По Хави ли шапка? Почему «Рубин» должен ориентироваться на «Атлетико»

«БИЗНЕС Online» рассказывает о том, что общего у «Рубина» и «Атлетико», и что казанская команда должна перенять у мадридцев.

«АТЛЕТИКО» КАК ОРИЕНТИР

Хави Грасия
Фото: Сергей Елагин

То, что «Рубин» – единственная команда в премьер-лиге, играющая по схеме 4-4-2, отмечал Владислав Радимов, добавив, что она очень необычная для российского чемпионата. Как показывает практика, ещё и неэффективная. Ставка Хави Грасии на эту расстановку объяснима хотя бы тем, что он использовал её в «Малаге». Однако полное копирование того, что в той или иной степени приносило успех в испанской лиге, вполне логично совершенно не гарантирует положительных результатов в чемпионате России. Например, сам Грасия и некоторые футболисты признавались, что были удивлены тем, что в России много команд играют с пятью защитниками. В той же Испании с такой линией обороны команды играют разве что против «Реала» и «Барселоны», но уж точно не против «Малаги». Получается, что Грасии как минимум пришлось изменить свой подход к построению атакующей игры.

На деле, 4-4-2 – обобщённое название тактической схемы, используемой «Рубином» в этом сезоне. В зависимости от того, что происходит на поле, она то трансформируется в 4-2-2-1-1, то в 4-1-3-2 или прочие возможные вариации, зависящие от того, как глубоко опущен или выдвинут тренером тот или иной футболист. Но это всё тонкости в итоге сводящиеся к тому, что на поле у «Рубина» в каждом матче стабильно выходят четыре защитника, четыре полузащитника и два нападающих.

В теории при такой схеме не остаётся свободных зон, а на каждом участке поля у команды всегда находятся по два футболиста, каждый из которых может подстраховать партнёра. При зонной защите одной из главных задач линии обороны при расстановке 4-4-2 является «движение за мячом». При переводе соперником мяча на правый фланг, вся команда передвигается вслед за ним направо, сохраняя при этом компактность как между игроками в линиях обороны и полузащиты, так и между самими линиями. При этом одному из нападающих позволительно нарушить построение и пойти в прессинг. Такую же расстановку и схожие принципы построения игры исповедует мадридский «Атлетико», за последние три года ставший чемпионом Испании и дважды доходивший до финала Лиги чемпионов. Понятное дело, что сравнивать «Рубин» с командой Диего Симеоне никак нельзя, но на роль главного ориентира, к которому стоит стремиться, используя схему 4-4-2, «Атлетико» подходит едва ли ни лучше всего.

ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ КАК ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ

Карлос Самбрано
Фото: Сергей Елагин

Важнейшими факторами при построении игры в обороне являются компактное расположение игроков, отсутствие свободных зон и подстраховка, что с успехом применялось в «Атлетико», который во многом за счёт надёжной игры у своих ворот сумел на равных бороться с «Реалом» и «Барселоной».

Компактность зависит не только от защитников и полузащитников, но и от нападающих, которые при атаках соперника отходят на свою половину поля, стараясь сохранить расстояние между линией защиты и линией нападения в пределах 25 - 30 метров. При успешном исполнении всех оборонительных установок команда соперника лишается возможности проводить атаки через короткий пас и вынуждена сбиваться на игру дальними забросами.

При игре в линию в обороне, защита должна действовать как единый механизм, поэтому крайне важно взаимопонимание между игроками, сиюминутно добиться которого просто невозможно. Прежде чем «Рубин» станет надёжно действовать в защите, Грасии предстоит окончательно определиться как минимум с парой центральных защитников и наигрывать именно их, порой, возможно, даже прощая кому-то некоторые огрехи.

ЛИНИЯ ИЛИ «БРИЛЛИАНТ» В ПОЛУЗАЩИТЕ

Алекс Сонг
Фото: Сергей Елагин

В полузащите «Рубин» поочередно, в зависимости от имеющихся на поле исполнителей, чередует линейный принцип и diamond, что в переводе с английского «бриллиант».

