что думаете об истории с российскими футболистами Александром Кокориным и Павлом Мамаевым? Имеют спортсмены право так себя вести?
– Я сразу извиняюсь, но наш футбол я видом спорта не считаю. Это шоу-бизнес. А что касается этой истории, то после провала на чемпионате Европы, игроки должны были вести себя тише воды, ниже травы. Конечно, они могут оправдываться и говорить, что они были лишь гостями на этой гулянке, но они же должны были понимать, что любой их прокол будет раздут до таких размеров. Тем не менее, они это допустили. Все эти фотки с дорогими тачками, с безумных вечеринок и личных чартеров… Футболисты кичатся своими заработками, да и еще и дразнят болельщиков: «Ну, давайте, ругайте меня». Понты наших футболистов идут впереди реальных поступков и это раздражает обычных людей.
– А вам не кажется, что российскому волейболу не хватает той движухи, что есть в футболе? Может быть, даже искусственных скандалов.
– Не думаю, что волейбол тот вид спорта, которому нужны скандалы. Считаю, что одного Алексея Спиридонова нам вполне хватает (улыбается). Проблема российского волейбола в том, что после победы сборной на Олимпиаде в Лондоне, ничего не поменялось в лучшую сторону. Мы не воспользовались этой волной успеха, чтобы вывести национальный чемпионат на более качественный уровень, не смогли сделать его более популярным. Напротив, всё становится только хуже в финансовом плане. Раньше в каждой команде было по два сильных легионера, сейчас есть команды без иностранцев, а зарубежные звезды уже думают, где им играть. Хорошо что появляются новые команды, но плохо, что исчезают старые – «Искра», «Ярославич». Сейчас в чемпионате осталось только два топ-клуба – казанский «Зенит» и московское «Динамо». Финансовая ситуация ухудшается, многие клубы разоряются, хотя у нас не самый финансово затратный вид спорта. Все деньги идут в футбол и хоккей, а волейбол – на сдачу.
– За счет чего все-таки можно сделать волейбол более популярным?
– В первую очередь, за счет телевидения. У нас всё эфирное время занимают футбол и хоккей. Например, если бы «Матч ТВ» стабильно показывал центральный матч каждого тура, плюс тематическую передачу с разбором от квалифицированных экспертов, это стало бы огромным подспорьем. Тот же Матч звёзд нужно разнообразить, хотя он и так постоянно оказывается с трудом втиснутым в календарь и становится для ведущих клубов чуть ли не обузой. В плане работы с болельщиками, конечно, «Зенит» – визитная карточка российской суперлиги. Хороший сайт, крутые ролики на клубном телеканале, которые можно хоть на «Матч ТВ» запускать. Другие клубы пока не дотягивают. Всё, конечно, упирается в деньги.
«СПИРИДОНОВ ПОСТУПИЛ КАК ПРОФЕССИОНАЛ»
– Ностальгируете по временам в «Зените»?
– Я провел в команде пять сезонов и вспоминаю их с самыми теплыми чувствами. В «Зените» отличное руководство и персонал, было приятно с ними работать. Думаю, каждый игрок сейчас мечтает оказаться в Казани, даже запасным игроком.
– Спиридонов, например, сам ушел из «Зенита».
– Правильно сделал. Когда тебе 20 лет, будет польза даже если тренируешься с мастерами, а в 30 лет на первый план выходит игровая практика, ты постоянно должен быть в тонусе. Алексей в прошлом сезоне её в нужном объеме не получил. Он поступил как настоящий профессионал, который хочет развиваться и двигаться дальше.
– По ходу вашей карьеры пока было пять переходов. Полезно иногда менять команду?
– Отчасти это выход из зоны комфорта, как сейчас модно говорить. Даже если ты игрок с именем, на новом месте тебе всё надо доказывать заново, нужно давать результат. С другой стороны, если ты профессионал и всегда работаешь на сто процентов, то можешь расти, всю карьеру выступая за один клуб. Другое дело, что есть еще другие факторы: задачи команды, контракт, роль в команде, которую тебе отводит тренер. Лично я привык постоянно играть и для меня самое большое наказание – стоять «на банке».
– Запас в клубе и сборной воспринимается по-разному?
– Да. Игру за сборную ты рассматриваешь как долг своей стране. Я знаю много ребят, которые были готовы во время отпуска приехать и помогать сборной в тренировочном процессе, даже не имея шансов сыграть на каком-то турнире. Наверное, этим наш волейбол и отличается от футбола.
«НЕ ТЕРЯЮ НАДЕЖДУ СНОВА СЫГРАТЬ ЗА СБОРНУЮ»
– В 2012 году вас и Павла Круглова последними отцепили из состава олимпийской сборной. Тяжело переживали?
