«Ты ушёл слишком рано, мой брат». Камерунец, о котором Алекс Сонг хранит память

Спортивная редакция «БИЗНЕС Oniline» рассказывает о полузащитнике сборной Камеруна Патрике Екенге, на трагичную историю которого новичок «Рубина» Алекс Сонг пытается обратить внимание.

Марио Манджукичу показалось, что по его позвоночнику прошёл электрический разряд. Он начал выходить из агонии в падении, когда мимо промчались жёлтые бутсы игрока сборной Камеруна. Чуть подняв голову, хорват увидел, что это Алекс Сонг. Сейчас Сонг сделал сверхточный удар по спине. Судья не оценил то, как камерунец пересчитал Манджукичу все позвонки, и достал красную карточку.


Как показало время, этот удар разрушил карьеру Сонга в сборной. После удаления Камерун пропустил от Хорватии три гола. Алекса оштрафовали на 22 тыс. долларов и дисквалифицировали на три матча (Камерун вылетел с турнира после двух). В конце концов, Сонга не включили в состав на Кубок африканских наций-2015, а именно на этом турнире он впервые показал себя в сборной.

В январе прошлого года в Instagram’е Сонга появилась запись, удивившая всех. Всё-таки не каждый день игроки «Арсенала» и «Барселоны» завершают карьеру в сборной, когда им всего-навсего 27 лет. «Меня могли включить в команду. Но, взвесив все «за» и «против» со своей семьёй, я завершил карьеру в сборной. Думаю, что принимаю верное решение. Я всегда буду любить свою страну, но сейчас мне нужно сфокусироваться на перестройке карьеры в «Вест Хэме».

С тех пор Сонг старался не вспоминать о сборной на своей странице. Но в мае 2016 года произошло трагичное событие. Алекс как уроженец Камеруна просто не мог остаться в стороне.

«ОН СКАЗАЛ ДРУГУ, ЧТО ОЧЕНЬ УСТАЛ»

Чемпионат Румынии. «Динамо» – «Вииторул». Бухарест, 15 тыс. зрителей на трибунах, прямая трансляция по национальному телевидению. Патрик Екенг проводил свой десятый матч в «Динамо». На 70-й минуте полузащитник упал в центре поля. Он пролежал на газоне несколько секунд. Камеры показали лицо Екенга – пустое, словно из него высосали жизнь. Арбитр остановил игру.


– Перед матчем он сказал лучшему другу, что не может играть, – рассказывает Моника Екенг, сестра Патрика. – Потому что очень устал.

Сначала игроки и тренеры подумали, что Екенг получил рядовую травму. Спустя некоторое время поведение людей стало меняться. Кто-то потирал шею, кто-то закрыл лицо руками, кто-то присел и уткнулся вниз. Обычно так успокаивают себя, когда внутри просыпается чувство тревоги. Позже выяснится, что с каждой минутой Патрик терял 5,5% шансов выжить. Вокруг стадиона дежурило три машины скорой помощи. Все они мешкали даже в тот момент, когда стало понятно, что футболист находится на грани. С потерей драгоценных секунд Екенга всё-таки поместили в экипаж. Его доставили в больницу.

Через два часа (вспомните про 5,5%) было объявлено, что Екенг скончался от сердечного приступа. Легко можно было представить следующую ситуацию. Слепой от ярости румынский врач хватает за глотку своего коллегу и рычит:

– Какого чёрта ты ничего не сделал в пути?

Но такого случая пресса, пристально следившая за ситуацией, не зафиксировала. Собственно, зачем врачам драться, если все знают, что в большинстве машин скорой помощи в Румынии нет элементарного дефибриллятора – штуки, которая электрическим разрядом помогает восстановить сердцебиение.

«BON VOYAGE, PATRICK!»

– У Патрика была широкая душа, – продолжает сестра Екенга. – Настоящий джентльмен, не могу поверить, что наша семья осталась без него. Мы будто в ночном кошмаре.

В футболе такого уровня игроки очень редко умирают прямо на поле. Газета The Sun в своём материале о смерти Екенга вспомнила только три подобных случая – Джон Томпсон (1931 год), Дэвид Лонгхерст (1990) и Марк-Вивьен Фоэ (2003). Не стоит говорить, что произошедшее с Патриком вызвало громкую реакцию. В эпоху интернета о трагедии узнал чуть ли не весь футбольный мир, а в соцсетях высказалось огромное количество игроков – от Антони Марсьяля до, собственно, Сонга.

Самое интересное, что Сонг и Екенг никогда не пересекались в сборной Камеруна на крупных турнирах. Когда Сонга исключили из состава на Кубок африканских наций-2015, Екенга туда, наоборот, включили. Это два разных поколения, и, тем не менее, Алекс не остался безучастным:

– Ты был полон жизни, радости и энергии. Ты ушёл слишком рано, но останешься в наших сердцах навсегда. Покойся с миром, мой брат, – написал Алекс в своём Instagram. Фотография Екенга стоит у него на странице заглавной. Вроде бы всё это пустяки, но только одна запись в соцсети набрала больше 10 тыс. «лайков». Чуть больше внимания к примеру вопиющей халатности.

6 мая болельщики «Динамо» не покинули стадион с окончанием игры. Через некоторое время в центре поля, где упал Екенг, появился его игровой номер, собранный из свечей. Через 12 дней после трагедии на стадионе в Бухаресте развернули огромный баннер с изображением футболиста. На одной из трибун была надпись Bon Voyage, Patrick!


– Знаете что самое интересное? – задаётся вопросом президент ассоциации любительского футбола Румынии Эмилиан Хулубей. – Клубам нужно было платить 400 евро за каждый матч, где работает машина скорой помощи с полным оснащением. Но ничего такого не произошло. Мы продолжаем бороться за права наших футболистов, но к ним всё ещё не относятся как к нормальным людям.

Какие-то 400 евро, и Патрик имел бы в своём распоряжении машину с дефибриллятором, лишние 20 - 30 минут, большие шансы выжить.

Артур Валеев