«Были сомнения, что КХЛ позволит сыграть в этой форме». История создания ретро-формы «Салавата Юлаева»

О дизайне формы на одну игру, позиции КХЛ и халтуре на производстве, которая обернулась успехом – в рассказе известного дизайнера Михаила Антипина об уфимском проекте. «БИЗНЕС Online» представляет рерайт текста Sports.ru.

ФОРМА НА ОДНУ ИГРУ

Днем рождения «Салавата Юлаева» считается 25 ноября 1961 года – именно тогда команда провела свой первый официальный матч в чемпионате СССР.

В день своего 55-летия – 25 ноября 2016 года – уфимцы сыграли с московским «Динамо» первый ретро-матч сезона, и обе команды вышли на лед в дополнительном комплекте формы. Причем комплект «Салавата Юлаева» создавался исключительно под эту игру.

Максим Гончаров
Фото: hcsalavat.ru

Фото: hcsalavat.ru

Проект ретро-формы «Салавата Юлаева»-2016 стал логичным продолжением прошлогодней работы. Тогда один из удачных вариантов третьей формы был убран в стол до лучших времен. В этом сезоне его время пришло.

Достаточно простой, на первый взгляд, дизайн формы таил в себе сложный многоступенчатый процесс согласования. Изначально эта форма задумывалась как комплект для предсезонных турниров. У меня были серьезные сомнения, что бюрократический механизм КХЛ позволит выступить в этой форме в регулярке.

По договоренности клубов команды сменили статусы: «Салават Юлаев» вышел на свой лед в светлой (гостевой) форме, а «Динамо» — в темной (домашней). Интересный и редкий нюанс исторически обоснован, он добавил ретро-матчу аутентичности. К сожалению, москвичи не взяли в поездку синие шлемы – и команде пришлось играть в белых. Это немного смазало общее впечатление от визуальной составляющей матча.

«Белые шлемы с темной формой по умолчанию плохо»
Фото: hcsalavat.ru

АССИМЕТРИЯ И УСТУПКА «БАШНЕФТИ»

Референсом для ретро-формы послужил дизайн свитеров 74-го года. Комплект адаптирован под действующие клубные цвета и имеет незначительные отличия.




Определенной фишкой этого джемпера является асимметрия. На одном рукаве — дублирующий номер, на другом — леттеринг СКСЮ (Спортивный клуб «Салават Юлаев»). Асимметричный дизайн встречался в КХЛ и раньше. Например, «Атлант» выделял один рукав свитера цветом, но при этом все ключевые элементы, зафиксированные в регламенте, оставались на своих местах.




В нашем случае на одном рукаве отсутствовал дублирующий номер. В глобальном плане в этом прецеденте нет ничего существенного, но практика подсказывала, что согласовать такую мелочь будет непросто.

Лига заняла странную позицию: ни нашим, ни вашим. Макет был согласован, но с одним условием — габариты надписи не должны превышать 20 см. Леттеринг предполагалось разместить от плеча до локтя, на деле надпись получилась плохо смаштабированной по отношению к другим элементам формы.




Абсолютным сюрром кажется ситуация, когда представитель НХЛ сообщает «Дятлам», что надпись «Атланта» на рукаве должна уместиться в 20 см.




Кроме досадного недоразумения в форме полно приятных моментов. Одним из них является отсутствие на форме рекламы клубного спонсора «Башнефть». «Чистая» форма — это очень круто, респект и клубу, и «Башнефти». Уже в прошлых сезонах многие команды играли в ретро-комплектах без клубной рекламы. Практика показывает, что даже крупные компании идут клубам на встречу в этом вопросе.

ХАЛТУРА НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Работа по воссозданию логотипа велась с уважением к истории. Я не стал вносить серьезных изменений, ограничившись коррекцией. В оригинале силуэт героя на коне был очень шумным пятном. На выходе логотип стал чище и выразительнее. Кроме того, получилось передать дух трафарета. Многие логотипы той эпохи наносились на джемпер краской через трафарет.




Сотрудники производства, не желая того, дополнили логотип теплой ламповой деталью — наивной, бесформенной плашкой. То, что в обычной ситуации стоило назвать халтурой, в данном случае является плюсом. Получилось правдоподобно.




В производстве ретро-формы я не стал отступать от незыблемых принципов: никакой сублимационной печати, полностью сшивная графика, вышивка элементов, полотна фабричной покраски. Все эти нюансы серьезно влияют на внешний вид готового изделия.



Михаил Антипин, @mihanti.