В Нью-Йорке завершился матч за мировую шахматную корону между Магнусем Карлсеном из Норвегии и россиянином Сергеем Карякиным. О том, как норвежец сохранил чемпионский титул, какой шедевр соорудил Карякин и какой подарок он «преподнёс» своему сопернику – в материале «БИЗНЕС Online».
Фото: Максим Авдеев, пресс-служба матча |
«МИНИСТР ОБОРОНЫ» КАРЯКИН
Общеизвестно, что плюсом хороших шахматистов является умение просчитывать ходы и предвидеть развитие событий. В очередной раз это доказал наш собеседник, новый лидер татарстанских шахмат Владислав Артемьев.
– Я нейтрально отношусь и к Карякину и к Карлсену, болею за интересные партии, за острый сюжет. Высказал бы даже крамольную мысль, что жду тай-брейк, хотя там Магнус изначально выглядит посильнее, что в рапиде, что в блице, где его преимущество еще более ощутимо, – сказал Артемьев при счете 4,5:3,5 в пользу Карякина.
Карякину не удалось удержать преимущество. Причем самое обидное, что он мог сохранить ничью в десятой партии, найдя вечный шах. Этот шах видели шахматные эксперты и комментаторы. Видели, так называемые «движки», компьютерные программы, которые помогают оценивать состояние шахматной партии, но Карякин на какое-то время утратил своё состояние удивительной живучести, продемонстрированной в третьей и четвертой партиях матча с Карлсеном, когда он выпутывался из более сложных положений. Зато такое развитие событий привело к тому, что шахматную корону разыгрывали на тай-брейке. Четыре партии с укороченным контроле времени: 25 минут каждому сопернику + 10 секунд на ход.
Вторая партия тай-брейка, в которой Карякин играл черными фигурами, стала настоящим произведением шахматного искусства.
Увы, мы не располагаем возможностью демонстрировать партию и её анализ, но настоятельно рекомендуем нашим читателям посмотреть концовку этой. Она обворожительна, изумительна, прекрасна! Карякин нашел очень неожиданные и остроумные ходы с разменом ладьи на слона, жертвой пешек, и зафиксировал ничью. На 83 ходу черный король, которым играл россиянин, оказался в патовой ситуации. Классик, в данном случае Михаил Булгаков, про такие партии написал 80 лет назад блистательные строки.
– Ни в каком случае, мессир, — справившись с собой, тихо, но ясно ответила Маргарита и, улыбнувшись, добавила: — Я умоляю вас не прерывать партии. Я полагаю, что шахматные журналы заплатили бы недурные деньги, если б имели возможность её напечатать.
Мессиром в данной ситуации мы, без всякого преувеличения назовём Карякина. Интернет после этой партии взорвался в восторге, поскольку блестящее решение было найдено в момент, когда Карякина донимали не только фигуры противника, но и стрелки на шахматных часах, поскольку россиянин находился в цейтноте. Восторженные любители шахмат назвали Карякина «министром обороны».
Сергей Карякин | |
Фото: Максим Авдеев, пресс-служба матча |
ИЛЬДАР ИБРАГИМОВ: «ВЕСЬ ТАЙ-БРЕЙК КАРЛСЕН ИГРАЛ ЛУЧШЕ»
Эксперт «БИЗНЕС Online», бронзовый призёр шахматной Олимпиады, гроссмейстер Ильдар Ибрагимов, в свою очередь, отметил, что весь тай-брейк ощущалось преимущество Карлсена.
– В первой партии у него было получше, но там хотя бы ничья была зафиксирована без особых волнений. Вторую партию черные, которыми играл Карякин, спасли чудом. Предстоял эндшпиль, практически безнадёжный для Карякина. Тот, играя ладьей против двух фигур противника, в данном случае, слонов, проявил привычное для этого матча упорство в защите, и претворил идею, которая станет этюдным спасением, – считает Ибрагимов.
Спасение спасением, но в итоге и третью партию Карлсен провёл сильнее. Что бросалось в глаза, так это то, что в каждой из партий у него было больше времени на обдумывание, и Карякин постоянно попадал в цейтнот. Возможно, его подвел недостаток свежести, потому, что сам Сергей отметил, что провёл время, предшествующее тай-брейку в изучении дебютов, а это ничего ему не дало. Это, в итоге, и подвело его в третьей партии».
30 ноября Магнусу Карлсену исполнилось 26 лет. Возраст, когда дни рождения еще воспринимаются, как праздник. Вопрос только в подарках. Его почти что однофамильцу, Карлссону, который жил на крыше, казалось, что лучший подарок – это семь тортов и одна свечка. В отношении норвежского гроссмейстера скажем, что лучшим подарком в его жизни стал 38-й ход Карякина в третьей партии рапида. В эндшпиле партии, которую Карякин играл белыми, будучи вынужденным защищаться, еще можно было поиграть, «помучившись» самому, и заставляя нервничать противника . Но своим 38-м ходу Карякин чудовищно зевнул, съев ладьёй пешку. Это выглядело нелепо, поскольку ладья, которая только что представляла из себя некое подобие «несущей стены», вдруг отправилась в поход за какой-то несчастной пешкой. Со стороны это выглядело, как будто защитник на исходе 90-й минут финального матча чемпионата мира, даже не срезает мяч в свои ворота, а просто поворачивается к ним и заколачивает гол. Нелепо, смешно, безрассудно, безумно… Ужасно, если вспомнить, что только что тот же самый человек спасся в куда более тяжелой позиции, имея куда меньше времени на поиск спасительных ходов.
