«БИЗНЕС Online» объясняет, почему испанец Хави Грасия пока не может добиться успеха с «Рубином» и как быть дальше.
ХАВИ НЕДООЦЕНИЛ ТО, ЧТО ЕГО ЖДЁТ
Фото: Сергей Елагин |
Для любого иностранного тренера переезд в Россию – это всегда огромный риск подмочить свою репутацию, а для кого-то и сломать карьеру. Унаи Эмери и Микаэль Лаудруп, Хуанде Рамос и Славен Билич – никто из их не добился в России ничего, кроме критики, клейма вроде «тренеришки» и позорного увольнения. Но при этом каждый преуспевал вне России в топ-чемпионате. Общее у каждого из этих тренеров в том, что никто так и не понял, что конкретно не получилось у в целом замечательных специалистов. Почему их методы работы, подход и стиль, потенциал легко удавалось реализовать в «Севилье», «Суонси», «Валенсии», «Вест Хэме» и даже в мадридском «Реале», но в «Локо», «Спартаке» и ЦСКА всё ломалось, ничего не работало, а оставалось только чувство какой-то неловкости и разочарования от нереализованного потенциала. Хави Грасия сегодня ходит где-то вокруг тех же грабель.
Пенять на уровень российского футбола, винить наш проблемный чемпионат и множество пробелов в системе всего футбола – это слишком просто. Но скорее всего иностранный тренер, который решается на переезд в Россию, просто не представляет масштабы проблем и кризиса нашего футбола. Грасия приехал в «Рубин», чтобы выйти вместе с командой на новый уровень, решать большие задачи. Но когда приступил к работе, то увидел, что некоторые футболисты, которые даже вызываются в свои сборные, порой не могут элементарно отдать точный пас на несколько метров под рабочую ногу партнёра, тактически не обучены каким-то азам, которым их должны были научить ещё на детско-юношеском уровне. Порой в ходе тренировочных сборов доводилось видеть на лице Грасии недоумение и легкий шок, когда профессиональные футболисты не могли сделать те элементы, которые обязаны выполнять идеально. А иногда испанец просто хватался за голову, когда после долгих и вкрадчивых объяснений, как игроку действовать в ходе отработки какого-то игрового момента, тот делал совсем другое. В этом и проявляется разница между нашими тренерами и иностранными, когда те вдруг стремятся заполнить эти пробелы, тратят уйму времени на то, на что не тратят тренеры со своим «недельным циклом» одних и тех упражнений и занятий из советского учебника. Помните, как Эмери в первый день в «Спартаке» ходил вымерял шагами размеры поля в Тарасовке? Грасия же менял планы тренировки, отменял на сборах выходные, чтобы уделить драгоценное время работе над простыми элементами игры, заполнить эти пробелы, а не закрывать на них глаза. Мелочей не бывает. Но за два-три месяца научить футболиста тому, чему его должны были учить в школе несколько лет, просто невозможно.
Самое главное в работе тренера, насколько команда управляема, воспринимает ли она его систему работы, его подход, понимает ли то, что он просит выполнять. Когда специалист говорит об одном, требует, показывает, объясняет одно, а затем где-то доносится: «Зачем он это объясняет? Я и так это знаю», то очень сложно сделать тренерскую команду, а не подбор игроков, который играет в основном на инстинктах и где игроки тупо бегают за мячом.
Однажды Хави сорвался.
– В некоторых новых вещах у вас получается. Но в чем-то вы действуете слишком скромно и тихо. Я бы даже сказал, что в каких-то моментах мы действуем просто бессовестно! – кричал Грасия после нескольких недель работы с командой на одной из тренировок в Австрии. Тогда мы опустили слово «бессовестно», но наверняка после того спича Грасия ещё не раз давал такую оценку действиям новых подопечных.
