«Ак Барс» играет как яичница…»: 15 лет спустя

Большого и глубокого анализа клубного телевидения «Ак Барса» не будет. Расскажем лишь о некоторых штрихах и очерках, за которые должно быть стыдно столь солидному клубу. «Барсам» продолжает изменять чувство вкуса, а иногда и такта. Руководитель спортивной редакции «БИЗНЕС Online» Айрат Шамилов в своём блоге объясняет, что не так с клубным ТВ.

«Ак Барс Инфо» – в целом хорошая и правильная идея, которую реализуют в традиционном для клуба топорном стиле «Не ругайте пианиста». Вот, например, качественные, но от этого не менее бессмысленные видеообзоры появляются исключительно после домашних матчей. Уверен, что у конторы, которая их делает, солидный ценник и хорошие отношения отношения с работниками офиса клуба (я ни на что не намекаю, прошу заметить). Ритмичная музыка, нарезки опасных моментов и эмоций – в общем, собственная версия хайлайтов, если вам вдруг лень смотреть сайт КХЛ. Проблема в том, что эти дорого сделанные видео не передают суть игры, часто в них меняется хронология событий, и понять, как развивался матч, невозможно. Такие штуки, наверное, нужны и даже интересны, но только если весь клубный телеканал сделан в той же самой стилистике, но это совсем не так.

Главный видеопродукт клуба – это очерки Сергея Малимонова о жизни команды. Атмосфера у них непринужденная, где-то домашняя, а съёмка субъективной камерой только добавляет ламповости материалу. Свой стиль – это всегда круто (0,0 % сарказма, честное слово). Благодаря тому, что в сюжетах появляются комментарии игроков, компенсируется нехватка сотрудника пресс-службы на выездах, который бы эти самые комментарии делал для официального сайта. Из видео всегда можно получить новости и за что-то зацепиться. Интересно только, что герои сюжетов одни и те же – Артём Лукоянов, Владимир Ткачев, Альберт Яруллин, Антон Глинкин, Александр Свитов, Эмиль Гарипов и Михаил Жуков, крайне редко кто-то ещё общается с клубным ТВ. Но! Ролики публикуются только после побед. В советские времена, да и сейчас иногда, газеты не писали о поражениях казанских команд, были даже случаи, когда спортивных журналистов вызывали в обком партии за критику. Союза уже нет, но традиции живут, пусть и слегка трансформировались. Правильной дорогой идут товарищи! Если бы у клубного канала «Ак Барса» был человеческий прототип, он выглядел бы, как одинокая 50-летняя мещанка с сумочкой Луи Виттон, но в плюшевом пальто, привезенном из ГДР.

Малимонов – классный мужик и, наверное, лучший комментатор в истории татарстанского спортивного ТВ. Он, собственно, один из его создателей. Баек о том, как делали первые трансляции, хватит на небольшую книгу. Мало кто сейчас вспомнит, но Малимонов несколько лет был в опале, и к клубу его не подпускали. Была бы воля нынешних руководителей команды, они бы тоже применили санкции ко всем, кто смеет критиковать их и, тем самым, выражать «нелюбовь к команде». В «Ак Барсе» до сих пор уверены, что казанские журналисты должны только хвалить и не замечать просчетов и таким образом работать на благо клуба.

Так вот, за что был отправлен в бан Сергей. Во время одного эфира он сравнил игру команды с яичницей. Цитата была примерной такой: «Ак Барс» играет как яичница, но не как желток или белок, а как белая прослойка между ними». Вот что-то в этом роде было сказано в эфире главного татарстанского телеканала. На этом завершилась карьера Малимонова-комментатора. Начальник команды Виктор Левицкий сделал всё, чтобы это произошло. Как рассказывают очевидцы тех событий, дело едва не дошло до суда: первый по статусу человек республиканского спортивного телевидения был сильно задет действиями клуба, и вовсю призывал коллег к солидарности и был в той ситуации прав, ведь клуб покусился на свободу слова.

Но история ничем не закончилась, а через несколько лет «Ак Барс» всё же вернул должок пострадавшей стороне, взяв Малимонова к себе в команду. По большому счёту этих же принципов работы придерживается клуб и по сей день, но интернет и лига меняют условия среды, потому приходится искать с людьми диалога, как-то заниматься пиаром. Получается так себе – всё-таки чуждые принципы и идеалы. Вот и случаются неловкие и нелепые ситуации. Любопытно, что именно Малимонов, пострадавший много лет назад из-за высказанного мнения, теперь выступает рупором пропаганды казанского клуба.

Вот ролик номер один с заголовком «Позитивная раскатка». Это видео вышло через день после поражения от минского «Динамо». В том матче казанцы вели в счете 3:1, но за 6 минут до конца третьего периода так посыпались, что в итоге проиграли - 3:5. Ясное дело, что после такого прокола сразу же следует что-то позитивное.

Но самое крутое было потом. На клубном сайте, что особенно прискорбно, вышел настоящий опус, ответ вот на этот наш материал. Смотреть не рекомендую, там стыд и срам журналисткой профессии, особенно если вспомнить историю, рассказанную выше. Ролик впитал в себя сразу несколько классических приёмчиков советских, северокорейских и немецких мастеров пропаганды. Фразы «настоящие болельщики», «настоящая победа», кадры в стиле «вождь и дети», вопрос об империалистах и капиталистах (на самом деле о журналистах), которые пытаются раскачать лодку, но попытки их тщетны и желты (как яичница). Пока наши булки (читать ряды) едины – мы непобедимы. Если всё-таки решите посмотреть ролик, а я вас предупреждаю, что делать этого не надо, то обратите внимание на то, как Владимир Ткачев - один из самых умных и рассудительных хоккеистов в России, уходит от провокационных и даже глупых вопросов с кривой цитатой профессора Преображенского.

На десерт вот этот ролик. О том как сотрудники сети фаст-фудов ходят по базе «Ак Барса». Наверное, у клуба есть какие-то обязательства, и это общий рекламный пакет, но в сухом остатке получается полный колхоз, извините.

На мой вкус, ролики Малимонова так себе, я их смотреть не могу, но это вкусовщина в чистом виде, хотя есть и объективные поводы для критики: дурное качество картинки, заезженность сюжетов и так далее. Но раз они набирают просмотры, значит, людям нравятся. И сюжеты, стоит признать, информативные и атмосферные. Плюс ко всему хоть что-то отличает «Ак Барс» от общей массы подобных клубных телеканалов.

Итог: во-первых, клубу нужно определиться и решить, для чего и для кого они делают непонятные (читайте выше) обзоры домашних матчей в супер HD. Во-вторых, отказаться от совдеповской практики публикации роликов только после побед. Не, ну XXI век же! Как так можно? В-третьих, сохранять рамки приличия и профессионализма.

И да, прекратите публиковать нарезки «Комната фаната», судя по статистике их смотрят по 50 - 100 человек, эти нарезки хороши только, если их снимают и показывают на арене, в рамках клубного сайта они ужасны, и это уже совсем не вкусовщина.

Айрат Шамилов