– Там вся позиция была гораздо хуже, – не оглашается с мнением «любителей» профессионал Ибрагимов. – Карлсен сильно провёл партию, завладел инициативой, после размена коней на Е4, и жертвы пешки, оживил свои фигуры. На доске была полная доминация фигур Карлсена. Да, зевок Карякина только усугубил ситуацию, но она и так выглядела безнадежной. Хотя, может быть компьютер и нашел бы спасение, но Карякин, стоит отметить, пострадал еще и за то, что, в основном, играл пассивно, и тактика ведения борьбы вторым номером в итоге подвела его.
В итоге Карякину необходимо было играть на победу черными. Только в этом была одна, но огромная проблема. Карякин ни разу не играл на победу, он даже единственную свою результативную партию выиграл, воспользовавшись рядом промахов Карлсена. А тот больше не хотел промахиваться. Уже из дебюта Карякин вышел в худшей позиции, а в эндшпиле норвежец имел лишнее качество, когда его ферзь и две ладьи противостояли ферзю, ладье и слону Карякина. Карлсен блестяще реализовал своё преимущество, пожертвовав на 50-м ходу ферзя, после чего грозил мат. И это еще один маленький шедевр, за которое нужно сказать спасибо тай-брейку. Предвидя мат, Карякин сдался. Всё произошло, как и предсказывал Артемьев. Тай-брейк определил победителя, причем, Карлсен выиграл красиво, заставив смириться болельщиков Карякина с его поражением. Всё-таки, проиграй россиянин из-за зевка, было бы обидно куда больше, чем сейчас. А так, сразу две партии тай-брейка подарили любителям шахмат настоящее пиршество, где в «меню» значилась искусство защиты Карякина и атаки Карлсена.
Норвежец, выиграв, не только сохранил за собой шахматную корону, но и заработал 550 тысяч долларов, минус пять процентов штрафа за неявку на одну из пресс-конференций. Карякин получит 450 тысяч. Призовой фонд в миллион долларов должен был разделяться в соотношении 60 на 40, но это было бы в случае, если победитель определялся по итогам 12 партий с классическим контролем времени. Перевод в тай-брейк чуть подровнял призовые. Но, как честный человек, Карлсен просто обязан пригласить Карякина на празднование своего дня рождения.
Магнус Карлсен (в центре) был несказанно доволен, после матча | |
Фото: Максим Авдеев, пресс-служба матча |
ВРЕМЯ БАЛКОННЫХ АНАЛИТИКОВ
– … Смотрим, что он сделал? Побил на С7!??? Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!!! А что же на ладья А1 ты будешь делать С… Сережа? Так недоумевал на своём балконе мастер ФИДЕ Игорь Немцев, который буквально за какую-то неделю-полторы стал популярным шахматным экспертом, на своем утепленном балконе ставя маты обоим гроссмейстерам. Так в девятой партии он поставил Карякину один, а Карлсену – 11 матов, перемежая комментарии ходов и разбор вариантов, историческими рассказами и байками из мира шахмат. Нет, про шахматы, тем более, про данный конкретный матч готовы были высказаться многие, куда более именитые гроссмейстеры, но народу оказался как-то ближе этот мастер ФИДЕ.
– На мой взгляд, ключевой в определении чемпиона стала десятая партия, – размышляет Ибрагимов. – Но Карякин в той партии не увидел идею с вечным шахом. В целом, сам иатч выдался очень запоминающимся, со своей внутренней драматургией. Я бы поставил его в десятку лучших среди матчей за шахматную корону. Сразу после наиболее запомнившихся в истории матчей Анатолия Карпова и Виктора Корчного 1978 года в Багио, и первых двух противостояний Карпова и Гарри Каспарова.
Возвращаясь к «балконному аналитику» Немцеву, отметим на его примере, что он наглядно продемонстрировал, как о шахматах можно рассказывать легко и весело, заставляя людей смотреть шестичасовые трансляции, заканчивавшиеся за полночь. Вот этот вывод, что шахматы могут быть интересны и доступны для понимания людей, которые могут только фигуры двигать, теперь стал ближе по обе стороны Тихого океана. В России, где болели за Карякина, люди жертвовали сном, рыская по сайтам, слушая и «балконных» и признанных экспертов. В Америке, где проходил матч, его посетили около 10 тысяч поклонников, а все билеты на финал были проданы задолго до его начала, люди выстаивали очереди, чтобы стать его свидетелями, платили сотни долларов. Онлайн-аудитория трансляции матча составила более 7 млн. зрителей из 113 стран. Не растерять бы этот интерес.