В первом случае центральные хавбеки располагаются в линию и порой наделены одинаковыми функциями без явного разделения на обороняющегося и атакующего игрока. Подобную картину у «Рубина» можно наблюдать, когда на поле одновременно появляются Магомед Оздоев и Алекс Сонг. При игре с такой парой центральных хавбеков ниже опускается камерунец, однако утверждать, что исключительно он занимается разрешением атак соперника никак нельзя.

Diamond с явно выраженным полузащитником оборонительного плана Грасия использует в том случае, когда выпускает с первых минут в паре с Сонгом Руслана Камболова. Отбор мяча и опека оттянутых в глубину поля атакующих игроков – основные функции игрока этого амплуа, чья концентрация на оборонительных действиях позволяет впереди более раскованно действовать Сонгу.

У «Атлетико» наблюдалась схожая ситуация, когда Симеоне мог варьировать игру своей команды в центре полузащиты, в зависимости от пары футболистов, выходящих на поле в этой зоне с первых минут: Тьяго и Габи действовали на одной линии, а Коке и Габи на другом, при этом у второго оборонительных функций было больше. Роль Габи для «Атлетико» того времени схожа с той, что сейчас отводится в «Рубине» Сонгу: обоим футболистам приходится и начинать атаки своей команды, и быть всегда готовым поджать соперника во избежание быстрой контратаки.

БЕЗ ОТЛАЖЕННОЙ ОБОРОНЫ НЕ ПОСТРОИТЬ ИГРУ В АТАКЕ

Максим Канунников
Фото: Сергей Елагин

Два игрока в нападении «Рубина» чаще всего разделяются на оттянутого и выдвинутого на острие (центрального) форварда, что позволяет создавать свободные зоны для атаки. Например, центральный нападающий, перемещаясь в сторону ворот и уводя за собой защитника, освобождает тем самым зону для прорыва оттянутому форварду. Имеет место быть и обратная ситуация, когда оттянутый нападающий уводит за собой в глубину одного из защитников, создавая свободное пространство уже для выдвинутого вперёд форварда. При игре в одного ярко выраженного нападающего и атакующего полузащитника часто возникает одна и та же проблема, когда путём прессинга или плотной опеки оба фактически выключаются из игры, будучи отрезанными от своих партнёров. При схеме же 4-4-2, как уже было сказано, на каждом участке поля у команды подразумевается нахождение двух игроков и закрыть одного из них недостаточно, чтобы избежать проблем.

Возвращаясь к сравнению с «Атлетико», просматривается параллель между Максимом Канунниковым с его нынешней ролью в «Рубине» и Антуаном Гризманном. Индивидуальный класс футболистов не сравним, однако манера их действий временами похожа. Взять хотя бы сваливание на фланг, причем, что правый, что левый, с последующим смещением в освободившуюся зону в центре крайнего полузащитника.

Возвращаясь к вышесказанному оба форварда обязательно должны быть мобильны, помогая обороне сохранять необходимую компактность между всеми линиями. В «Атлетико» при стандартном расстоянии между первой и второй линией в 25-30 метров, защитников и нападающий порой разделяет и того меньше.

Хави Грасия
Фото: Сергей Елагин

Ни сегодня, ни завтра, да и не факт, что даже после зимы «Рубин» естественно не начнёт играть как «Атлетико», и речь не о результатах, а о системе построения игры команды. В команде достаточно квалифицированных игроков, но многое при игре по схеме 4-4-2, несмотря на то, что она считается упрощённой, зависит от командных взаимодействий как между между игроками, так и между линиями. Возможно Грасии в какой-то мере стоит больше акцентировать внимание на оборонительной игре, тем более он едва ли с не первых дней своей работы в Казани заявлял, что «дом строится с фундамента». Трудно построить игру в атаке, когда у твоей команды не ладится выход из обороны, как это было в игре с «Краснодаром», где он основывался по большей части на безадресных выносах мяча, за которые в отсутствие Жонатаса просто некому было зацепиться.

Тимур Байрамов