Взлёт после падения. Татарстанский велогонщик Закарин покоряет «Тур де Франс» и готовится к Рио

Уроженец Набережных Челнов Ильнур Закарин стал первым за семь лет россиянином, которому удалось выиграть этап самой престижной веломногодневки планеты – «Тур де Франс». «БИЗНЕС Online» рассказывает историю велогонщика, который уже в ближайшие годы может стать не только одним из самых популярных спортсменов мира, но и самых высокооплачиваемых.

Ильнур Закарин
Фото: Chris Graythen / gettyimages.com

ДОПИНГ, ТРАВМЫ И РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА

В потоке депрессивных новостей, которые без перерыва поступают в Россию то из МОК, то из ВАДА, едва ли не единственной положительной оказалась та, что пришла с подножия французских Альп. 19 июля российский велогонщик Ильнур Закарин выиграл этап «Тур де Франс». Для представителей России победа на этапе самого престижного велотурнира планеты («Тур де Франс» по-статусности часто сравнивают с теннисным «Уимблдоном») стала первой за семь лет. До Закарина победить на одном из этапов многодневки удавалось Сергею Иванову в уже далеком 2009 году.

Сама личность Ильнура в российском спорте – относительно новая и неизвестная. На фоне скандалов вокруг футболистов сборной России и побед отечественных хоккеистов успехи и неудачи молодого атлета, представляющего далеко не самый популярный вид спорта в стране, оставались в тени. Пожалуй, фамилия Закарина лишь дважды действительно полыхала в федеральных подборках новостей.

Первый раз – в 2009 году, сакральном для отечественного велоспорта. Едва образованная отечественная велокоманда с родным для всех россиян названием «Катюша» угодила в допинг-скандал. Закарину до попадания в «Катюшу» было еще далеко, но на применении запрещенных препаратов был пойман и он. Стоит, правда, добавить, что сейчас велоспорт уверенно удерживают звание самого чистого вида спорта. Каждый победитель любого маломальского соревнования или этапа в обязательном порядке проходит процедуру допинг-контроля. Но от повешенного на спортсмена ярлыка никуда не сбежать. Так, авторитетное французское издание Liberation называет Ильнура «белой вороной» в пилотоне – так относятся к Закарину коллеги по шоссейным гонкам.

Второе же попадание во всевозможные новости – тоже не из приятных – жуткое падение на еще одной престижной многодневки. Буквально месяц назад на «Джиро д`Италия» на одном из поворотов Ильнур вылетел с трассы, угодил в ручей. Поспешившие на место медики констатировали у спортсмена перелом ключицы. Видеозапись кровавого эпизода и фотография, сделанная генеральным менеджером «Катюши», еще одним прославленным гонщиком Вячеславом Екимовым после осмотра Ильнура врачами, быстро разлетелись по интернету.

Ильнур Закарин в больнице
Фото: Instagram.com/eki.ekimov/


Как это ни странно, но Ильнуру удалось залечить травмы за невероятно короткий срок. Всё это – после операции. Победа же на 17-м этапе «Тур де Франс» (длина горного участка 184 километра) стала первым по большому счету попаданием Ильнура в заголовки позитивных новостей.

«После победы я первым делом позвонил жене. Было много звонков, сообщений», – рассказывает Закарин «БИЗНЕС Online».

«Мы все вместе включаем Eurosport, смотрим трансляцию, болеем. Ильнур мне уже говорил: «Мама, вот 17-й или 19-й этап, я там постараюсь». И не соврал!», – восторженно, но немного робко говорит Ильвира Закарина - мама велогонщинка. Родители Ильнура так и проживают в Набережных Челнах, если точнее, то в одном из поселков недалеко от города. И сейчас рядом с ними находится супруга спортсмена Виктория, которая пару недель назад родила Ильнуру первенца – дочь.

Сразу после соревнований Ильнур собирается вернуться в Набережные Челны, увидеть наконец-то ребенка. Но побыть долго вместе с родителями не удастся – уже через жва дня Ильнур с женой и дочкой улетает домой на Кипр. Там молодая семья пока еще снимает квартиру. Сам Ильнур говорит, что это идеальное место для тренировок. На вопрос, не дороговато ли обходится проживание, уточняет: велоспорт для него не только дело жизни, но и средство заработка. О каких-то конкретных суммах он не говорит, но признается – семью содержать способен. А успешное выступление на французской многодневке должно прилично пополнить бюджет.

«ПОЧЕМУ ВЕЛОСПОРТ? В ТЕ ВРЕМЕНА БЫЛО РОСКОШЬЮ ИМЕТЬ СПОРТИВНЫЙ ВЕЛОСИПЕД»

Впрочем, ни взлетов, ни падений Закарина могло и не быть, если бы не случайность. С детства рослый (сейчас его рост составляет 189 см) Ильнур очень любил спорт. Родители отдали его на карате. Мальчику там всё нравилось. Но в 13 лет весь его класс решил записаться в секцию велоспорта. За всеми пошел и Ильнур. «Почему велоспорт? Потому что в те времена было роскошью иметь спортивный велосипед. Одно из – то, что у меня был бы свой личный велосипед», – вспоминает сам Закарин.