Наверное, в этом есть ошибка Хави и его коллег, которые ранее провалились в России, что они переоценили себя. Думали, что смогут изменить ментальность, заполнить эти пробелы, тратили на это драгоценное время. И Грасия, вероятно, думал, что его тренерского уровня хватит, чтобы сделать из средней российской команды топ-клуб, но пока понятно, что нужно либо больше времени, либо больше уровня. В Испании бы методы и подход Хави прижился и наверняка приносил бы результат не только в «Малаге», но и в клубах серьезнее. Но в России нужно ещё найти способ, минуя языковой барьер, мат и крики, чтобы твои методы воспринимала команда. Такой парадокс.
ПОСПЕШНАЯ ТРАНСФЕРНАЯ КАМПАНИЯ
Мориц Бауэр, Серхио Санчес и Карлос Самбрано | |
Фото: Ирина Ерохина |
Руководству «Рубина» сегодня активно притыкают тем, что потратили 40 млн. евро, а «Зенит» обыграть не можете, да и «Оренбург» из ФНЛ со стадионом, где по полю ездят ЗИЛы. Считать зарплаты, отступные, подъемные и комиссионные можно столько, сколько времени понадобится «Рубину», чтобы начать побеждать. Но потраченные деньги вообще никогда не были гарантом того, что тут же это даст результат. Тем более, если клуб подписывает не Азаров и Бэйлов, а игроков хоть и способных, с определенным именем, но далеко не мировых звёзд по футбольным меркам, которые тут же несут какой-то эффект на игру команды. За исключением Алекса Сонга в «Рубин» перешли добротные игроки, но не топ-футболисты, которые могли бы с ходу влиться и дать результат. Поэтому в выборе новичков, в выделенных деньгах на их приобретение никакой проблемы нет. Проблема скорее в том, что «Рубин» поторопился с приобретением некоторых из них. Когда в команду приходит 10 человек под стартовый состав, а уходят единицы, то проблем просто не избежать.
Сейчас у «Рубина» по количеству и качеству, возможно, один из сильнейших составов в лиге. Есть широкий выбор во всех линиях. Но казанцам такой состав на данной стадии просто ни к чему. Ни к чему Грасии иметь выбор между центральными защитниками из бундеслиги, примеры, россиянином и качественным грузином. Не за чем Хави выбирать между Гёкденизом Караденизом, Максимом Лестьенном, Денисом Ткачуком и Рифатом Жемалетдиновым, когда у тебя по сути только один фронт борьбы с одним матчем в неделю. Это одна из глобальных проблем «Рубина» – перенасыщение состава и какая-то форсированная трансферная кампания, будто зимой и следующим летом казанцам бы запретили подписывать новичков.
Грасия привык работать с ограниченным ресурсом, когда нужно ломать голову над тем, кого достать из резервной команды, а не ткнуть, кому из уже заслуженных футболистов придётся смотреть матч в лучшем случае со скамейки, в худшем – с трибуны. И если бы Грасия, у которого в этом сезоне в идеале будет 35 матчей, имел бы не 30 футболистов под основу, а, к примеру, 24-25, то очень вероятно, что положение «Рубина» и настроение в команде сейчас были бы другими. Мы бы не читали интервью основного центрального защитника прошлого сезона, который по понятным причинам критикует тренера, не разу не попав в заявку. Мы бы не наблюдали постоянные изменения в составе на каждый матч, когда тренер, порой, вовсе не ищет оптимальное сочетание, а банально хочет дать футболистам поиграть. И мы бы стали свидетелями постепенной перестройки команды, когда тренер сам по ходу сезона мог обнаружить её слабые места и звенья, а не по нарезкам из прошлого сезона.
Сейчас очень много споров о том, как Массимо Каррере удается выжимать из «Спартака» такую классную игру. Кто-то даже ставит его в пример Грасии, ведь Каррера – тоже европеец, приехал в Россию летом и у него сразу всё получилось. Но редко кто учитывает, что Каррера вообще стал тренером только потому, что «Спартак» не смог договориться с другим основным кандидатом, поэтому это решение не обдуманное, а спонтанное. И итальянец оказался в команде, которая уже была сформирована, в которой было лишь несколько новичков, ему не пришлось заниматься именно построением коллектива, внедрять новых лидеров (Куинси Промес провёл в России уже более полусотни матчей). А Хави пока приходится заниматься именно этим – разгребать среди ненужного нужное и наоборот.
