Рекорды и падения. Посещаемость КХЛ

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» подводит итоги посещаемости первых месяцев в КХЛ

ВСЯ КХЛ: КИТАЙ, ОЖИДАЕМО, ТЯНЕТ НА ДНО

За первые два месяца регулярного чемпионата было сыграно 382 матча. Главной интригой же было то, как приживется хоккей на абсолютно новой территории – в Китае. И она была с блеском разрешена, так как клуб умудрился поставить вечный антирекорд посещаемости – 550 человек на матче против «Нефтехимика». Здесь и далее все цифры посещаемости указаны согласно данным протоколов на сайте КХЛ.

Средняя посещаемость клубов КХЛ на старте сезона

Средняя аудитория матчей всего сезона остановилась на отметке в 5920 зрителя, что почти на 300 единиц меньше, чем в прошлом сезоне. Так что мы действительно наблюдаем уже скорее деградацию, нежели стагнацию. И не стоит винить во всем «Куньлунь»: без пекинского клуба отметка среднего количества зрителей остановилась бы на значениях в 6056 зрителя.

Новичок и один из главных ньюсмейкеров сезона пекинский «Куньлунь», провёл в столице Китая лишь одну игру против «Адмирала», которая собрала 7832 зрителя, что является вполне приемлемым результатом. Вот только все последующие встречи прошли в Шанхае со средней посещаемостью в 1057 китайца за матч. Матч с «Нефтехимиком» вообще навсегда войдет в истории отечественного хоккея как самая «никому ненужная» встреча – на эту игру пришло всего 550 человек. Китайский клуб уверенно поставит сезонный антирекорд посещаемости за всю девятилетнюю историю КХЛ, но ни для кого не секрет политический мотив создания клуба, и если китайская компартия проявит волю, то проблем с посещаемости у проекта не будет.

Если посещаемость «китайцев» была прогнозируемой и вполне «нормальной», то вот то, что «творят» болельщики ЦСКА, это самый настоящий позор и повод для дискуссии. 3268 зрителя в среднем на матчах и ни одного полноценного аншлага у прошлогоднего финалиста КХЛ. Даже на армейское дерби против питерского СКА пришло лишь 4500 человека при вместимости дворца в 5600. Пока ЦСКА живёт по-принципу «результат всё спишет» и толком не занимается маркетингом, хотя на это есть и объективные причины: сложнейший и мудреный документооборот «Роснефти», создающий проблемы при закупках на нужды маркетинга. Однако любое противодействие можно обойти, если есть административная воля руководства. КХЛ стоит обратить внимание на проблемы армейцев. Флагман КХЛ не имеет права играть при полупустых трибунах. Для сравнения: «Динамо» и «Спартак» уже намерены пройти к концу сезона «психологический порог» в 7 тыс. зрителей в среднем на матче, с точки зрения посещаемости у красно-белых и вовсе великолепный старт.

Посещаемость московского «Динамо» в этом сезоне также не блещет. После относительно хороших показателей, что были в прошлых сезонах, клуб будто вернулся к цифрам времён «Лужников». Ниже приведём показатели по различным неделям и трёх первых месяцах.

Средняя посещаемость КХЛ по неделям и по месяцам

Эти два графика показывают, какие значения принимала посещаемость игр в каждый период. Самой посещаемой на данный момент является стартовая неделя, в период с 24 по 30 августа – на игры в этот отрезок пришло в среднем 6323 зрителя. Посещаемость же августа превосходит более чем на 500 пунктов сентябрьские показатели, в то время как уже в октябре ситуация прилично улучшилась. Да, прирост аудитории составил всего лишь 119 человек, однако стоит принять во внимание, что в октябре «Куньлунь» провёл 8 матчей в Шанхае со средней посещаемостью в 1029 зрителей. Так что опасения в том, что дачи могут составить конкуренцию хоккею, оказались пустыми. Зритель успевает соскучиться по игре и ногами голосует за ранний старт сезона.

«АК БАРС»: РЕКОРДНЫЙ МАТЧ БЕЗ ПРОГРЕССА

Казанский «Ак Барс» провел за эти 10 недель 18 встреч на «Татнефть Арене», что является наибольшим числом среди всех команд лиги. И прошли эти игры в весьма разношерстной атмосфере: стартовый матч против братиславского «Слована» собрал 8890 зрителей, что является абсолютным рекордом матчей КХЛ в Казани и лучшим показателем почти за 10 лет. Но в тоже время было два провальных матча, а именно с ярославским «Локомотивом» и минскими динамовцами. Так, несмотря на столь громкую афишу, несмотря на относительно удобное время проведения встречи, а именно в 17:00 12 сентября (в тот день был Курбан Байрам), игру с командой из Ярославля, посетило лишь 4922 зрителя, возможно, сказалось, что параллельно шёл футбольный матч. Игра же с минчанами стала самой малопосещаемой игрой за последние два сезона – 4392 зрителя.

