«В 50-х мы думали, что вирусы находятся под нашим контролем». Cамая опасная тайна олимпийского Рио

Фундаментальный текст FiveThiryEight о грозном вирусе Зика, который раскрыл людям только свои способности по поражению мозга новорождённых.

Зика. Микроскопический талисман Олимпиады в Рио-де-Жанейро. Неудобное доказательство того, как глобализация вредит здоровью людей. И для миллионов будущих родителей это невидимая угроза. За последние три года, что Зика находится в Америке, вирус взволновал многих. Но он не уникален. Всё, что происходит с Зикой, не остаётся с Зикой.

Вирус зародился к югу от Сахары и распространился по всему миру на крыльях москитов. За последнее время так же «пролетело» великое множество вирусов: Западного Нила, Чикунгунья, денге. Все они получают выгоду от глобализации, все передаются москитами, клещами и блохами. Урбанизация привела к тому, что больше людей контактирует с москитами и бездомными животными; развитие транспорта – к тому, что люди и животные заражаются далеко от дома; изменения климата – к тому, что увеличилось количество мест, где можно встретить вирусных москитов.

В 50-х мы думали, что вирусы находятся под нашим контролем. Пользуйся ДДТ, убивай букашек, и мир будет в безопасности. К сожалению, такая система не могла обезопасить от самого ДДТ. Как только страны отказались от методов, связанных с инсектицидами, старые болезни возродились. А такие вирусы, как Зика, набрали силу. Трансмиссивные болезни поражают больше миллиарда людей каждый год, они составляют одну шестую часть всех болезней мира, согласно Всемирной организации здравоохранения. Этот процесс глобален, но наиболее активен в Соединённых штатах, европейских странах и любом другом месте, где москитам не придают значения.

Эпицентры распространения вируса Зика
Фото: wikimedia.org

На данный момент Зика ужасает. Мы знаем, что, помимо москитов, он передаётся половым путем. Больше 1600 детей в Бразилии, по некоторым данным, столкнулись с этим вирусом в утробе – кто-то родился мёртвым, кто-то выжил, но появился на свет с микроцефалией и другими отклонениями. В то же время в США больше 400 женщин сдали положительные тесты на вирус Зика, 15 детей пострадали от последствий. В пятницу официальные лица во Флориде заявили, что четыре человека заразились вирусом от москитов в штате.

Но Зика – всего лишь пиксель в большой картинке. Вирус может исчезнуть уже завтра, а угроза трансмиссивных болезней никуда не денется. Вот это плохие новости. Но есть надежда. Чем больше мы изучим Зика, тем больше узнаем о других вирусных заболеваниях. Ученые задаются вопросами и проводят исследования, не замыкаясь в рамках одного вируса. Перед Олимпиадой мы опросили нескольких ученных, кто изучал Зика и похожие вирусы. Приведём те вопросы, которыми они задаются и которые могут помочь понять другие подобные заболевания.

ПОЧЕМУ ЗИКА РАСПРОСТРАНИЛСЯ В ЗАПАДНОМ ПОЛУШАРИИ?

Впервые случай заражения вирусом был зафиксирован в Уганде в 1947 году. До 2007 года Зика держался на территории восточной Африки и юго-восточной Азии. Но после он стал с большими темпами распространятся в других частях Азии, на тихоокеанских островах, в Южной Америке. Никто не знает, почему это произошло, говорит доктор Питер Нотез, работающий в медицинском колледже Бэйлора. Однако ученые выявили, что вирус мутирует и способен клонировать себя внутри хозяина. Бразильский Зика генетически отличается от того вируса в Уганде ХХ века.

Но Нотез не считает, что это особенность Зика. Если мы думаем, что вирус «прокачался» с помощью генетических мутаций, говорит он, тогда нам нужно объяснить, почему Чикунгунья, эволюционировавший совершенно по другой схеме, тоже использует этот метод. Чикунгунья редко убивает, но вызывает мучительную боль в суставах. В период с 2006 по 2013 года в Штатах было зафиксировано где-то 28 случаев заражения Чикунгуньей. В 2014 – уже 2,800. То же самое с денге. В 1995 году Панамериканская организация здравоохранения рапортовала о 340 тыс. случаях заболевания в Южной и Северной Америке. В 2015 было больше двух миллионов случаев. Возможно, здесь играют роль экосистемы, возрастающая плотность населения, изменения в климате, путешествия. По крайней мере, так думают ученные. Но непонятно, как эти антропологические факторы взаимодействуют с генетикой вирусов и людей.

Есть ещё одна загадка. Некоторые трансмиссивные заболевание (например, денге) вырвались из Африки несколько веков назад. Чикунгунья и Зика распространились теми же путями и с помощью тех же москитов, но попали в Америку только в 2013 - 2014 году, говорит Крис Баркер - исследователь патологии, микробиологии и иммунологии в университете Калифорнии. Если здесь имеют место антропологические факторы, то что будет дальше? Почему два этих вируса появились в Америке в одно и то же время? «Если найдёте ответ, дайте мне знать», – сказал Баркер.

КАК ЗИКА ВЛИЯЕТ НА МОЗГ ЧЕЛОВЕКА?

