Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» выделяет провальные итоги «Рубина» в уходящем году. Селекция, маркетинг и результат – то, за что в 2016 году казанскому клубу может быть стыдно.
СЕЛЕКЦИЯ
Соломон Кверквелия | |
Фото: Сергей Елагин |
«Рубин» очень много критикуют за слишком масштабную селекцию и большие затраты, которые пока окупились лишь в виде места в середине таблицы. Но на самом деле во многих клубах придерживаются мнения, что если хотя бы половина трансферов являются успешными, если половина новичков становятся усилением и приносят пользу, то это уже хороший показатель. Трансферы Жонатаса, Рубена Рочины, Карлоса Самбрано, Морица Бауэра, Рифата Жемалетдинова можно назвать если не удачными, то логичными и полезными, а это уже 50% от летнего шопинга «Рубина». Саму Гарсия, Серхио Санчес, Максим Лестьенн, Георгий Махатадзе – игроки, о которых у клуба пока не сформировано окончательное мнение. А от зимней продажи Алекса Сонга, на которую надеются в «Рубине», клуб останется только в плюсе, пусть игрок и не заиграл в Казани.
Проблема селекции «Рубина», скорее, в том, что клуб слишком резко начал устраивать обновление. Покупать сразу 10 футболистов – это большой риск, и вполне вероятно, что плавная перестройка состава позволила бы «Рубину» избежать тех проблем, которые команда испытывала на старте сезона. Вдобавок, просто ненормально, когда на тренировке тренеру приходится управляться с более чем 30-ю футболистами. Покупать и при этом продавать – это здраво, а когда конвейер работает только в одну из сторон, то это всегда ведёт к большим проблемам. Странно, что в клубе об этом не подумали.
ПИСЬМО ОДИННАДЦАТИ
Динияр Билялетдинов | |
Фото: Сергей Елагин |
Летом целый состав «Рубина» бунтовал против руководства клуба. Владимир Дядюн, Владимир Соболев, Инал Гетигежев, Камиль Муллин, Максим Батов, Динияр Билялетдинов, Шота Бибилов, Альберт Шарипов, Андрей Пилявский, Марко Ливайя и Благой Георгиев написали знаменитое письмо 11-ти с посылом, что клуб нарушает условия их трудового договора, незаслуженно держит их отдельно от основной команды, которую возглавил Грасия. История выглядела очень странной и ударила по имиджу клуба. Купив много новичков «Рубин» почему-то не стал разбираться с теми, кто оказался ему не нужен, а просто отлучил их от основы и отправил заниматься на искусственное поле стадиона базы.
В итоге это вылилось в скандал и определённый шлейф для «Рубина», который не смог избавиться и от половины авторов письма. Такое отношение клуба к своим игрокам ведь многое говорит и потенциальным покупателям. Когда футболиста считают настолько слабым и недостойным, что вынуждены отлучить от тренировок с главным тренером и, по сути, изолировать от основного коллектива, то это самое худшее, что можно сделать, когда ты пытаешься продать игрока. Забраковать футболистов, а потом выставить их на трансфер – это как отдел в магазине «последний шанс купить», куда складывают всё уцененное барахло и мимо которого покупатели всегда проходят мимо. Вот и почти все авторы письма пока до сих пор на зарплате в казанском клубе.
ОТСУТСТВИЕ ФАН-ШОПА
Презентация формы «Рубина» | |
Фото: Сергей Елагин |
Провести действительно качественный ребрендинг, сделать классную форму для команды, но в итоге нигде массово не продавать новую продукцию – это самое странное решение маркетинга «Рубина» и команды Ивана Мешкова, которая отвечает за это направление. Там почему-то очень здорово и масштабно презентовали новый бренд и форму, но за полгода так и не сделали главного – не создали точки продажи атрибутики. И если вы хотите подарить на Новый год друзьям или близким футболку «Рубина», то для вас плохие новости. Игровую майку других команд купить стало проще, чем местного клуба. Это претензия и в адрес руководства клуба, которое не очень-то и содействовало в создании такого магазина.
