Золотые клюшки: три звезды «Ак Барса» зарабатывают 264 млн., а СКА улетел в космос

3,37 млрд. рублей зарабатывают вместе топ-игроки российского хоккея, следует из опубликованного накануне рейтинга. Самыми дорогими хоккеистами «Ак Барса» оказались Михаил Варнаков, Александр Свитов и Андрей Попов. Только один клуб делегировал в зарплатный топ богачей больше игроков – это питерский СКА. Даже московский ЦСКА и омский «Авангард», как и казанцы, ограничились тремя фамилиями. «БИЗНЕС Online» разбирался в тайнах зарплатной ведомости клубов КХЛ – выводы для хоккея неутешительны.

«АК БАРС» И «САЛАВАТ ЮЛАЕВ» ВСЁ ЕЩЁ ОЛИГАРХИ

Некоторые тайны зарплатной ведомости 9 клубов КХЛ утекли в печать. Рейтинг топ-30 зарплат российского хоккея опубликовал накануне «Спортфакт». В диапазоне от 63 до 330 млн. рублей в год оказались оклады сразу 14 хоккеистов СКА, по трое – из ЦСКА, «Авангарда», «Магнитки» и «Ак Барса», двое из «Салавата Юлаева». Еще по одному работнику шайбы и клюшки делегировали в список скромные «Сибирь» и «Торпедо». В совокупности топовые игрок зарабатывают в год по 3,37 млрд. рублей.

Михаил Варнаков


Начнем с «Ак Барса» – его игроки не лидеры рейтинга. Самым дорогим игроком команды оказался нападающий Михаил Варнаков, который за год получит 102 млн. рублей. По информации «БИЗНЕС Online», общая сумма 5-летнего контракта форварда составляет полмиллиарда, то есть сотня в год – это действительно средняя годовая зарплата игрока. Интересно, что Варнаков при этом отнюдь не лучший снайпер или бомбардир команды: в 24 матчах этого сезона у него 4 заброшенные шайбы и семь передач. Да и вне льда ведёт себя совсем не так, как мог бы это делать практически франчайз-игрок – хоккеист, вокруг которого строится вся команда, маркетинг и даже игровая модель. Долгосрочный контракт, большие деньги и хорошая игра на льду подразумевают, что хоккеист станет лицом клуба в медиа, но Варнакову такой вариант явно не интересен, как и «Ак Барсу». При этом летом клуб отказался от Даниса Зарипова, который был готов вернуться в Казань даже на меньше деньги, чем получает в Магнитогорске.

Лицом кое-как пытается стать Александр Свитов – капитан команды по новому контракту получает 90 млн. рублей – столько же, сколько и Зарипов, хотя ещё год назад он официально зарабатывал на 25 млн. больше. Видимо, «Ак Барсу» удалось удачно провести переговоры с центрфорвардом, который хотя и не молодеет, но может удачно забить. Впрочем, даже с учетом снижения гонорара ему удалось стать самым дорогим центром четвёртого звена во всей лиге. Между тем, Свитов тоже не самый выдающийся хоккеист с точки зрения системной игры. У него много проблем в понимании установок, в катании, но, тем не менее, есть видение площадки и чутьё, которое помогает в нужный момент. Но самое главное Свитов необходим как лидер в раздевалке – пока что в команде он главный авторитет. Его слушают игроки и тренеры.

Андрей Попов и Антон Глинкин


Третьим представителем «Ак Барса» неожиданно оказался Андрей Попов с зарплатой в 72 млн. рублей. Данные «Спортфакта» подтверждают появившуюся летом информацию – тогда сообщалось, что Попову предложено 70 млн., а его партнёру по «Трактору» Антону Глинкину – 65. Глинкин позже опроверг цифры, заявив, что зарплата в «Ак Барсе» даже меньше, чем была в «Тракторе». «Не знаю, кто запустил в интернет эти неимоверные суммы моего оклада. Поверьте, их нет», – объяснялся форвард. Зато молчал Попов, который не выделяется игрой. Отметим, что по данным источников «БИЗНЕС Online», летом агент игроков Станислав Романов предлагал их нескольким клубам. И в переговорах звучала сумма 80 млн. рублей за каждого. Центр третьего звена «Ак Барса» Попов на данный момент высоко ценится тренерским штабом. Считается, что он лучше всех понимает игровое задание и правильно выполняет всё, что требуется. На результатах команды это сказывается не всегда, и личная статистика форварда оставляет желать лучшего, но он полезен. Тем более, что позиция центра в КХЛ считается самой дефицитной и есть дополнительная наценка на игроков этого амплуа.

Обращает нак себя внимание, что никого из троих самых дорогих игроков «Ак Барса» нельзя назвать лидером команды по игре, то есть корм не совсем в коня. Симтоматино, что вообще не попали в список иностранные игроки «Ак Барса» – легионеры оказались скромнее в своих притязаниях, что лишний раз напоминает о развращающем влиянии лимита. У иностранцев в «Ак Барсе» тоже солидные зарплаты, но им платят в рублях. В пересчёте на доллары они получают обычные для рынка деньги, а вот среди россиян есть игроки с явно завышенными цифрами. К примеру, Артём Лукоянов этим летом подписал контракт на отличных условиях (по нашим данным, его зарпалта близка к 50 млн. в год) – и теперь имеет кучу игровых проблем, которые частенько случаются у хоккеистов, которые получили новый долгосрочный контракт с солидной прибавкой к окладу. К слову, в списке числится ещё и нападающий «Торпедо» Владимир Галузин с той же зарплатой, что у Попова (70 млн.) – этот хоккеист был очень интересен «Ак Барсу» прошлой весной. Видимо, договорившись с Нижним, Галузин решил никуда не переезжать.