Это ведь та же стройка дома! Когда на участок привозят все стройматериалы разом, то это приводит лишь к бардаку, это просто горы хлама. За всё сразу никто не хватается, а начинает строительство постепенно с закупки самых важных элементов, а затем привозит что-то по мере необходимости. Грубо говоря, нельзя вести черепицу, когда закладывается лишь фундамент. Стройка Грасии же началась именно с захламления: ему купили всё, вывалили на поле боя и он с этим материалом до сих пор воюет, пытаясь найти применение. Так ещё и старые материалы прошлых хозяев по-прежнему на участке и никто не спешит их вывозить. Поэтому пока это даже не стройка, а просто куча-мала, в которой предстоит ещё долго разбираться.
ГРАСИЯ – НЕ ВОЛШЕБНИК
Фото: Сергей Елагин |
Очень показательно, насколько широкий выбор кандидатов был у «Рубина» перед началом лета. Представители клуба общались с около 5-6 европейскими тренерами, пытаясь найти оптимальную кандидатуру, сойтись со специалистом во всём. И Грасия – это далеко не самый звёздный кандидат из того шорт-листа руководства «Рубина». Хави – это в какой-то степени даже запасной вариант. Но определенно специалист, который, останься он в Испании, через 2 - 3 года мог бы стать тренером, который входил бы уже не в список «Рубина», а листы «Барсы», «Реала» или «Атлетико».
Сейчас он пока только где-то в середине своего тренерского пути, ему 46 лет, нужен был вызов, он нуждался в испытаниях и хотел работать на другом уровне с другими задачами. Он его принял, хоть, возможно, не ко всему был готов. И теперь мы точно знаем, что никакой Хави не волшебник, он не заставит по щелчку пальца Эльмира Набиуллина играть с его тактическим заданием в голове, а не хаосом и брошенным флангом защиты на растерзание соперникам. Грасия не может за три месяца практически с нуля (потому что 10 элементов этой цепи пришли вместе с ним) собрать команду, которая не будет с треском проигрывать «Зениту». Наверное, если бы он мог, то уже давно работал где-нибудь в «Манчестер Сити» вместо Пепа Гвардиолы, а не мёрз на «Петровском».
Все мы стали заложниками больших ожиданий: масштабная трансферная кампания, тренер из испанской примеры – первый иностранный специалист в истории «Рубина», серьезные задачи на ближайшие четыре года. Да после такого было трудно удержать себя от мыслей про возвращение в еврокубки в первый же сезон. Но семь туров приземлили всех и показали, что чудес не бывает и с валом проблем (поле «Казань Арены», долгая заявка Максима Лестьенна, недовольный Соломон Кверквелия, «письмо 11», конфликтная история с Сердаром Азмуном) нельзя взять и тут же сделать топ-команду. Грасия не волшебник, а тренер, который хоть и имеет определенный опыт, но ещё будет набивать шишки. Он в новых для себя условиях, в новой среде и стал заложником ситуации, когда в нём видели тренера, способного в миг превратить беспорядок в чётко выстроенный механизм.
МОМЕНТ ИСТИНЫ ДЛЯ РУКОВОДСТВА «РУБИНА»
Хави Грасия и Рустам Минниханов | |
Наблюдая, как Хави работает, как он вкалывает и пашет на занятиях, как пытается донести свои мысли, свои взгляды до игроков, разжевать, потратить время на даже какие-то простые истины, было трудно к нему не проникнуться. Это действительно отличный тренер, который приехал в Казань не обманывать болельщиков и руководство, с целью срубить денег и уехать греться в теплую Испанию. Вовсе нет. Он приехал реализовывать большой проект не на один год. Очень многое не получается, его команда порой выглядит просто ужасно, порой выдает удачные отрезки, хотя совсем далека от стабильности и работы ещё непочатый край.
