Год назад «Ак Барс» занимал 13-е место в общей таблице КХЛ, теперь казанская команда ушла на перерыв в чемпионате, занимая там третью строчку и возглавляя Восточную конференцию. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает, как это произошло.
ВЕЛИКИЙ УРАВНИТЕЛЬ
Зинэтула Билялетдинов | |
Фото: Сергей Елагин |
На третий год работы Зинэтула Билялетдинов наконец добился желаемого – в его команде собрались четыре равных звена. По какой-то причине после сборной тренер отказался от системы, которая принесла ему все титулы и статус гения. Раньше в его командах было чётко выраженное первое звено, которое тащило всех вперёд, затем шло звено чуть хуже, но тоже исполнительское, третье звено было нейтральным, а четвёртое – исключительно оборонительным. Теперь всё не так. Билялетдинов уже не первый сезон практикует равное разделение времени между тройками и отсутствие матчинга, наложения своего звена на соперника. «Ак Барс» не подстраивается и лишает такой возможности соперника, ведь в его составе равны все звенья.
Отказавшись от хоккеистов явно четвёртого звена, вроде Андрея Иванова и Дмитрия Архипова, уволив Игоря Мирнова и Маттиаса Шёгрена, казанцы взяли в команду хоккеистов другой роли. Андрей Попов и Антон Глинкин не тянут на первое звено, и странно выглядят в третьем, но, как оказалось, они идеально подходят новой концепции «Ак Барса». Когда каждое звено может забить и выиграть матч, команда чувствует себя совсем по-другому. Конечно, без лидеров нельзя, и на данный момент Фёдор Малыхин является тем, кто ведёт нападение за собой, но на самом деле потенциально такой игрок есть в каждом звене. Огромный резерв заложен в Михаиле Варнакове, который он с трудом раскрывает рядом с Малыхиным, Владимир Ткачёв прибавит к плей-офф, Александр Свитов иногда меняет ход матча. При этом не до конца реализована идея с легионерским звеном, и именно отсутствие хорошего центра может быть причиной такой политики Билялетдинова.
Он бы и рад сделать суператакующую тройку, которая будет разрывать в формате пять на пять, но возможностей нет. Видимо, поэтому он разводит звено Лукоянова, не возвращает Михаила Глухова к Малыхину и ставит Михаила Жукова к Попову. Тренер не хочет создавать большую разницу в игре звеньев, имея достаточно ровный состав. Лучше всего такой подход показал себя в матче с «Автомобилистом», когда шайбы забросили все четыре звена команды. И системную игру с таким подходом навязывать гораздо удобнее.
БОЛЬШЕ НЕРАВЕНСТВА
Фото: Сергей Елагин |
Билялетдинов хоть и отказался от идеи суперзвена, но спецбригады для большинства всё же сохранил, причём по ходу сезона их удалось доработать, что и привело «Ак Барс» на вершину. Тренерский штаб команды пошёл на изменения, и перестал выпускать на большинство те же тройки, что и в равных составах, сформировав две ударные бригады. Во-первых, наконец-то удалось найти подходящее место Ткачёву, который в концовке прошлого плей-офф играл слева, нынешний сезон начинал на позиции защитника, но теперь форварда поставили в правый круг вбрасывания, что очень сильно изменило действия всего звена. Ткачёв не стесняется бросать сам, он может сместиться ближе к пятачку и обострить, видение площадки позволяет делать ему диагональные передачи и прострелы. Элемента неожиданности стало гораздо больше, Секач до травмы на том же месте играл не так эффективно.
Особую задачу выполнил и Свитов, которого поставили на пятачок – никто в команде не может так эффективно закрывать обзор вратарю. Конечно, идеальный центр у ворот не просто исполняет столба, но и успевает подставлять клюшку и реагировать на добивания, но «Ак Барс» пока справляется и так.
Ключевое отличие спецбригад этого «Ак Барса» от прошлогоднего – наличие двух видов розыгрыша. Звено Джастина Азеведо играет в «зонтик», который стал невероятно популярен в КХЛ с расширением зоны атаки, и который казанцы применяли в прошлом сезоне. Вторая бригада, где чаще всего центрит Попов, работает в стандартном квадрате. Разный подход усложняет работу сопернику, и вратарям, и полевым игрокам приходится перестраиваться в коротких паузах между сменами.