Сделать новый фан-шоп – плёвое дело, если задаться целью. Пока новые майки есть у считанного числа болельщиков, на «Казань Арене» открывают магазин мотоциклов Harley Davidson, в магазине аэропорта витрины украшает старый логотип, а внутри – старые футболки. В клубе почему-то даже не подумали о каком-то временном решении. Например, можно ведь договориться с «Казань Ареной» и хотя бы на время взять в качестве точки реализации магазин сувениров, расположенный напротив касс у входа возле медиафасада. В конце концов, построить рядом аналогичный можно за короткие сроки. Даже онлайн-продаж атрибутики до сих пор нет (как и нового сайта клуба, кстати).
В «Рубине» рассказывали, что новая форма от Jako будет самой бюджетной и доступной в РФПЛ, якобы и такой выбор спонсора отчасти был связан с тем, что форма будет обходиться болельщикам дешевле. В итоге через пять месяцев сезон закончится, нынешней «доступной» формы в продаже не найти, а летом клуб должен презентовать уже новый комплект (по крайней мере, так бывает во всех нормальных клубах). Думаете, много болельщиков захочет купить футболку весной, если фан-шоп всё-таки появится?
ПОСЕЩАЕМОСТЬ
В этом сезона на «Казань Арене» был установлен антирекорд посещаемости | |
Фото: Сергей Елагин |
Сделав упор на ребрендинге и обновлении команды, в «Рубине» почему-то совсем не подумали о болельщиках. Замена ненавистного логотипа и покупка парочки звёзд – для болельщика это совсем не довод в пользу того, чтобы пойти на стадион. Да, город украсили афишами, медиафасады и экраны города наполнили анонсами матчей, но вообще ничего не сделали для комфорта зрителей на стадионе. Если в тёплое время на «Рубин» ещё ходили, чтобы посмотреть новую команду и новичков, увидеть «Спартак», или когда перепал бесплатный билет, то с наступлениями холодов на пустые трибуны «Казань Арены» было больно смотреть.
Парковки «Казань Арены» стали уже чем-то из фольклора, как и бассейн на футбольном поле. Клуб не смог найти общий язык с ГИБДД, где сослались на антитеррор и закрыли парковку. В итоге её отдали под парк резиновых динозавров, а не для того, чтобы болельщики могли комфортно добраться на матч на личном авто и не искать место во дворах напротив стадиона или вовсе где-нибудь у «Ривьеры». Обогрев внутри чаши так и не провели, хотя открыто об этом говорили как в клубе, так и представители арены. Почему на матче с «Арсеналом» 3 тысячи зрителей мёрзли, а не смотрели футбол в более комфортных условиях, так никто и не объяснил. К весне ситуация вряд ли улучшится, а на кубковый матч с «Сибирью» в начале марта «Рубин» может смело рассчитывать на полупустые трибуны. Может быть, в клубе хотя бы подумают о том, чтобы горячий чай в морозы нужно не продавать, а наливать бесплатно в качестве благодарности преданным болельщикам, пришедшим несмотря на непогоду.
РЕЗУЛЬТАТ
Хави Грасия | |
Фото: Сергей Елагин |
Самая главная неудача «Рубина» в этом году – результаты. Что прошлый сезон, что первую часть нынешнего чемпионата казанцы заканчивают в середине таблицы. Главная задача футбольного клуба – это, конечно, не максимальное количество проданных футболок, полный стадион и выгодные трансферы. Положительные результаты и приличное место в таблице так или иначе влияет на всё перечисленное и от него зависят успехи работы клуба. Хави Грасия пока не смог поменять статус «Рубина» от середняка к клуба-претендента на медали. Испанец долго вникал в российский футбол и его особенности, считал количество защитников в линиях соперника, домашние победы над середняками и аутсайдерами, оказавшись не готовым к тому, чтобы быстро перестроить команду и найти для неё подходящий игровой рисунок. В ноябре игра начала проясняться, но позади осталась уже половина чемпионата.
Самым тревожным стало то, что «Рубин» в этом сезоне так и не смог обыграть тех, кто находится выше него в таблице, кроме скромной «Уфы». То есть по сути казанцы находятся на своём месте, которое перед зимним перерывом отражает их объективный уровень. И хоть весной у Грасии и его команды будет возможность многое исправить, летом на фоне революционных решений и кадровых перестановок, гигантских вложений мы все вряд ли ожидали, что «Рубин» закончит год командой уровня девятого места.