Завершение обновления. Почему летом «Барселоне» нужно менять тренера

В три года обозначал цикл футбольной команды Хосеп Гвардиола. «После этого вы либо меняете игроков, либо тренера». Сам он проработал в «Барсе» четыре года, но до сих пор считает решение остаться на заключительный сезон ошибочным. Трехлетний цикл Луиса Энрике заканчивается в мае. И при любых итогах сезона роман надо прекращать.


Фото: David Ramos / Getty Images

НОРМАЛЬНЫЙ ГИК

Луиса Энрике позвали в «Барселону», когда всё было плохо. Сложный переходный сезон с заболевшим Тито Вилановой. Отторжение идей любителя пожарить стейки Херардо Мартино. Команде были необходимы изменения, но от кого-то типа Хосепа Гвардиолы. Лучо стал идеальным кандидатом. Экс-лидер на поле, экс-тренер молодежной команды. Он как раз организовал бодрую банду в «Сельте», восстановив репутацию после неудачной поездки в «Рому». И на фоне вечно думающего о футболе Пепа, Энрике выглядел нормальным человеком. В его жизни были не только схемы, но и участие в Ironman или ультрамарафоне Де Сабль (251 км в экстремальных условиях).

«Сон на земле, с впивающимися в ваше тело камнями, метели, упавшая посреди ночи палатка – всё это заставляет пересмотреть ваш взгляд на действительно необходимые человеку вещи. Нехватка еды, быстрая смена жары на холод и необходимость постоянно экономить воду – это все лишь часть марафона Де Сабль. Уверяю вас, если решитесь, это будет самым незабываемым событием жизни», – рассказывал Энрике в блоге на собственном сайте. И да, у него был сайт.

Лучо дерзко начал свою карьеру в «Барселоне» – его чуть не выгнали полгода спустя. Он слишком резко решился на перемены, не хотел замечать авторитет отдельных игроков и устроил политику бесконечной ротации. В итоге ссора с Лионелем Месси, увольнение спортивного директора Андони Субисарреты и три кубка в мае после примирения. Перед прошлым сезоном команда осталась без Хави, и смена стиля началась сама по себе. Процесс шел без вмешательства Энрике: атакующая тройка делала результат, вынуждая 8 остальных игроков подстраиваться. 173 мяча забила «Барселона» в прошлом сезоне – больше 70% этого показателя сделали Месси, Неймар и Луис Суарес. Они не только завершают атаки – их непосредственная организация происходит внутри тройки.

ТРОЙКА РЕВОЛЮЦИИ

К декабрю-2016 зависимость команды от сочетания MSN превратилась в основную характеристику новой «Барселоны». Если раньше результат зависел от происходящего в центре поля, то теперь все сводится к способности соперника отрезать от своей команды латиноамериканскую тройку. Атаки все чаще строятся через фланги, а Серджи Бускетс выполняет в два раза больше работы. Раньше опорник был нужен для контроля мяча в районе центрального круга и раскачивания чужой обороны. Теперь Бускетсу необходимо быть у своих ворот при обороне для быстрой передачи вперед. И оперативно бежать в атаку, чтобы между линиями не было разрывов. Девять мячей были забиты «Барселоной» после перехватов от Бускетса. Самое наглядное объяснение в мире:

Андрес Иньеста превратился в единственного футболиста, способного возвращать болельщиков в 2009-й. Дриблингом и передачами вразрез испанец разрушает барьеры между нападающими и остальной командой. Но ему уже 32 года, и отсутствие альтернативы должно скорее пугать. Хотя Энрике собрал целое отделение потенциальных сменщиков. Лучо кажется сторонником активной ротации, но при нем количество незаменимых для «Барселоны» футболистов только выросло практически до половины состава.

ТРАНСФЕРНЫЙ ШУМ

Позапрошлым летом «Барса» не могла подписывать футболистов из-за трансферного запрета (но всё равно купила Арду Турана и Алейша Видаля), так что полгода назад каталонцы на рынке отрывались. Клуб потратил больше 120 миллионов на новых игроков. И четырем из шести новичков было на момент трансфера 23 года. Все сделки, включая продажи, были направлены на поддержку нового игрового стиля и придания ему вариативности. Выбор в пользу Марка-Андре Тер Штегена как основного голкипера сделали не только из-за интереса «Манчестер Сити» к Клаудио Браво. Немец великолепно играет ногами (говорят, на тренировках ему даже Месси аплодирует). В прошлом сезоне Лиги чемпионов процент точных длинных передач у вратаря был выше, чем у Тони Крооса, например. Тер Штеген временами слишком верит в себя, но именно это качество помогало ему в важнейших матчах.

Покупки Люки Диня и Самюэля Умтити были оправданы изначально, и оба отлично вписались в игровую модель «Барселоны». Хотя французы не решили главную проблему – правого латераля. Потратив тонну денег, Энрике и дальше играет с Сержи Роберто на фланге. Про Алейша Видаля тренер не вспоминал полгода, и болельщики мысленно продали игрока в ближайшее трансферное окно. Но затем Видаль вышел на бесполезный матч против менхенгладбахской «Боруссии» (впервые в сезоне) и отыграл так, что Энрике хочет его оставить. Если же защитник уйдет, то план «Барсы»: взять на остаток сезона опытного дядьку, а летом тратить деньги. В январе прийти в клуб могут Дарио Срна или Стефан Лихштайнер. А на перспективу клуб хочет подписать Жоана Канселу, хотя и про интерес к «армейцу» Марио Фернандешу в Испании пишут давно. Но это сделки, которые клуб сделал при любом тренере.

Фото: Alex Caparros / Getty Images

Почти половину потраченных летом денег «Барса» перевела на счета «Валенсии» за Андре Гомеша и Пако Алькасера. На подписании обоих настаивал лично Энрике. Пако должен был по ходу сезона разгружать Луиса Суареса. А Гомеш становился альтернативной Бускетсу. Иных вариантов при наличие Турана, Рафиньи и Дениса Суареса не рассматривали. Но Алькасер свой первый гол в сезоне забил к декабрю – в товарищеской игре против катарского клуба. Гомеш уже успел поиграть в «Барселоне» на позиции опорного, центрхава и даже флангового полузащитника. И везде выглядел потерянным. Он не умеет разрывать линии, как Иньеста. Завершать атаки, как Иван Ракитич. И тем более ему не удается заполнять зоны в стиле Бускетса. От провальной оценки сделку спасает только возраст португальца и то, что в «Валенсии» он выглядел лучше.

Нынешний сезон показывает, что казавшийся революционером Луис Энрике в итоге стал наблюдателем со стороны. Все его попытки что-то менять в команде распространяются на 2/3 поля и никак не затрагивают атакующую линию. Контракт с Лучо истекает в конце сезона, и президент «Барсы» Жозеп Бартомеу объявил, что до апреля никаких переговоров о новом соглашении не будет. Формально это сделано по просьбе самого тренера, но к середине весны станет понятно, какие шансы у клуба на победу в Лиге чемпионов и чемпионате страны. Руководство намерено отталкиваться от результатов, но всем будет только лучше, если Лучо выиграет все Кубки и красиво уйдет. Если нынешняя «Барса» это действительно 8+3, то хотя бы с остальными игроками должен работать кто-то более изобретательный.

Павел Пучков