– Никакой обиды и разочарования не было. Сказал себе, что это мой максимум и, чтобы дальше играть в сборной, надо этот максимум поднимать. После победы команды в Лондоне было приятно, что тоже внес свой вклад в этот успех – все-таки работал со сборной три месяца – с 1 мая по 1 августа.
– 28-летний студент Абросимов в составе сборной России выиграл Всемирную Универсиаду-2011.
– По возрасту я проходил и реально получал второе высшее образование в Поволжской академии спорта, так что всё было по-честному. Тогда Универсиада проходила в Китае, а через два года должна была быть в Казани. Видимо, поэтому собирали боевой состав. Бразильцы, кстати, тоже привезли сильных игроков. Из нынешних игроков сборной были Уоллес, Маурисио, Эдер и Фонтелес.
– В 2007 году Владимир Алекно в интервью сказал: «Абросимов прибыл в сборную совершенно неподготовленным. Очевидно, что после окончания клубного сезона Саша не сделал ничего для поддержания формы. Тащить за уши в сборную я никого не буду».
– Помню-помню (улыбается). Я тогда играл в Белгороде. У меня был отпуск и защита диплома в Самарском экономическом институте. Ни о каком поддержании формы речи не шло, я действительно приехал в сборную в разобранном состоянии и не выдерживал конкуренции. Сам это понимал. А там не было времени на раскачку, сразу начался волейбол. С тех пор уделяю очень большое внимание поддержанию формы в отпуске.
– В составе сборной вы принимали участие в четырех розыгрышах Мировой лиги. Почему не удалось сыграть на более крупных турнирах?
– Прежде всего, потому что среди центров у нас сумасшедшая конкуренция. С Дмитрием Мусэрским тягаться сложно. Остается 2 - 3 места, за которые идет борьба. К сожалению, в прошлом году не удалось закрепиться в составе из-за травмы спины. Она так болела, что был момент, когда не мог даже нормально ходить. Но я не теряю надежду сыграть за сборную. Самое главное – на высоком уровне провести предстоящий сезон.
«ДИВИШ МНЕ ДРУГ, НО В РИО ЛУЧШЕ ВЗЯТЬ БАКУНА»
– Вы в «Локомотиве» поиграли с Лукашем Дивишем. Нужен он сборной на Олимпиаде в Рио?
– Сразу скажу – Лукаш мой большой друг. Было приятно с ним играть. Но истина дороже. Если выбирать между двумя натурализованными игроками, я бы взял в Рио Константина Бакуна. Возьмем ситуацию, что Максим Михайлов здоров и мы берем Бакуна. Учитывая временный дефицит хороших доигровщиков, появляется вариант с переходом на эту позицию Михайлова. Он может и неплохой прием обеспечить, и в атаке хорошо помочь. Но в любом случае, тренер лучше знает у кого какое состояние. Что для него важнее – мощь в диагонали или прием. При этом я не умаляю заслуг Дивиша, у него есть будущее в сборной. Он успешно играет в клубе, общается на русском, да и менталитет у него уже русский. Словак теперь просто прозвище. Но сейчас, когда олимпийская заявка всего 12 игроков и нужно выбирать между двумя натурализованными волейболистами, мне кажется, Бакун может быть полезнее.
– Сборная России пропускает «Финал шести» Мировой лиги. Это плюс или минус?
– Ни один игрок не скажет, что нам не нужен был «Финал шести». Но если более рационально смотреть на ситуацию, то нет ничего плохого в том, что сборная будет спокойно готовиться к Олимпиаде в Новогорске. Команда возрастная, здоровых игроков почти нет.
– Что скажете о выступлении сборной этим летом?
– Я смотрел все матчи Мировой лиги. Конечно, огорчало, что нет Михайлова - он ключевой игрок сборной. Одна из основных проблем – подача. В целом выглядели неплохо, но без подачи невозможно создавать разрыв в партиях. Хочется верить, что к Олимпиаде подача наладится.
«КАНТЮКОВ ВЕРНУЛ НАМ ДЕНЬГИ ЗА ПОКУПКУ WILD CARD»
– Вы были в «Зените» в том сезоне, когда игроки команды сами собрали 2,5 млн. рублей для покупки wild card в «Финал шести» Кубка России. Все скинулись без проблем?
– Некоторые возмущались самой ситуацией, что федерация такое придумала, но все скинулись равными долями. Не у всех на руках была такая сумма, поэтому пришлось занимать.
– Вы фактически ставили на себя. Не было страха потерять деньги?
– Страха не было. Мы были злыми и хотели доказать, что наш вылет на ранней стадии – это досадное недоразумение. Были уверены, что возьмем Кубок и отобьем эти деньги.