При этом Александр Смирнов с этого сезона ввёл особый приём – при раскате из своей зоны один из форвардов катается на чужой синей линии, иногда заходя в офсайд. По идее, такой приём должен освобождать пространство для нападающего с шайбой, но пока в большинстве случаев это приводит к свистку арбитра или простому вбросу в зону. Зайти на скорости и у казанцев не получается, но в большинстве-то есть возможность использовать своё преимущество. Пока же получается, что «Ак Барс» играет 4 на 4 когда начинает атаку. Тем не менее, сейчас команда Билялетдинова занимает четвёртое место в КХЛ по игре в большинстве с хорошим показателем 22.9%.
ОТКАТ К ОТКАТУ
Михаил Варнаков | |
Фото: Сергей Елагин |
Самое главное изменение, которое привело «Ак Барс» на вершину – это система игры, которая вместе с составом пришла, наконец, в нормальный вид, который можно понять и не будучи хоккейным тренером. Тактика Билялетдинова сегодня – это не длинный пас защитника первому звену через всю площадку, а контроль шайбы. Вероятно, он перенял эту манеру игры у сборной Финляндии, которой проиграл на Олимпиаде, а потом долго видел в КХЛ в исполнении «Йокерита».
В прошлом сезоне «Ак Барс» очень много бегал за шайбой, даже серебряные медали сезона 2014/15 были добыты в таком стиле. Сейчас речь идёт о том, что шайбу лучше придержать у себя, не отдавать её сопернику и не торопить события. Прежний откат, за который критиковали Билялетдинова, подразумевал, что звено не пойдёт в чужую зону и не станет навязывать борьбу, а лучше откатится до самых своих ворот, и уже там заберёт шайбу у соперника. Потом в игре «Ак Барса» появился форчекинг, но он не был таким эффективным, как у физически мощного и быстрого ЦСКА, поэтому от него решили отказаться. Сейчас откат «Ак Барса» – это способ начала новой атаки.
Получая шайбу в средней зоне, защитник «Ак Барса» в большинстве случаев откатывается за свои ворота, ждёт смены, правильного построения, и только тогда начинает раскат. Это приём, который в английском языке называется control breakout – звено бежит вперёд, точно зная, кто где находится и действует так, как учили на тренировке. Сейчас у «Ак Барса» есть проблемы с переходом средней зоны, атаки срываются из-за отсутствия поддержки игроку с шайбой, видно, что ещё не все элементы отточены. Но даже если защитник просто вбрасывает шайбу в зону от красной линии, то раскат совершён верно.
Сейчас казанцы не станут просто вбрасывать, даже если играют в большинстве, им легче взять паузу, чем проводить смену, когда шайба уже в зоне атаки. Конечно, это не быстрый хоккей ЦСКА, но он и не такой бездумный. Претензии к «Ак Барсу» за такой стиль всё ещё справедливы. Когда так делает «Амур», всё понятно – у клуба нет исполнителей с зарплатой по 100 миллионов рублей, и ему просто некуда деваться. То же со сборной Финляндии на международной арене – в её составе нет такого же уровня игроков, как у России или Канады, поэтому свои игровые недостатки они прячут за системой игры. «Ак Барс» же по составу должен показывать что-то иное, но оно не работает, что показали предыдущие два сезона. Билялетдинов вернулся к прагматизму, и его обновлённый откат работает, принося результат.
УСИЛЕНИЯ В ЗАЩИТЕ
Никита Черепанов отправляет соперника за борт | |
Фото: Ирина Ерохина |
Последние годы игра «Ак Барса» в обороне вызывала недоумение, хотя команду по-прежнему тренировал Билялетдинов, у которого всегда был порядок в защите. В прошлом сезоне именно игра защитников не позволила «Ак Барсу» пройти дальше первого раунда. Казанскую команду разобрал всё тот же нестабильный «Салават Юлаев» – и это ключевой показатель. В межсезонье нужны были кардинальные изменения, «Ак Барс» на них пошел, отказавшись от балласта в обороне – игроков вроде Якова Рылова, Константина Корнеева, Николая Белова и Райана Уилсона. Последний вообще непонятно, чем занимался в Казани.
Сейчас нельзя сказать, что оборона команды стала намного сильнее, но у Билялетдинова появилась возможность для ротации каждого защитника – после ухода Никиты Черепанова в распоряжении у тренера 12 (!) игроков обороны. «Ак Барс», например, мог спокойно заполнить заявку в обороне, когда у команды в лазарете были три ведущих защитника. К тому же, важно отметить, что пока у казанского клуба нет серьезных провалов в селекции. Если в прошлом сезоне менеджерам и некоторым персонажам, которые занимались трансферами, можно было предъявить за покупку Уилсона или Белова, то сейчас серьезных промахов просто нет.
