Особенности национальной лиги. Как НХЛ живёт в условиях рынка

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» проанализировала статьи Forbes о прибыльности клубов НХЛ.

ЗАОКЕАНСКИЙ «КОЛХОЗ»

«Я не люблю тот бизнес-подход к спорту, который практикует НХЛ. Я много раз пытался объяснить Гэри, что спорт должен быть спортом, а бизнес должен идти уже потом. Но у них другие взгляды на это. Для них это сначала бизнес, а затем возможен спорт», – так высказывался президент ИИХФ Рене Фазель в 2009 году во время переговоров с руководителями заокеанской лиги по поводу участия хоккеистов на Олимпиаде в Сочи. Эти слова точно подчеркивают ситуацию во всем североамериканском спорте: что хоккее, что баскетболе, что футболе – всё это должно приносить прибыль.

Каждая франшиза в какой-то мере ответственна за «количество долларов» в банковских счетах у другой. В случае если команда остановилась в развитии и пагубно влияет на всю систему в целом, то система ее «сожрёт с потрохами» и перенесет в условный Виннипег. Или же, если причиной спада является некомпетентность руководства, но рынок перспективный, то система будет долго сжирать руководителей команды, при этом заявляя, что «Койотс» не покинут Аризону. Таковы реалии местной жизни. Выживает сильнейший, но сильнейшие помогут тем, кто послабее. А если ты не представляешь сильному интереса, то ты погибаешь. Иногда ты выходишь в плей-офф и вырабатываешь четверть бюджета. Иногда ты занимаешь 5-е место с конца и не можешь подписать на драфте отличного юниора. Бывает, что ты ешь медведя, а, бывает, хм, что медведь ест тебя.

Североамериканский спорт можно представить в виде некоего поселения амишей. Штампированного строя, где каждый работает не только на себя, но и за свою общину. Такая же вот деревня есть и у НХЛ. Кое-кто вырабатывает сверхнормы и на нем держится всё сообщество. Кое-кто же наоборот, бесплатно раздаёт молоко бедным студентам. Такой вот удел, скажем так «колхоз» НХЛ. И этому предприятию почти сотня лет. Но по соседству есть иное село, «кооператив» НБА, который в разы богаче, в котором вечные вечеринки. Звуки канадского хип-хопа слышны даже у вас. И НБА зарабатывает в разы больше вас, но и тратит заметно больше. Каждый участник Национальной баскетбольной ассоциации способен тратить огромные средства на даже такие одиозные деяния, как целенаправленный слив нескольких сезонов подряд ради главных пиков драфта (хотя сами боссы лиги были сильно против такого подхода у «Филадельфии).

Прибыль и стоимость клубов НХЛ. Красным выделены канадские клубы
«БИЗНЕС Online»
Прибыль и стоимость клубов НБА
«БИЗНЕС Online»

ВОСЕМЬ КЛУБОВ НХЛ УШЛИ В МИНУС

Выручка самого малобюджетного клуба НБА, «Филадельфии», позволяла бы попасть франшизе в число лучшей половины у хоккеистов. Великолепное царство Бэтмена великолепно лишь только тогда, когда он показывает общие цифры прибыли на все 30 команд. Она по итогам прошлого сезона составила 447 миллиона долларов, а это один из лучших показателей в истории. Но вот что будет, если разбить эти полмиллиарда на 30 «жителей» общины?

Доходы клубов НХЛ

Не локауты самая большая беда НХЛ. Хотя они следствие куда глобальных проблем. 22 из 30 клубов оказались самоокупаемыми вместе заработали 509 миллионов долларов. Остальные восемь в сумме ушли в большой 65-миллионный минус. Так вот, две трети из заработанного миллиарда принесли пять клубов – «Монреаль», «Нью-Йорк Рейнджерс», «Торонто», «Чикаго» и «Ванкувер». 7 команд из 30 приносят в общую копилку 75 % средств. Но теперь представьте, что Патрик Кейн и Артемий Панарин проваливают сезон, а клуб сливается так, что занимает 25-ю строчку. То есть даже на драфте шансы получить нового некствана ошеломительно низки. И «Блэкхоукс» теряет половину прибыли. Для столь зависимой от сильных брендов бизнес модели такие потери во многом катастрофичны.

Доходы клубов НБА

В НБА же главный кусок пиццы забрал себе «Лос-Анджелес Лэйкерс». Оно и понятно – главный рынок США, да и еще сверхповышенное внимание со стороны СМИ в последний сезон Коби Брайанта. Как тут не заработать чистыми аж 133 млн. долларов. Для сравнения – те 15 команд, что оказались прибыльными в НХЛ, но не попали в семерку богатейших, заработали всего лишь 132 миллиона. Все вместе. 75 процентов всей прибыли в баскетболе пришлось на 13 команд. Для сравнения, вот круговерть здоровой лиги. Практически идеальное распределение доходов.

