Интриги не получилось, борьбы тоже – Виталий Мутко без проблем был избран на пост президента РФС. Стратегия-2030, возмущенный Валерий Газзаев и задержание Александра Шпрыгина в туалете – внеочередная конференция РФС прошла по традиции бодро.
ДРУЖБА С РЕГИОНАМИ
«Он мне обещал... они до выборов всё обещают», – о чем-то грустно шутили между собой региональные делегаты конференции РФС. О том, что именно они решают судьбу голосований говорят на каждом мероприятии. Если на члена организации приходится по одному голосу, то у регионов за каждый выбор начисляют четыре балла. Именно поэтому считается, что главное для победы – дружить не с чиновниками Москвы, а чаще выезжать за ее пределы. Или оставлять положительное впечатление другими способами. За несколько дней до выборов в некоторые регионы по новой программе РФС отправил по 100 млн. рублей на развитие детско-юношеского футбола. Один из кандидатов в президенты организации Валерий Газзаев активно осуждал данную инициативу, но при этом сам во время предвыборной речи активно агитировал за улучшение финансирования региональных организаций.
Виталий Мутко приехал в здание одного из отелей Москвы в компании с Сергеем Прядкиным. Они что-то активно обсуждали, а после этого министр спорта присоединился к компании делегатов из регионов. Подслушать разговор не подпускала охрана, но со стороны примерное содержание выдавала мимика участников дискуссии. Мутко на что-то робко жаловались, он решительно обещал разобраться. Кивал головой, хмурил брови и рубил рукой воздух. Чего нельзя было понять по Виталию Леонтьевичу, так это планов на сами выборы. По итогам пятничного исполкома сложилось впечатление, что идти на очередной срок президента РФС чиновник не хочет. И родилась теория о передачи власти в руки Прядкину. Их совместное появление лишь подтверждало подозрения.
Павел Пучков |
Другие участники конференции предпочитали обсуждать свои личные вопросы. Вагиз Хидиятуллин, например, кого-то активно ругал. Возможно, председателя общероссийского профессионального союза футболистов жаловался на поведение генерального директора организации Александра Зотова. В ОПСФ внезапно развернулась борьба за власть, по итогам которой новым председателем может стать Роман Широков. Экс-полузащитник сборной России участвовал в конференции, имея право голоса. Тогда как Хидиятуллина, кажется, вообще не пустили в зал. При этом взгляды двух чиновников на грядущие выборы были диаметрально противоположными: Вагиз Назирович поддерживал кандидатуру Газзаева. А Широков в Twitter прямо по ходу пресс-конференции программу Валерия Георгиевича успел иронично прокомментировать.
«Программы все приблизительно одинаковые, просто у кого-то есть еще фантастические идеи, а у кого-то их нет. Сумма в 200 миллионов рублей? Это нереалистично. Потом нужно понимать, финансово-промышленная группа, которая стоит за ним, она придет в футбол, если он не станет президентом? Он работает на футбол или, все-таки, на себя? Это важно понять», – расширенно озвучил он свою позицию уже по окончании мероприятия.
БАРДАК ВМЕСТО БОРДЕЛЬЕРО
За сутки до выборов Прядкин в интервью напомнил, как несколько лет назад на аналогичном мероприятии он назвал происходящее прекрасным словом «бордельеро». Руководитель РФПЛ выразил уверенность, что на этот раз все будет честно, правильно и корректно. В итоге за время мероприятия лишь раз прозвучало определение «бардак». Никита Симонян попросил Газзаева соблюдать регламент и не пытаться криком нарушить закрепленный порядок процедуры.
В принципе, какие-то небольшие казусы происходили лишь до момента избрания нового президента. И все они были связаны с Газзаевым. Для начала он потребовал вместо электронного голосования вернуться к старой системе бюллетеней, но предложение было отклонено. Что характерно, электронным голосованием. После этого Газзаев на пять минут дольше положенного выступал перед залом. Ничего нового он при этом не сказал: перечислил проблемы российского футбола, повторил безумную цифру в 200 млн. долларов в год за телеправа. Указал на то, сколько клубов в России прекратили существование за последние годы. Последнее явно было сделано зря, так как из зала тут же крикнули что-то про «Аланию». Газзаев не услышал или сделал вид. Его выступление было немного экспрессивным, но от этого и интересным. В конце речи обладатель Кубка УЕФА просил голосовать сердцем всех, кто любит футбол. Интересно, что начал он с того, что назвал всех присутствующих виновными в нынешнем футбольном кризисе.
