Дети гор. Джаудат Абдуллин о детском мордобое в Грозном

В честь дня рождения президента Чечни Рамзана Кадырова в Грозном состоялся турнир по смешанным единоборствам, причем показательных боях принимали участие дети до 10 лет. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» выясняла реакцию татарстанских представителей боевых единоборств на использование «детского труда» в клетке.

Скандалы в российском спорте не утихают, иногда возникая, казалось бы, на ровном месте. И там, где их не должно было быть. Президент Чечни Рамзан Кадыров, пойдя против негласного правила – не справлять 40-летие, устроил накануне своего юбилея международный турнир по смешанным единоборствам, на которые заявил трёх своих сыновей.

В итоге 8-летний Адам Кадыров единогласным решением судей одержал победу над Давидом Халатовым в показательном бою вечера в весовой категории до 35 кг. Девятилетний Эли Кадыров единогласным решением судей одержал победу над Даниилом Шалаком в поединке в весовой категории до 27 кг. Наконец, 10-летний Ахмад Кадыров отправил в нокаут Дамира Шевхужева на 14-й секунде показательного поединка в весовой категории до 33 кг. Все эти поединки транслировались на федеральном телеканале «Матч ТВ» и вызвали жаркое обсуждение общественности, в том числе и далекой от спорта. Но наиболее резонансным выглядело заявление известного в прошлом бойца Фёдора Емельяненко. В своем Instagram Емельяненко, который сейчас является президентом союза ММА в России, выразил недоумение регламентом проведения этих боев.

«Спортсмены в возрасте до 21 года должны выходить на ринг в шлеме, накладках, а до 12 лет еще и в рашгарде или в футболке. Кроме того, существуют определенные ограничения для возрастных групп младше 21 года. Поединки проводились по правилам, которые существуют для взрослых спортсменов-профессионалов, что не подходит для детей. Детям до 12 лет вообще не разрешено выступать по правилам ММА», – написал Фёдор.


4 октября поединки с участием детей были заявлены как показательные, но, по факту, зрители увидели реальные бои. По официальным правилам вида спорта, признанного в Министерстве спорта Российской Федерации, спортсмены в возрасте до 21 года должны выходить на ринг в шлеме, накладках, а до 12 лет еще и в рашгарде или в футболке. Кроме того, существуют определенные ограничения для возрастных групп младше 21 года. Поединки проводились по правилам, которые существуют для взрослых спортсменов-профессионалов, что не подходит для детей. Детям до 12 лет вообще не разрешено выступать по правилам ММА. То, что происходило вчера на турнире в Грозном не допустимо, а тем более, это нельзя оправдывать! Также для меня не понятно, почему телеканал Матч.Боец показывает в прямом эфире детские бои. Я уже не говорю о том, что дети до 12 лет даже не допускаются в зал как зрители, но тут малыши, которым 8 лет избивали друг друга на глазах у радостных взрослых. Неужели всем так важно организовать зрелище в ущерб здоровью детей?! Меня очень сильно возмущает тот факт, что за всем этим наблюдал Президент Республики Чечни Рамзан Кадыров. Его советники из Министерства спорта Чечни не сообщили, что не разрешается проведение боев детей до 12 лет? Мы в первую очередь должны служить примером для подрастающего поколения и заботится об их здоровье. Участие в боях на одном уровне со взрослыми может нанести непоправимый ущерб здоровью ребят, что не позволит им не только продолжать спортивную карьеру, но нанесет вред физическому состоянию ребенка, а также и психологическому.
Фото опубликовано Федор Емельяненко (@fedoremelianenkoofficial)


Возможно, этого абзаца хватило бы для того, чтобы выразить свое отношение к произошедшему, но Емельяненко не сдержался и добавил фразу, которая, мягко говоря, возмутила весь «кавказский мир»: «То, что происходило вчера на турнире в Грозном, недопустимо, а тем более это нельзя оправдывать!».

Увы, но попытка понять отношение Емельяненко к этому турниру, на Кавказе была откровенно проигнорирована. Как организаторы турнира, сформировавшие официальную точку зрения, так и многочисленные местные бойцы, все вместе пока не дотягивающие до исторического величия Емельяненко, обрушились на него с бранью и оскорблениями.

Хотя отношение к происходившему можно, наверное, объяснить менталитетом той или иной этнической группы. К примеру, такой искушенный в мире единоборств человек, как Андрей Макейчев, который имеет богатый опыт работы как в кикбоксинге, так и в боксе, будучи и спортсменом, а сейчас и тренером, и судьей, был не в восторге от идеи вывести на ринг малышей.

