Ильдар Ибрагимов: «Магнус Карлсен ведёт себя, как избалованный маленький ребёнок»

Восьмая партия матча за шахматную корону между Магнусем Карлсеном из Норвегии и россиянином Сергеем Карякиным порадовала всех болельщиков российского спортсмена. Карякин победил, играя черными фигурами, и вышел вперёд – 4,5:3,5. Ход матча специально для «БИЗНЕС Online» анализирует бронзовый призёр шахматной Олимпиады, гроссмейстер Ильдар Ибрагимов.

Магнус Карлсен и Сергей Карякин
Фото: Max Avdeev / пресс-служба турнира


– Мы уже обсуждали первые четыре партии матча. Можно сказать, дебют поединка. Сейчас завершилась её середина, назовем ее по-шахматному миттельшпилем. Начать разбор партий с пятую по восьмую хотелось бы с последней, поскольку именно она оказалась результативной. Карлсен, игравший белыми, разыграл дебют Цукерторта (Йоганн Цукерторт, известный шахматист XIX века, который проиграл в поединке за шахматную корону первому чемпиону мира Вильгельму Стейницу,ред.) На дебютное преимущество при таком начале трудно рассчитывать. Хотя это в стиле Карлсена так разыгрывать дебюты, без особых претензий. И здесь после дебюта сохранялось динамическое равновесие, после чего Карлсен начал совершать немного странные маневры, нарушил симметрию, взяв пешкой b на c4, тем самым, он ослабил свою пешечную структуру, в конце концов, оставшись без пешки на а4.

Чем объяснять его ходы, которые приводили к ухудшению собственной позиции? У меня складывается ощущение, что Карлсен вышел на матч полностью уверенным в своей победе. Возможно, ему эту уверенность внушили извне, причем, прямо с того момента, когда Карякин только-только выиграл турнир претендентов. «Мол, Магнус, у тебя будет лёгкий матч, тебе останется только приходить и на бланках расписываться после побед». А матч получается сверхупорным, когда семь партий не выявили победителя. Дважды сам Карлсен упускал возможности для того, чтобы одержать победу. А после этого инициатива перешла к его противнику. И Магнус не понимает, что ему делать. И это привело к тому, что в восьмой партии он просто потерял объективность, попытавшись сыграть на выигрыш в позиции, которая не предполагала этого.


Конкретно здесь он сначала отдал пешку, хотя на тот момент у него была компенсация, достаточная для уравнения шансов. Потом пожертвовал вторую пешку. У Карякина образовалась технически выигранная позиция, которую он не увидел из-за цейтнота. Сделав 37-й ход ферзем d3 вместо а4, он заметно ухудшил своё положение, потому, что Магнус поставил ему шах. Не знаю, был ли это зевок со стороны Карякина, но тут у белых появился серьезный шанс на ничью, которую можно было делать с помощью вечного шаха. Тут, на наше счастье, Карлсен решил играть на победу, хотя его позиция совершенно не предполагала такого развития событий. Такое ощущение, что Магнус уверовал, садясь за доску, что у его партии может быть только два исхода – его победа, либо, на худой конец, ничья. Вот за это он был наказан, потому, что конец партии Карякин провел блестяще.

Что касается еще трёх партий, с пятой по седьмую, то и они в принципе, проходили с преимуществом Карякина. Делая прогноз, после четвертой партии, прошедшей с полным преимуществом Карлсена, я предполагал, что она станет переломной. Так и произошло, только, вопреки прогнозам, перелом произошел в пользу Сергея. Тогда они разыграли итальянскую партию, и в какой-то момент Карлсен сыграл неаккуратно. Карякин нашел очень хороший игровой план. Во-первых, он перевёл короля с королевского фланга на ферзевый, это называется, эвакуация короля. Во-вторых, он пожертвовал пешку, активизировав все свои фигуры. Это привело к тому, что впервые за матч у Карякина появились хорошие шансы на победу. Магнус отбился, показав свою технику игры в обороне, но тут-то и наметился перелом. Поскольку до того момента Карякин «стоял в защитной стойке», только отбиваясь от нападок норвежца. А тут неожиданно показал зубы.