Руководство «Рубина» и Татарстана сейчас наверняка на взводе: там ждали совсем другого, там тратили деньги не для того, чтобы проигрывать так громко, словно в Санкт-Петербург отправилась команда Рината Билялетдинова. Матч с «Читой» и пара следующих в чемпионате не дадут никаких новых ответов и «Рубин» точно кардинально не поменяется. Поэтому для руководителей сейчас наступает момент истины, когда нужно решить, куда клуб движется дальше. Отставка Грасии? Это удар по имиджу клуба, который вложился деньгами и словами в новый проект не на пару месяцев, а на несколько лет. Это разруха и ещё больший хаос, ведь начнутся метания игроков, которые пришли именно к Грасии. Это потерянные деньги, наконец. В то же время увольнение может стать сигналом того, что клубе считают приглашение Грасии ошибкой. Это самое сложное – принять волевое решение всё взвесив, а не на эмоциях после проигрыша в День города. И теперь «Рубину» нужно определиться с тем, чего в клубе вообще хотят, насколько там верят в собственные слова. Рустам Минниханов свой огненный спич 2013-го перед увольнением Курбана Бердыева усилил фразами «позор Республики», «всё продули», «всех выгоним». Президенту Татарстана до сих пор об этом напоминают некоторые болельщики, ведь положение «Рубина» сейчас ничуть не лучше. Порой поспешные решения бывают очень характерны для руководства «Рубина» (да и других российских клубов), но ведь за последние три года это не привело ни к чему хорошему. Наверное, уже пора держаться выбранной стратегии, а не начинать все по-новой.
Да, это очень сложно – найти грань и понять: тратишь ли ты время с этим тренером или наоборот ты всё-таки терпеливо ожидаешь, когда он через невзгоды и тяжелые времена приведёт клуб к успеху – таких примеров десятки. В «Рубине» и среди спонсоров клуба сейчас полно сомнений о том, реально ли с Грасией при таком старте добиться чего-то серьёзного. Вот эта неопределенность, сомнения в своём выборе уже после нескольких месяцев – это тоже важнейший фактор качества работы тренера. Сначала делать и говорить одно, потом засомневаться, после поражения вызвать на жесткий разговор, тем самым дав понять и тренеру, что в нём сомневаются, что у него нет права на ошибку. И это начало конца. Когда на работе начальство в вас верит и доверяет вам, то качество вашей работы будет выше, чем когда вам не вселяют эту веру и доверие. В работе тренера это важнее всего и когда этого всего нет, то приводит к каким-то ошибкам по ходу матчей просто из-за «нервяка». Нет для тренера ситуации хуже, когда даже руководство подключается к расшатыванию твоего тренерского кресла. Поэтому в «Рубине» уже сейчас должны решить: они полностью верят в этого тренера, доверяют ему и ограждают его от внешних раздражителей, либо прямо сейчас не мучают ни его, ни себя и расстаются, если этого доверия и этой полноценной веры в него у них нет. Может быть, Хави оказался не на своём месте и, возможно, он так и не достучится до игроков, а наш несколько больной футбол опять с лимитами и безрассудными управленцами даст пинка классному тренеру. А может он и сломает систему, если довериться ему и набраться терпения, не встревая в его работу. И этот сложнейший выбор нужно сделать уже в ближайшее время, иначе рано или поздно эта полупозиция приведет к сценарию из «Спартака» с Эмери.
Грасия на сборах часто начинал свои занятия с рассказов о себе, как игроке, своём игровом опыте. Например, с футболистам обороны на одном из упражнений он пытался как-то сблизиться объясняя, в чём заключается важность коллективной игры и общения на поле. Один ты в поле не воин.
– Парни, я никогда не был выдающимся игроком, если честно. Но у меня было одно важное качество, которое мне очень помогало. За счёт партнеров, за счёт того, как я их расставлял вокруг себя, а они мне доверяли, я и играл. И благодаря этому подсказу мне удавалось выступать на высоком уровне и помогать моей команде, – объяснял тогда Хави.
Он и сейчас уже как тренер точно знает, как помочь своей новой команде. Но только в команде, где у него нет партнёров, Хави просто обречен с грустным видом сидеть на скамейке запасных и смотреть на табло, где светит счёт 0:4.