Разговаривать с Ильнуром приходится через функцию голосового звонка на одном из популярных мессенджеров. Всё это – в момент очередного «путешествия» Ильнура по Альпам. Между этапами «Тур де Франс», который длится 21 день, спортсменов перевозят на автомобилях. Условия суровые, но куда лучше тех, в которых татарстанскому спортсмену приходилось начинать карьеру.

Альма-матер для будущего триумфатора этапа «Тур де Франс» стал небольшой манеж с неоригинальным названием «Яр Чаллы» в родном городе. В то время секцией велоспорта руководил опытный, с 43-летним стажем тренер Гумяр Нуруллин.

«К тому времени я полностью поменял свою методику и знал, что хорошими гонщиками становятся после 20 лет. Методика уникальная, ее нигде нет в мире. У нас был небольшой круг – 145 метров. К велосипедам мы прицепляли тележки, иначе без тележек на большой скорости просто вылетаешь за круг», – рассказывает теперь уже президент федерации велоспорта РТ Нуруллин. Все занятия, на которых основывались его тренировки, создавали эффект высокогорья. Молодым спортсменам приходилось заниматься на велотренажерах в противогазах, а на треке ездить в респираторных масках. Выдерживали немногие. Но те, кто терпел до конца, получали ни с чем несравнимый базис.

Ильнур Закарин
Фото: Bryn Lennon / gettyimages.com

Впрочем, проявить свои способности на соревнованиях Закарину его наставник долгое время не давал. Лишь в 16 лет Ильнур выступил на первых юношеских соревнованиях и сразу попал на пьедестал почёта. А затем пошло как по накатанной – чемпионаты страны, Европы, мира. И везде призовые места.

Что же до родного манежа, воспитавшего триумфатора одного из этапов «Тур де Франс», то его закрыли вот уже несколько лет назад. Правда, год назад в интервью «БИЗНЕС Onlne» министр по делам молодежи и спорту РТ Владимир Леонов заявил – в городе планируется построить современный велотрек.

«Велотрека не будет, – разочаровано заявляет Нуруллин. – Почему? Финансов нет. Весь вопрос упирается в кризис. Мне говорят, что мы понимаем, что есть результаты. Но эта стройка в любом случае тянет на миллионы какие-то. Это хорошо синхронисткам – разобрали бассейн после водного чемпионата и привезли. Я спрашиваю – а мне нельзя было разобрать после Универсиады? Так мне говорят, что разобрали уже, не республиканским оказался».

Сам же Закарин выражается чуть более демократично, обтекаемо. Видимо, чтобы не расстраивать спортивных чиновников. Или не подставлять собственного первого тренера. «Хотелось бы в Челнах иметь хорошего спонсора, чтобы были инвестиции, чтобы ребята выезжали на хорошие гонки. Естественно, нам помогает Татарстан, Казань. Но хотелось бы иметь спонсора», – говорит Ильнур.

Талантливого гонщика из Татарстана заметили в 23 года, когда он в качестве любителя выиграл индивидуальную гонку на чемпионате России. Тогда же и пригласили в первую профессиональную команду RusVelo. За год до этого команду возглавил еще один довольно известный велогонщик-татарин родом, правда, из Москвы – Ренат Хамидулин. А уже спустя два года Ильнуру предложили контракт в главной российской команде – «Катюше». Той самой, которую в 2013 году покинул кумир Ильнура, еще один российский велогонщик Денис Меньшов. «Он за него всегда очень переживал», – признается Закарина.

ЗАРПЛАТЫ В 7 МЛН ДОЛЛАРОВ В ГОД И ПЛАНЫ НА ОЛИМПИЙСКИЕ МЕДАЛИ

«Тур де Франс» – это высшая профессиональная гонка, потому что там большие деньги крутятся. Не как у футболистов, конечно же, не такие большие. Ну, условно говоря, с Argon (производитель шоссейных велосипедов) – обычно это тайна, но просачивается – по-моему, может быть в пределах 7 миллионов долларов в год», – объясняет Нуруллин, когда говорит о будущем своего воспитанника.

Ильнуру сейчас 26, и если в других видах спорта это если не солидный, то точно зрелый возраст, то в профессиональном велоспорте челнинец совсем еще юнец. Своего пика велогонщики достигают в возрасте от 27 до 34 лет. Так, лидеру зачета «Тур де Франс», британцу Крису Фруму исполнился 31 год. Какие суммы контракта ожидают 26-летнего спортсмена из Татарстана, который уже сейчас, по словам Нуруллина, считается одним из потенциально сильнейших специалистов по горным участкам в мире, можно только догадываться.

Впрочем, заработать Ильнур сможет не только на «Тур де Франс». Закарин попал в состав национальной сборной страны на Олимпийские игры.

«У меня в этом году была цель выступить на «Джиро д`Италия» и Олимпиаде. Сейчас через «Тур де Франс» я готовлюсь к Олимпиаде. Я надеюсь выступить там хорошо, если мы поедем. Нас едет три человека – Кочетков (еще один уроженец Набережных Челнов) и Чернецкий. Они будут мне помогать. Мы в декабре со сборной ездили в Бразилию, смотрели там трассу. Очень тяжелая, длинная – около 250 километров. И очень горная, что мне на руку. Если бы там была равнинная гонка, поехали бы другие – у нас есть в России сильные спринтеры», – говорит Закарин.

Артём Кузнецов