Доходы клубов НФЛ


В чем же сила НБА по сравнению с НХЛ? Сила в брендах. Они столь популярны в США, и столь известны во всем мире, что даже в провальные годы проносят доход своим хозяевам только лишь за счет имени. Например, цена билетов на «Бостон Селтикс» крайне мала для США. Можно посмотреть игры клуба за 28 долларов, и это с хороших мест. За эти деньги можно посмотреть игру «Флориды», например. Вот только первые даже в самых страшных снах не покинут топ-5 по своей цене и капитализации, в то время как вторые рано или поздно переедут в северные регионы Америки.

Так как же формируется выручка у клубов в США? Главным средством дохода у клубов являются болельщики. Всем известно, что большая часть прибыли генерируется с продажи билетов на матчи. Условные «Нью Йорк Рейнджерс» способны напродавать квитков на суммы свыше 80 млн. долларов. Вот только данный опыт, к сожалению, нельзя перенять на наши реалии. Строительство огромных дворцов невозможно в нашей стране, так как оно практически неотбиваемо.

Есть ли смысл строить 15-тысячник в Уфе стоимостью в условные 200 млн. долларов, если там есть только «Салават»? Даже при средней стоимости билета в тысячу рублей (в регулярке) и при стопроцентной посещаемости, а также при победе в Кубке Гагарина (а это еще 12 матчей с ценой в две тысячи за билет), уфимцы заработают где-то 800 миллионов рублей. В нашей стране для того, чтобы выйти на уровень США крайне необходима еще одна сильная лига на аренах. На хоккее и Стасах Михайловых не заработаешь. Не приедет же в Челябинск ребята из Red Hot Chili Peppers, даже если там будет дворец, как в Загребе.

НХЛ НЕВОЗМОЖНА БЕЗ НБА

Вот и клубы НБА и НХЛ были друг другу нужны. Раньше, конечно. Сейчас же, после оглашения роскошного, многолетнего, 24-миллиардного контракта баскетболистов с американским ТВ, ведущей лиги с оранжевым мячом и не нужны по сути спортсмены с клюшками. Без НБА же невозможна НХЛ. Многие команды лиги разделяют свои арены с баскетболистами и за счет этого эти самые арены себя окупают. Клубы, играющие там, где нет НБА, заметно переплачивают за аренду. Конечно, в данном случае рынок более свободный, но в то же время и куда более индифферентный к спорту. Если до 2016 года НХЛ и НБА были более менее равны в контрактных цифрах, то сейчас всё будет совершенно иначе.

Доходы заокеанских лиг от продажи телеправ


Кроме билетов, клубы зарабатывают на продаже телевизионных прав. Это происходит как централизовано, так и по отдельности. Клубы НБА с сезона 2017/18 будут зарабатывать порядка 90 млн. долларов за год. Согласно данным Forbes, вышеупомянутые «рейнджеры» продали права на трансляцию своих игр за 35 млн. долларов в Нью-Йорке. Их реализует компания MSG Network. Для сравнения, КХЛ продает права на трансляцию своих игр централизовано. Каждая игра на местном ТВ стоила 216 тысяч рублей в сезоне 2014/15. Данные за прошлый сезон не раскрыты. То есть, питерский 100ТВ (на тот момент так назывался канал) и ТНВ закупали трансляции за 13 млн. рублей. Это за весь сезон, за все 60 игр. Это 270 тысяч долларов по тому курсу валют. Вкусная разница, да? Почти в 130 раз.

Кроме клубных брендов, преимущество НБА заключается и в брендах, как игроках. Как в свое время заметил Билл Симмонс, если человек покупает билеты на матчи «Кливленда», то он будет уверен, что увидит как минимум 30 очков и 30 минут в исполнении ЛеБрона Джеймса. В хоккее же, покупая билет на матчи условного «Вашингтона», вероятность наблюдать феерию от Александра Овечкина куда более низка. Первыми звездами матча могут стать добротные хоккеисты из третьего звена. И именно такой подход также и проецируется на телевидение. Видеть Джеймса, Стефена Карри или прощальное турне Брайанта – это шоу великолепного уровня. Смотреть за Кейном, Конором Макдэвидом или Сидни Кросби – это кот в мешке, не факт, что сегодня они выстрелят.

НБА живет за счет своих звезд. Она ими питается. У НХЛ звезды тоже есть, но их величина куда менее заметна. Время Уэйна Грецкого, Павла Буре и Марио Лемье прошло. Сейчас идет новая эра, новые правила игры. НХЛ в ней живет, но, увы, до процветания еще очень далеко.

Пройдут годы, когда мы тоже вступим в эту игру. А пока, ждем итогов эксперимента под названием «Куньлунь». Здесь мы первыми вступили в «бой» и здесь мы проверяем свои силы.

Виктор Майоров