– «Зенит» проиграл в финале «Белогорью» и получил только 2 млн. Получается полмиллиона все-таки потеряли.
– Когда мы вернулись, президент клуба Рафкат Кантюков сделал широкий жест и вернул нам эту разницу. Видимо, его вдохновил наш поступок.
– Если продолжать тему Кубка России, то по некоторым данным вы стали лучшим игроком турнира в 2005 году.
– На самом деле тогда не было приза MVP «Финала четырёх», но я стал лучшим игроком финала. Это абсолютно точно – памятная статуэтка стоит дома. Я оба матча отыграл с ужасной температурой, но тогда не обращал на это внимания, потому что просто дышал волейболом. Первый сезон в «Белогорье», рядом принимает Сергей Тетюхин, пасует Вадим Хамутцких. Для меня, молодого парня, который еще совсем недавно играл за «Нову», это был сумасшедший стимул. В итоге тот Кубок стал для меня первым большим трофеем в карьере.
– Вы играли со многими крутыми связующими. Кто для вас эталон?
– Мне нравилось, как вел игру Валерио Вермильо, приятный пасующий. Но, разумеется, Ллой Болл – №1. То качество передач, та работоспособность, которую он показывал – с ним никто не может тягаться. Плюс харизма. По атмосфере в команде тот состав «Зенита», в котором выступали Болл и Сергей Тетюхин, я считаю лучшим. После каждого домашнего матча все игроки с женами отправлялись в ресторан. Сначала сидели парами, через какое-то время жены уже были отдельно, мы – отдельно. Это была идиллия. При такой атмосфере в коллективе каждая тренировка, каждая игра была удовольствием.
– Нельзя просто так взять и не спросить в интервью про Тетюхина.
– Конечно, ведь это выдающийся игрок. Жду когда Сергей сыграет с сыном. Было бы интересно.
«С ЧТЕНИЕМ БУМАЖНЫХ КНИГ ПОКОНЧЕНО»
– Ваш самый интересный сосед по номеру за время карьеры?
– Сто процентов, Алексей Обмочаев. Жили с ним и в студенческой, и в национальной сборной. С ним было весело.
– Но вы же совершенно разные по характеру!
– Это точно. Обычно, когда Лёха заходил в номер происходил примерно такой диалог: «Опять читаешь?» – «Да, возьми книжку, давай со мной» – «Не, пойду погуляю». Хотя бывало вместе играли в приставку. Он мне добавлял веселья, я ему – сдержанности. Хороший парень и игрок. А так у меня всегда были прекрасные соседи. Саша Богомолов, Максим Пантелеймоненко, Максим Михайлов, Станислав Ерёмин. Это из последних.
– Откуда у вас страсть к чтению?
– Уже и не помню. Но считаю, что чтение – лучшее развлечение. Хотя и компьютерные игры могут затянуть. Помню еще перед Олимпиадой в Лондоне у меня появился ключ от закрытого бета-теста «Доты 2». Я его размножил и пошла «зараза» по российскому волейболу (улыбается). Играли чуть ли не всей командой.
– Последняя книга, которую прочитали?
– «Поток» Даниэла Суареза. До этого прочитал две книги Питера Уоттса – «Ложная слепота» и «Эхопраксия». Это научная фантастика. Еще мне нравится научная литература по нейрофизиологии, работе сознания. Читал несколько книг Оливера Сакса.
– Похоже, у вас серьезная библиотека дома.
– С чтением бумажных книг покончено. С недавних пор читаю только в электронном виде. Тешу себя надеждой, что не покупая одну бумажную книгу, спасаю одно дерево.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Александр АБРОСИМОВ
Амплуа: блокирующий
Дата рождения: 25 августа 1983 года
Место рождения: Новокуйбышевск
Карьера: «Октан» / «Нова» (Новокуйбышевск) – 1999-2005; «Белогорье» (Белгород) – 2005 - 2008; «Зенит» (Казань) – 2008-2011, 2012 - 2014; «Факел» (Новый Уренгой) – 2011/12; «Локомотив» (Новосибирск) – 2014 - 2016.
Достижения в клубах: чемпион России (2009, 2010, 2011, 2014), серебряный (2011) и бронзовый (2013) призёр Лиги чемпионов, обладатель Кубка России (2005, 2009), обладатель Суперкубка России (2010, 2012), бронзовый призёр Клубного чемпионата мира (2009), бронзовый призёр чемпионата России (2013).
Достижения в сборной: победитель Универсиады (2011), бронзовый призёр Мировой лиги (2006), чемпион Европы среди молодежи (2001), бронзовый призёр чемпионата мира среди молодежи (2001).
Индивидуальные достижения: лучший блокирующий «Финала четырех» Лиги чемпионов (2011), лучший игрок финала Кубка России (2005).