– В неком противостоянии мышлений Фёдор Емельяненко и стороны организаторов, я занял бы сторону Емельяненко, – размышляет Макейчев. – По некоторым причинам. Во-первых, очень рано таким малышам выходить на ринг. В боксе, где в ДЮСШ набирают с семи лет, воспитанников в течение нескольких лет подводят к простым спаррингам да и то, там перчатки выглядят едва ли не крупнее юных боксеров. Поначалу тренеры дают ОФП, активные, подвижные игры, чтобы, с одной стороны, не напугать воспитанников, с другой – подготовить их ментально к тому, что бойцовское искусство дается не для того, чтобы обижать слабого, и что нельзя пользоваться им где-либо, помимо спортзала. Потом, когда начинается работа в спаррингах, там дается секунд 20 - 30, чтобы просто отработать работу в стойках. Здесь же я видел бойцов в очень уж юном возрасте для поединков такого характера, помимо этого, практически беззащитных. Как сами перчатки, так и элементы защиты выглядели, как у бойцов самого серьезного уровня. Случился даже нокаут, после удара по печени, а это уже серьезный ущерб здоровью.


Дорогие друзья! Очень интересным получился бой между Эли "Пантера" Кадыровым и Даниилом Шалак в показательном поединке младшего дивизиона. Оба претендовали на пояс чемпиона Международного турнира "Grand Prix Akhmat-2016". Победу одержал и стал обладателем чемпионского пояса Эли "Пантера". Поздравляем! #Кадыров #Россия #Чечня #Спорт
Видео опубликовано Ramzan Kadyrov (@kadyrov_95)


– Я не вижу особых причин для того, чтобы раздувать из этого шоу нечто непотребное, – оппонировал ему участник чемпионата мира 2013 года по боксу среди любителей, ныне профессиональный боксер Арам Амирханян (6 боев на профессиональном ринге, 6 побед – прим. авт.). Для непосвященной публики это, скорее всего, выглядит дико, поскольку было показано по федеральному телеканалу. Поверьте, вы еще очень многого не видели, что есть в нашем детском спорте. К примеру, я в родном Ереване принимал участие в боксерских спаррингах лет с десяти. Мы тренировались всю неделю, а по воскресеньям в спортзал приходили представители других секций, и нам устраивали спарринги. Был рефери на ринге, посмотреть на нас приходили родители, родственники. Не было такого, чтобы подобные спарринги, которые по уровню соперничества, наверное, не уступали тому, что происходило в «октагоне» в Грозном, приводили к трагедиям. Хотя никаких шлемов у нас тогда не было, но дети, просто по своему физическому развитию, не способны нанести друг другу каких-либо увечий. Приехав в Татарстан, я уже в 13 лет послал своего противника в нокаут. Более того, по детям у меня было четыре нокаута, один раз я сам падал. Это бокс, это единоборства, тут без ударов никак. Понятно, что с годами растет вес, накапливается сила, опыт и умение, и нужно уже с каждым разом все более тщательнее относиться к поединкам, но по детям они просто не могут представлять при спаррингах никакой угрозы.

Самый известный татарстанский промоутер профессионального бокса, а ныне руководитель спорткомплекса «КАИ-Олимп» Ринат Юсупов двояко подошел к проблеме столь раннего выхода на ринг, тем самым, высказав мнение, с которым могли бы согласиться или не согласиться обе стороны разгоревшегося конфликта.

– С точки зрения физиологии, надо понимать, что кавказцы взрослеют раньше, чем мы, представители средней полосы России, – рассуждает Юсупов. – Можно смело прибавлять три-четыре года к биологическому возрасту каждого уроженца Кавказа, который по своему физическому развитию в 10 - 11 лет может чувствовать себя и выглядеть на 14 - 15 лет, в нашем понимании. Я с подобным неоднократно встречался во время различных детско-юношеских соревнований. Естественно, это видят и понимают их родители, которые дали разрешение своим детям на участие в подобном турнире.

Но, в целом, я как человек, отдавший любительскому боксу восемь лет в ринге, как доктор биологических наук, отрицательно отношусь к поединкам в столь раннем возрасте. На мой взгляд, говорить о реальных поединках можно по достижении подростка 14 лет, когда он окреп, как физически, так и морально. Сам по себе выход в ринг это стресс, выход на ринг перед публикой, это стресс вдвойне, с ним сложно справиться юному организму. А тут еще существует опасность по «башке получить». А это невольно приведет к негативным последствиям в дальнейшем. У нас, в целом, существует практика форсажа, когда на выходе из юниорского спорта, боксер уже имеет за спиной более 100 боев, не считая спаррингов. А это говорит о том, что у него есть еще накопленный организмом багаж микротравм. Зачем же нам омолаживать травматичность?