Шестая партия, кстати, демонстрирует разницу между подходом к шахматам профессионалов и любителей. Соперники уложились в два часа, сделано там было 32 хода. Любители скажут, что «всего 32». Был такой любитель шахмат Луис Рентеро, который спонсировал проведение шахматных турниров в испанском городке Линаресе. Так вот, он бы перевернулся в гробу, увидев, что в партии за шахматную корону ничья была зафиксирована так рано. На самом деле, Карякин и Карлсен к этому ходу уже исчерпали все ресурсы для борьбы, просчитали шагов на 20 вперёд, и поняли, что, как и сколько не играй, а всё равно тут будет «битая ничья». Следить за этим, лично мне, было интересно, потому, что оба противника показали глубину анализа этого варианта.

Сергей Карякин
Фото: Max Avdeev / пресс-служба турнира

Я думаю, что такие форсированные ничьи получаются еще и оттого, что в занятия шахматами пришел компьютер. Это раньше, в докомпьютерную эпоху, когда партии игрались долго, потом еще их можно было откладывать, чтобы проанализировать на досуге, тогда и был моден спор, что такое шахматы: искусство, наука или спорт? Сейчас шахматы – это чистый спорт, без всяких вариантов. Когда всё просчитано, когда практически нет возможностей для новинок, столь радовавших ценителей шахмат в прошлые годы, когда можно было одним новым ходом в корне перевернуть течение партии. Сейчас, если и случится какая-то новинка, то это будет просто новый ход, когда конь, допустим, вместо движения в одну сторону, сделает движение в другую, что принципиально не скажется на ходе партии.

В седьмой партии, объективно, была ничья, пусть даже в эндшпиле у Карякина было преимущество в лишнюю пешку, но это не выигрывалось. Не исключаю, что это входило в стратегический план Карякина, делая ничьи, заставить нервничать Карлсена. И Магнус занервничал, что очевидно.

Это касается и темы отказа норвежца от обязательного комментария на пресс-конференции. Норвежец отказался от общения с представителями норвежских СМИ, сразу пойдя в зал для пресс-конференций. В это время Карякин давал комментарий для русскоязычных СМИ, слегка задерживаясь. Карлсен подождал его две минуты, после чего скривил физиономию, махнул рукой кому-то в зал, видимо, своему менеджеру, и ушел. Имел ли он право на это? Когда проигрываешь партию, то всегда кажется, что кто-то виноват, кроме тебя. А тут накал матча и его статус довели ситуацию до того, что Карлсен сейчас едва не на грани нервного срыва. Как бы не складывалась ситуация, человек его статуса не должен вести себя, как маленький, да еще и избалованный ребенок. В этом плане, Магнус отличается от большинства шахматистов, которые скрывают свои эмоции.


Он так себя не вел даже в детстве, когда я его видел впервые, семилетним. Помнится, тогда он сидел за шахматным столиком, не доставая до него, отчего подворачивал вторую ногу под попу. Играл слабенько, как ребёнок, но зато вид у него был очень серьёзный во время партий, когда он обыгрывал любителей.

Кстати, мы говорим о том, что оба шахматиста ровесники, забывая о том, что Карякин уже женат, причем, во второй раз, у него есть ребёнок в нынешнем браке. А это немного другой подход к жизни, ощущение семейного тыла, поддержки близких, и ответственности не только за себя, но и за них.

Карлсен, а мы, как ни крути, должны, прежде всего, акцентировать внимание на нём, как на действующем чемпионе мира, последние четыре партии играл с огнем. Вот и доигрался. У него остаётся четыре партии, для того, чтобы выровнять ситуацию. Что для этого надо сделать? Первое – надо постараться прийти в себя. Второе – понять, где ему создавать проблемы, поскольку в дебюте он их создать пока не может. Возможно, надо делать ставку на миттельшпиль, пытаться создать на доске позицию, незнакомую для Карякина, чтобы Сергей начал думать своей головой, как в ней сыграть, а не вспоминал изученные варианты. Третье – определиться, когда стоит ввязываться в бой? В каждой из четырех оставшихся партий, или дождаться белого цвета? На мой взгляд, Магнус, всё-таки, будет делать ставку на белый цвет, а это 10-я и 12-я партии матча. Следовательно, у Карякина в следующей партии, которую он играет белыми, проблем быть не должно. У него, в принципе, проблем может не возникнуть, хотя бы потому, что он будет делать то, что делает практически весь матч – активно «сушит». Видно, что он хорошо готов, тактически, стратегически, а в отношении Карлсена пока этого сказать нельзя. Видимо, ему прожужжали уши, что он победит, минимум, 5:0, а он пока ничего выиграть не может…

Ильдар Ибрагимов