«Третьяк и Петров убили «Золотую шайбу». Первый тренер Обухова против системы

«Турнира детско-юношеских любительских команд «Золотая шайба» не существует», - с горечью заявил инструктор-методист отделения хоккея детско-юношеской спортивной школы «Зилант» Владимир Голубцов. Причем, по его мнению, в качестве «похоронной бригады» выступили руководители российского хоккея, легендарные в прошлом хоккеисты Владислав Третьяк и Владимир Петров. Подробности в интервью Голубцова спортивной редакции «БИЗНЕС Online».

«ДАЖЕ ДВА ВОСПИТАННИКА ДЮСШ СПОСОБНЫ ОБЫГРЫВАТЬ ПАЦАНОВ С УЛИЦЫ»

– Владимир Петрович, в чем состоят ваши претензии к руководителям российского хоккея?

– Когда три функционера – Владислав Третьяк (президент Федерации хоккея России,ред.), Владимир Петров (президент клуба «Золотая шайба», – ред.), и замминистра спорта Юрий Нагорных (недавно уволенный с этого поста.ред.) приняли постановление, что в турнирах «Золотой шайбы» могут играть воспитанники ДСЮШ, то они убили сам принцип нашего турнира. Потому, что даже два воспитанника ДЮСШ могут обыгрывать дворовые команды. Все потому, что у них в тренировочном процессе 300 дней, а у нас 87. Столько было в прошлом году дней, когда мы могли содержать ледовые площадки во дворах. Все! Теперь «Золотой шайбы» нету в России, запомните это!

Владимир Голубцов
фото: Андрей Данилов

– Как это решение подействовало на вас?

– В результате мы поехали на республиканские соревнования, и играли против «искусственников», тех, кто тренируется и играет на искусственном льду. А «Золотая шайба» – это турнир дворовых команд! Как я это объясню 10 - 11 летним пацанам, что у нас система соревнований поменялась? У нас же совсем разные условия. Если при СССР на крупных предприятиях числились по несколько работников, которые отвечали за детский спорт, те же самые хоккейные коробки, чистили лёд, следили за освещением, то сейчас кто будет этим заниматься, когда есть один тренер с зарплатой в 15 тысяч на руки.

Кто пойдет на такие условия? Ладно, мы в девяностые были Геннадий Афанасьев, покойный, Рустем Ахмедов, Николай Световидов, Евгений Леонтьев, который сейчас возглавил спортклуб «Баско». Пять тренеров-общественников на всю Казань, сейчас ситуация приближается к такой же, и это печально.

Так должен выглядеть турнир детско-юношеских любительских команд. Открытие городского этапа «Золотой шайбы»

фото: http://metshin.ru/

– А у вас вообще нет возможности тренироваться на искусственном льду?

– Крайне мало. В сентябре-октябре в спорткомплексе «Зилант» нам давали лед два раза, в остальное время он занят под занятия местной студенческой команды, групп ДЮСШ. Все остальное время мы проводим на кортах школы №69 на улицеГабишева. И какие у нас зимы, прошлую зиму я назвал «сиротской», когда мы три раза лед восстанавливали, и только 87 дней в году могли кататься на нем. И против нас теперь можно играть ученикам ДЮСШ, как гласит постановление, подписанное Третьяком, Петровым и Нагорных, «не участвовавшие в первенстве России». Иными словами, ДЮСШ «Авиатор» заняла третье место в первенстве города, после «Ак Барса» и «Ак Буре»,у них там сезон закончился, и они выставляют против нас своих «профи». Ну, куда нам с ними «бодаться»? Ладно, нет финансирования наших подростковых клубов, мы к этому уже привыкли, а тут еще и эта напасть. На нашем уровне они «короли», а нам куда деваться?

В одном из недавних выступлений Вячеслава Фетисова было сказано, что во времена Советского Союза у нас было пять миллионов человек, которые занимались в «Золотой шайбе». Ну, развалился Союз, ушли детишки из ближнего зарубежья, миллионов два человек, так у нас должно остаться миллиона три. А на самом деле по отчетам прошлого года количество занимающихся составило 270 тысяч человек. Хотя и это неправда. Потому, что, пока действует это постановление, никакого смысла заниматься «Золотой шайбой» нет.

«ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ТРЕНИРОВАТЬСЯ В «АК БАРСЕ», НУЖНЫ ДЕНЬГИ»

– То есть, вы считаете, что без льда у детей не будет никаких хоккейных навыков?

– Конечно. То, что у нас столько катков по республике хорошо. Условно, как соперничать на республиканском уровне с Буинском, Зеленодольском, где у местных пацанов по 300 дней для тренировочного процесса, и у нас три месяца. Как нам сказали в минспорта РТ: «Они же должны повышать свое спортивное мастерство». Как?! Обыгрывая нас, уличных? Будь ты хоть семь пядей во лбу…

– С «семью пядями во лбу», мне кажется, дети в спортшколе того же «Ак Барса» играют.

– Для того, чтобы попасть туда, в первую очередь, нужны деньги. А у нас занимается улица. К счастью, находятся помощники, выделяют, кто что может. Тот же Дима Обухов, который сам прошел через нашу школу, помог, дал денег, чтобы мы оборудовали хоккейный корт на том месте, где сам в детстве тренировался. Например, я могу обмундировать практически все возраста, кроме самых юных, семилетних детишек. Там у меня всего девять пар коньков самого маленького размера. А одеть ребенка в хоккейное обмундирование обойдется родителю в 45 тысяч рублей. Понятно, что у нас занимаются малоимущие, те, кто, если закроется наша секция, просто уйдет на улицу.

– Почему? Есть виды спорта, не требующие таких же затрат, где тренеры готовы принять почти любого, они ищут отчисленных из хоккейно-футбольных школ, чтобы те пришли в секцию. А у нас, как будто, на хоккее, футболе, свет клином не сошелся.

– Ну, вы же знаете, что хоккей и футбол, это массовые виды спорта, популярные. Тот же хоккей, это жесткий вид спорта, где пацан может самореализоваться, даже, если не станет профи, то вырастет настоящим мужиком. И таких только в нашем подростковом клубе 90 пацанов из разных школ, техникумов. Понятно, что мы всем проигрываем, потому, что мы «натуралы», ну, играем только на натуральном льду.

Так выглядят победители турниров «Золотая шайба» сейчас
Фото: сайт «Золотая шайба» http://zshr.ru/

«ОБУХОВ ОТРАБАТЫВАЛ СВОЙ ЩЕЛЧОК ПО НОЧАМ, В ТЕМНОТЕ»

– У вас за время работы тренером кто-то вырос в профессионального хоккеиста?

– Тот же Обухов, которого я называл. Я в 1983 году начал работать на Хади Такташа, в клубе «Ракета». Он родился в том же году, и все его детство прошло перед моими глазами. Его отца я хорошо знал, он нам помогал при заливке льда, мать знаю. Что сказать, семья, которую сейчас принято называть неблагополучной. И только своим упорством Обухов добился того, что сейчас имеет. Помню, нам жаловались жильцы одного общежития, что им спать не даёт стук шайбы об борт. Я целое расследование проводил, думал, кто там балуется. А это оказывается Димка приходил в 12, в час ночи, и бросал шайбу в борт, отрабатывал щелчок. Там уж и света не было, в темноте все делал. Только со временем его отец подтащил в «Ак Барс». Но тогда времена еще были такие, что не требовалось денег для того, чтобы тренироваться в их спортшколе. Можно сказать, пробил себе дорогу в высший свет. А его сверстники от передоза умирали.

– Да вы что…

– Героин рекой лился, рекой. В каждом корпусе несколько точек сбыта было, со всего города ездили покупать. А потом на чердаках умирали. Только я на пять похорон сходил. Но наших, тех, кто занимался в подростковом клубе, не трогали. Всё было…

– А с вас сейчас за результат не спрашивают?

– Я любого пошлю, кто с меня результат спросит. Сделайте турнир «Золотая шайба» только для таких же, как мы участников, тогда и спрашивайте за результат.

– Вы поднимали эту проблему в федерации хоккея перед исполнительным директором Кириллом Голубевым?

– Все, кто занимается хоккеем вплотную, знают об этой проблеме, никто не хочет шевелиться.

Дмитрий Обухов (слева) на вбрасывании - является примером, как можно из дворового хоккея дорасти до уровня КХЛ
фото: http://metshin.ru/

Джаудат Абдуллин