Вирус Западного Нила поражает нервные клетки. Венесуэльский конский энцефалит наносит ущерб эмбриону. Зика же уникален в своей способности вызывать микроцефалию у детей. Это главная причина, почему вирус боятся, и возникает целая кипа вопросов. «Что происходит с ребёнком, который схватывает вирус не в утробе, а на первых годах жизни, когда мозг всё ещё развивается?, – говорит Хотез. – Почему Зика вызывает у некоторых детей микроцефалию, а у других – нет?».

Ларк Коффи из UC-Davis задаёт более простой вопрос о способности Зика вызывать микроцефалию: «Была ли она раньше?».

Коффи говорит, что ответ неизвестен, поскольку мы мало что знаем о Зика в тот период, когда вирус ещё не ворвался в Западное полушарие. С такой же проблемой сталкиваются, изучая другие вирусы. В африканских странах, конечно, были зафиксированы случаи заражения, но они плохо документированы. Сейчас Зика переместился в более людные города в более богатых странах и попал под обзор многих глаз и технологий. До этого момента люди могли не знать о микроцефалии, даже если она существовала. Коффи считает, что «у нас есть возможность исследовать то, что могло быть попросту незамечено».

Деньги сильно помогают. Когда вирус Западного Нила ещё не пришёл в Нью-Йорк, ученные думали, что он переносится несколькими москитами, сильно заражёнными птицами, лошадьми и людьми, отметил Эрнест Гоульд - бывший профессор вирусологии в Оксфордском университете. Но в дело вмешались финансы. «За год-два стало понятно, что в США вирус Западного Нила могут переносить 60 разных мошек, а также аллигаторы, кролики, лягушки и другие виды животных», – говорит Гоульд. Кто знает, что станет известно о Зика через несколько лет.


МОГУТ ЛИ ДРУГИЕ ВИРУСЫ СДЕЛАТЬ ЗИКА ХУЖЕ?

Зика – это лишь одно из многих вирусных заболеваний. Мы не знаем, как все вирусы взаимодействуют друг с другом в теле человека. В местах, где распространён Зика, также орудует, например, вирус Западного Нила. Что произойдёт, если человек восстановится от нильского вируса, а после получит заражение Зика?

Этот вопрос задали Хотез и Гоульд, а первый даже предположил, что взаимодействия с другими вирусами как раз и могут стать причиной микроцефалии. Доподлинно известно, что разные вариации вируса денге могут взаимодействовать друг с другом через несколько недель, месяцев или даже лет. Существует четыре вида денге, точнее четыре генетических подтипа. Если переболел одним видом, то не факт, что выработал иммунитет к другим. Наоборот, реакция организма облегчает доступ для остальных подтипов вируса, в случае заражения приводит к большему содержанию денге в крови, появлению многих отклонений. Гоульд тоже выдвинул предложение, что Зика по-другому проявляется у людей, которые ранее были инфицированы москитными вирусами.

КАК ЗИКА ВЫБИРАЕТ ХОЗЯИНА?

Для своего существования Зика должен существовать в теле носителя и жертвы. «Тут возникают трудности, – говорит Коффи. – Москиты сильно отличаются от нас. У них клетки по всему телу не похожи на те, что находятся в позвоночнике. А вирусу нужно адаптироваться во всех видах клеток, иначе он погибнет». Стоит отметить, что большинство вирусов выбирает себе носителей среди самих людей или тех видов, которые генетически схожи с людьми.

В таком случае как можно объяснить поведение вируса? У нас москитами всё-таки есть схожие моменты – допустим, в иммунной системе. Зика может использовать их, но это не даёт ответы на вопросы. Вирус Западного Нила переносится через большое количество москитов и поражает такое же большое количество животных. А жёлтая лихорадка очень требовательна к своим жертвам. Она транспортируется через москитов вида Aedes aegypti, говорит Коффи, а среди позвоночных поражает как правило людей и приматов. Так в чём разница между вирусом Западного Нила и жёлтой лихорадкой? И почему трансмиссивные вирусы не действуют по той стратегии, что и остальные вирусы? «Над поиском ответов я и работаю», – отметила Коффи.

ПОЧЕМУ ВО ФЛОРИДЕ НЕ РАСПРОСТРАНЁН ДЕНГЕ?

Сперва мы задались вопросом, почему вирусные заболевания так неожиданно распространились по всему миру. В конце, соответственно, надо поинтересоваться, по какой причине вирусы уживаются в одних странах лучше, чем в других. «Есть миллионы случаев заболевания денге по всему миру в последние годы, – говорит Баркер. – Денге встречается и в США. Но если брать в глобальном масштабе, то Штаты практически не поражены этим вирусом. И это очень странно».

Странно по той причине, что в Штатах есть все условия для того, чтобы денге процветал. Москиты, переносящие вирус, живут в США. Их несколько видов. Помимо этого, действует много транспортных каналов со странами, где денге отлично функционирует. Нет очевидных причин, почему вирус не уживается в США. «Некоторые исследования показали, что причина в окнах и кондиционерах – два этих фактора уменьшают количество комаров, ограничивают доступ к людям, – говорит Баркер. – Но всё равно удивительно, что зафиксировано так мало случаев заболевания». Ученные надеются, что в скором времени причина станет известна, поскольку ответ поможет предотвратить дальнейшее распространение Зика. И наоборот. Весь секрет в том, что вирусы сами могут рассказать нам друг о друге.

Мэгги Корф-Бэйкер
FiveThirtyEight

Артур Валеев