Посещаемость матчей «Ак Барса»

Белым цветом выделены матчи, которые проходили по субботам и воскресеньям


Средняя же посещаемость «Ак Барса» по итогам сентября остановилась на отметке в 6076 человека. Если ещё пару лет назад данный результат был отличным, то сейчас можно смело говорить, что могло быть и лучше. За последние два сезона мы привыкли, что казанцы вдруг массово начали ходить на хоккей, и уже скоро средняя посещаемость должна таки превзойти психологическую семитысячную отметку. Так что сейчас наблюдается определенная стагнация. Возможно, причиной этому является провальная работа клуба со СМИ, а также отсутствие каких-то новых звезд, франчайз-плееров, ради которых народ «повалит» на трибуны. Хотя игра Владимира Ткачёва в последних матчах оставляет надежду на светлое будущее. Важно учитывать и календарь – матчей с громкой вывеской в Казани не было давно.

У клуба есть все шансы повысить свои показатели в этом сезоне. «Ак Барс» ведет борьбу за титул сильнейшей команды Востока, да и расписание матчей вполне неплохое.

Серым цветом указаны прошлогодние данные по аудитории на матчах этих команд.

Если тенденция сохранится, то средняя посещаемость сезона остановится на отметке в 6324 зрителя (6300 в прошлом сезоне). Впереди такие игры со СКА, два «зелёных дерби» и всегда обостренные противостояния с южноуральскими коллективами.

«САЛАВАТ ЮЛАЕВ»: ЗАДАЧА ПРОБИТЬ ОТМЕТКУ В 7 ТЫС.

Прошли времена, когда уфимский клуб мог похвастаться постоянными аншлагами и огромными очередями за билетами. На сегодняшний день «Салават» в плане посещаемости и заинтересованности жителей города к команде находится на том же самом уровне, что и соседние «Трактор» и «Магнитка».

Посещаемость матчей уфимской команды
Белым цветом выделены матчи, которые проходили по субботам и воскресеньям

Средняя аудитория по итогам 15-ти матчей составила 6874 зрителя. Самая посещаемая игра состоялась в середине октября против «Трактора», а наименьший ажиотаж был в дивизиональном противостоянии с «Кузней». Отметим, что лишь однажды отметка посещаемости оказалась ниже 6 тыс. зрителей.

При этом есть очень большая вероятность того, что средняя посещаемость по итогам регулярки превзойдет отметку в 7 тыс. зрителей: клуб из Уфы провел лишь одну игру «повышенной заинтересованности» – против «Авангарда», а значит, что во второй половине сезона в столицу Башкортостана приедут «Магнитка», СКА, ЦСКА, московское «Динамо» и дважды «Ак Барс». Понятно, что «Салават» ожидают минимум четыре полных дворца, а возможно и больше.

САМЫЕ ПОСЕЩАЕМЫЕ И НЕПОСЕЩАЕМЫЕ МАТЧИ

В этом сезоне, что печально, наблюдается заметная тенденция, что зритель идет на большие команды. Если в прошлые годы была заметная борьба за плей-офф, за каждую позицию, то уже сейчас на Западе практически на 90% обеспечили себе участие в розыгрыше Кубке Гагарина шесть команд. На Востоке ситуация похожая. Это сказывается и на посещаемости матчей: народ куда охотнее идет на сильные команды, чем на малоприметные, тем более, если в матчах нет турнирной интриги. И если так будет происходить и дальше, то в конце концов на условную «Северсталь» аудитория не соберется и на треть. Просто потому что команда закончит играть раньше положенного. Вот таблица самых посещаемых и самых непосещаемых матчей сезона для всех 29-ти команд.



Вполне предсказуемо, что в конце сезона в столбце «самый популярный гость» будут главенствовать СКА и ЦСКА, а в столбце «самый неинтересный» будет либо «Нефтехимик», либо «Северсталь». Народу интересны либо топы, либо принципиальные матчи. Проходные игры против серых команд никому не нужны, особенно в такой «расслоенный» сезон, как нынешний. Ну, тут всё очевидно.

Какие прогнозы посещаемости? Она однозначно возрастет у московских «Динамо» и Спартака». У первых остается 18 домашних встреч, и в ВТБ Ледовый дворец приедут СКА, ЦСКА, тот же «Спартак», а ещё восточные гранды. У «Спартака» же ситуация аналогичная, кроме этого, 22 декабря клуб проведёт ретро-матч с «Локомотивом», а значит, и там стоит ожидать солдаут. Возрастет посещаемость и в Сочи, и в Минске с Ригой. Из-за шанхайских приключений «Куньлуня» не стоит ожидать повторения прошлогоднего результата (год назад средняя аудитория матчей КХЛ равнялась 6302 зрителя). Но повторение такого показателя среди 28-ми команд, что были раньше, вполне возможно. Так что не стоит списывать этот сезон со счетов.

Виктор Майоров