Прядкин с Игорем Ефремовым вообще выходили с одной целью – сняться с выборов. Оба что-то предварительно говорили о благодарности коллегам, проблемах в футболе и неизбежности прогресса. Но заканчивали одинаково: выражали веру в Мутко и самоуничтожались как кандидаты.
Павел Пучков |
Сам Виталий Леонтьевич в своей речи наглядно продемонстрировал свой уровень работы с аудиторией. Во-первых, в 15 минут он вложил больше фактуры, чем любой из конкурентов. Во-вторых, делал акцент на больном и главном – прогрессе, который прошел в российский футбол под его руководством. Вспоминали, какие огороды назывались полями в середине нулевых. В очередной раз упомянули успех сборной в 2008 и народную радость от этого. «Я чуть-чуть позанимался женским футболом – они на Евро вышли», – повышал голос Мутко. И тут же приглашал всех в Казань смотреть на новую академию футбола. В свою речь президент РФС успел включить даже рассуждения об общем развитие спорта в стране, допинге и Олимпиадах. «Думаешь, порой, а надо оно мне? Я чудик такой, потому что беру все проблемы на себя. Когда успешно выступаем – вы меня не видите. Зато допинг, Ванкувер – все я». Мутко успевал пройтись по всем ключевым вопросам. Странно, что не озвучил вариант ставки на вечерний хоккей.
В итоге результат голосования не удивил, наверное, никого. Сердцем голосовали делегаты или чем-то еще, но расклад сил получился примерно таким, как предсказывали до выборов: 65 на 35. Возможно, уйди Мутко в сторону ради Прядкина, интрига и состоялась. Возможно, именно поэтому он и не ушел.
С остальными вопросами делегаты разбирались быстро и уверенно. В частности, утвердили новый состав исполкома, куда вошел Ильсур Метшин. Глава Казани чуть ранее подтвердил проведение в Татарстане матча сборной России и Румынии. Затем о состоянии газона «Казань-Арены» положительно отозвался и Мутко.
ЦИРК И ТУАЛЕТ
Самое странное в эту субботу происходило не в зале, где шла конференция, а совсем рядом. В туалете, куда самостоятельно зашел глава ВОБ Александр Шпрыгин, и откуда его под руки вывели люди в масках и куртках с надписями ОМОН. Что произошло, никто в итоге так и не понял. Появлялись версии, что главный по болельщикам готовил яркое обличающее выступление на конференции. Говорили, что прямо сейчас в офисах ВОБ идут обыски. Но правды никто не знал, а большинство делегатов о произошедшем узнали уже после конференции. В любом случае голосование за исключение ВОБ из состава членов РФС на фоне всей истории выглядело почти забавно.
Ярче всех случившееся прокомментировал Игорь Лебедев, несколько раз заявивший, что задержание Шпрыгина – цирк. По словам члена исполкома, руководителя ВОБ не впервые задерживают, чтобы потом отпустить. Лебедев посоветовал органам заниматься миллиардами полковника Захарченко, а «не бегать за парнем». Мутко на пресс-конференции сказал, что относительно Шпрыгина ведется работа по запросу от правоохранительных органов Германии и Франции. И в очередной раз подчеркнул, насколько неприятно ему было получать санкции от УЕФА за поведение болельщиков, с которыми РФС так активно работает.
Павел Пучков |
ОТСУТСТВИЕ АНТОГОНИЗМА
По итогам конференции новый старый президент РФС прокомментировал все ключевые вопросы в продолжительной пресс-конференции. Выразил готовность работать с Газзаевым и назвал его план развития футбола похожим на «Стратегию-2030», только менее приземленным. По поводу освобожденного от должности президента РФС сказал, что сейчас ни один кандидат не был таковым, после того как Газзаев получил мандат депутата ГД РФ. И старательно убеждал всех в том, что не переживал за результат сегодняшних выборов:
«Сколько я планировал набрать? Вот, набрал 65 процентов. Я не зацикливаюсь на цифрах и нормально бы отнесся, если бы победил кто-то еще. Я не собираюсь сидеть здесь 50 лет. Если бы видел антагонизм, то, может, и не пришел бы». Осталось только понять, знает ли Виталий Леонтьевич, кто будет в 2030 году отчитываться тот курс, который делегаты избрали сегодня.