СКА – ПЕРВЫЙ ПО ВСЕМ ПОКАЗАТЕЛЯМ




Самым расточительным в КХЛ ожидаемо оказался питерский СКА – Илья Ковальчук, Павел Дацюк и Вячеслав Войнов возглавляют рейтинг, зарабатывая на троих 870 млн. рублей в год – бюджет небольшого города. И это лишь трое из 14 игроков списка при том, что «мягкий потолок» зарплат в КХЛ установлен на 950 млн. рублей. По данным нашего издания, все топ-14 хоккеистов получают в Санкт-Петербурге 1 млрд. 167 млн. рублей, превышая рекомендованный лимит на 23%.. И это без учёта других хоккеистов в составе команды. Всё это легко коррелируется со списком самых полезных игроков лиги – первые 12 мест по показателю «плюс/минус» снова занимают игроки СКА. У защитника Антона Белова статистика доходит до плюс 24, при этом получает он 90 млн. рублей без учёта бонусов. Что ж, клуб, который курируют Геннадий Тимченко и братья Борис и Аркадий Ротенберги, может себе это позволить. Такую же зарплату в магнитогорском «Металлурге» получает, например, четырёхкратный обладатель Кубка Гагарина Данис Зарипов, у которого действует последний год контракта, а лучший снайпер в истории отечественного хоккея Сергей Мозякин работает за 130 млн. рублей в год и находится лишь на шестом месте рейтинга.

Не сильно остает от «Ак Барса» и уфимский клуб, который всё ещё может себе позволить платить игрокам большие зарплаты. Самой дорогой игрок в «Салавате Юлаеве» с ценников в 78 млн. рублей – вратарь Никлас Сведберг. Не лучшая сделка, учитывая, как играет швед в этом сезоне – тренерский штаб сам настаивал на сохранении этого голкипера, а теперь периодически сажает его в запас. Второй хоккеист из Уфы – Игорь Григоренко – получает 66 млн. рублей. Нападающий был лидером команды в прошлом сезоне, но сейчас у него лишь 13 матчей и он не играет из-за травмы. Возвращение планируются на ноябрь, но сроки могут сдвинуться.

Никлас Сведберг


Интересно, что в списке всего три игрока московского ЦСКА, который спонсирует «Роснефть» – Валерий Ничушкин, ему пришлось переплатить из-за возвращения из НХЛ (у него зарплата 73 млн рублей), Стефан да Коста (оклад француза – 78 млн.), и такие же деньги получает Иван Телегин. Причем зарплата последнего – это плоды усилий СКА. Летом питерский клуб предложил контракт на эту сумму хоккеисту и ЦСКА, чтобы сохранить игрока, пришлось подтверждать предложение. Если бы не было этого аукциона со СКА, то потолок зарплаты Телегина – 30 - 40 млн. рублей в зависимости от бонусов, то есть питерцы вдвое увеличили зарплату хоккеиста.

Стоит отметить, что все цифры в списке указаны без учёта бонусов и премиальных, которые клубы выплачивают игрокам за победы, результативность и показатели статистики. То есть реальные зарплаты хоккеистов могут быть и на 20, и на 30 млн. больше. В целом, рейтинг зарплат КХЛ четко показывает, как развивается лига и по какому пути она идёт. Больше всего эта дорога напоминает баскетбольный чемпионат , где есть московский ЦСКА с огромным бюджетом, а потом уже и все остальные команды. С 2003 года ЦСКА только однажды не выиграл «золото» чемпионата. Интрига в турнире заключается только в том, кто станет вторым. Руководство баскетбольной лиги фактически срослось с руководством клуба. Сравните ситуацию в хоккее: президент питерского СКА Тимченко – председатель правления КХЛ, а вице-президент армейской команды Роман Ротенберг занимает аналогичную должность в ФХР.

Дмитрий Кугрышев

Долгие годы главной силой российского хоккея была децентрализация, у лиги было множество центров силы, причем в регионах страны: Ярославль, Казань, Омск, Магнитогорск, позже Уфа, а ранее Тольятти. У всех клубов были примерно равные финансовые возможности, а даже небольшие преимущество в бюджете не гарантировало результат. Сейчас очевидное неравенство в КХЛ попытались сгладить с помощью упомянутого выше потолка зарплат, но оставили форточки для олигархов. Сначала разрешалось выводить из под потолка двух игроков, потом игроков, которые приехали из НХЛ, а сейчас и ввосе ввели налог на роскошь, который выплачивает клуб, превысивший потолок, – 20% от суммы превышения, что, как говорится, слону дробина. Со своей стороны СКА тоже пытается как-то объяснить свои безумные траты: придуман довод, что армейский клуб теперь базовый для сборной России, его тренирует Олег Знарок, по совместительству тренер сборной. Но очевидно, что для лиги в целом такой монополизм убийственен – догнать и перегнать НХЛ с таким подходом невозможно.

Марсель Магизов, Айрат Шамилов