Атте Охтамаа хотя и не до конца пока адаптировался в команде, но свою роль в «Ак Барсе» понимает. Стефан Эллиотт и Михал Йордан не показывают ничего особенного, однако и не «привозят» в свои ворота. Особенно удивил молодой Черепанов, 21-летний защитник на старте сезона смотрелся чуть ли не лучшим игроком обороны и сильно помог команде в своих 16-ти матчах. За небольшой отрезок времени, который Черепанов провёл в Казани, он заработал показатель полезности +7 – больше только у Степана Захарчука и Дамира Мусина, которые играют со старта сезона.
Учитывая, что после перерыва в состав «Ак Барса» должны вернуться Альберт Яруллин и Зият Пайгин, проблем в обороне у Билялетдинова быть не должно. Напротив, тренеру придется решать, кого выводить из состава, чтобы освободить место под того же Яруллина. Однако это уже приятная головная боль.
УДОБНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Фёдор Малыхин | |
Фото: Сергей Елагин |
Да, «Ак Барс» уже отыграл почти половину своих матчей в нынешнем сезоне. На данный момент у казанцев первое место на Востоке после 29 матчей – впереди еще 31 игра. Можно сколько угодно жаловаться на составление календаря, ведь во второй части чемпионата «Ак Барс» всего несколько раз в месяц будет играть дома – болельщики успеют соскучиться по команде. Игроки признавалась, что недоумевают от такого графика, и силы перед паузой на Евротур были на исходе. Но тут важно заметить, что несмотря на плотный календарь, последние 15 - 20 матчей команда провела против не самых сильных соперников.
В последних 20 играх нынешнего сезона из соперников на Востоке можно выделить лишь «Авангард», которого «барсы» обыграли с минимальным преимуществом. В остальном же это были соперники уровня «Югры», «Адмирала» и «Куньлуня», которые в своём нынешнем состоянии просто не способны на равных бороться с лидером турнирной таблицы на Востоке. Любопытно, что команда Билялетдинов пока еще не сыграла, например, ни одной встречи против «Салавата Юлаева», хотя непримиримое зеленое дерби считается настоящим украшением лиги.
Ближайшие матчи в ноябре и декабре станут проверкой для «Ак Барса». Практически всё это время команда проведет на выезде, где соперниками будут «Магнитка», «Салават», «Авангард», «Сибирь», «Торпедо» и «Сочи». Понятно, что эти оппоненты совсем другого уровня, нежели те, что были у казанцев в первой половине чемпионата.
Странный календарь, где первую часть сезона «Ак Барс» сыграл против аутсайдеров Востока, одна из причин, почему казанская команда возглавляет таблицу. Другой вопрос, что «барсы» практически не потеряли очки в этих играх, хотя еще в прошлом сезоне у них регулярно были проблемы с соперниками уровня «Кузни» и «Автомобилиста».
СЛАБЫЙ ВОСТОК
Фото: Сергей Елагин |
Нельзя не обратить внимание и на то, что Восток сам по себе стал слабее по сравнению с прошлыми сезонами. По большому счету конкуренция в этой конференции между двумя-тремя командами, да и это далеко не факт. Конкурировать на данном этапе с «Ак Барсом» способны разве что только «Авангард» и «Магнитка». Принципиальный «Салават», которого штормит весь сезон, отстает от казанцев, например, на 14 очков. Но опять же, половина чемпионата сыграна, а зелёного дерби не было ни разу.
«Сибирь», которая предыдущие годы всегда шла в лидерах, сейчас и вовсе не попадает в кубковую восьмерку, потеряв на весь сезон вратаря Александра Салака. В «Барысе», «Нефтехимике» и «Автомобилисте» с начала сезона происходит что-то непонятное. Соперники, которые всегда могли отобрать очки у любой команды Востока, на данный момент больше заняты околохоккейными делами и тренерскими отставками.
Особенно четко слабину Востока показал раз именно «Ак Барс», который после восьми побед подряд на Востоке приехал на Запад, и в первом же матче уступил аутсайдеру конференции «Медвешчаку», а следом было поражение и от «Слована». Впервые за последние годы Запад показывает, насколько он сильнее Востока. Понятно, что это не проблемы «Ак Барса», у которого практически нет соперников в своей конференции. Наоборот, как говорилось выше, казанцы научились отбирать очки у средних соперников, ведь еще недавно Артём Лукоянов называл «Ак Барс» Робином Гудом, который побеждал лидеров и раздавал очки аутсайдерам.