Зачем в Кении играют в хоккей и хотят попасть на зимнюю Олимпиаду

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» представляет перевод материала Mashable о хоккейной команде Кении, которая тренируется в отеле и надеется попасть на зимние Игры.


«МЫ ПРИШЛИ ЗА ИСПЫТАНИЕМ»

Для хоккеиста, который раньше резвился с мячом по улицам спального района Найроби (Кения) хоккей на льду не такой сложный – за исключением одной вещи. «Здесь по-другому останавливаются», – говорит Джавис Мунори.

Каждое воскресенье Мунори играет в хоккей в центральном парке города. Впервые в своей жизни он надел коньки и вышел на лёд. Он держится уверенно, но с трудом поворачивает и останавливается – с этим ему помогают партнёры по команде Амос Ндунгу, Алекс Кабвойа и Майкл Мунйаро, которые тоже начинали с роликов.

Мунори будто летает по льду. «Необычное чувство, – говорит он, удерживаясь на одной ноге и проскальзывая вперёд. – Всему нужно учиться заново». Он кружит по площадке, пока остальные игроки разминаются. «По крайней мере, здесь не так холодно, как я думал». Действительно, как-то забываешь, что в 140 км находится экватор. В зале слышны скрежет коньков и эхо от ударов в борта. На стенах нарисованы люди разных цветов кожи, катающиеся на коньках в горах на фоне спокойного неба. Это единственный каток в восточной и центральной Африке. Каждую среду здесь проводятся матчи хоккейной лиги Кении.

Играют и кенийцы, и иностранцы. У них нет единой формы, хотя несколько игроков надевают майки, на которых кенийский флаг перекрыт двумя клюшками. Вся экипировка, конечно, куплена за рубежом – в том числе за счёт пожертвований. Многие игроки катаются без шлема. Даже у опытных ребят – как правило с родителями из Словакии или Канады – возникают проблемы с движением, поскольку лезвия у коньков давно сточены.

Минимум половина из игроков – кенийцы. И их количество увеличивается. «Многие африканцы думают, что это исконно белый вид спорта, – говорит Бен Азедер, тренер по катанию и в то же один из лучших игроков. – Но даже они приходят посмотреть на нас, получают удовольствие, а потом и сами выходят на лёд. Это ведь захватывающе! Мы все пришли сюда за испытанием».

Площадка открылась в 2005-м в Panari Sky Center – сверкающем отеле с торговым центром вблизи от аэропорта. Это было рискованное вложение – не так легко поддерживать нужную температуру в стране, где снег выпадает только на вершине горы Кения. Но уже в скором времени школьники вместе со своими семьями стали вставать на коньки ради экзотичного опыта.

«Потрясающе, что нечто подобное появилось в Кении», – говорит Бонифаций Муквате, который следит за состояниям льда со дня открытия катка Solar. Его старая, подбитая техника сломалась два года назад. С тех пор все шероховатости он исправляет с помощью шланга с водой. К счастью, новый аппарат заказан и уже в пути.

Изначально не планировалось, что на катке будут играть в хоккей. Эндрю Гремли - уроженец Чикаго работал в университете Манитобы, исследуя ВИЧ. В один момент его беспокоила депрессия. И тут до него дошли новости об открытии коробки. «Я связался с ними и сказал: «Может ли мы организовать первый хоккейный матч в истории Кении?, – рассказывает Гремли, который до сих пор живёт в Найроби. Канадцы приняли идею с энтузиазмом. После разговора они прилетели в Кению с клюшками и коньками. Сам Гремли сделал ворота. И в январе 2006 года зародилась хоккейная лига Кении.

Как вспоминает Гремли, первый матч проходил между командой Виннипега и сборной остальных. Кенийские «Джетс» в поединке с командой, в состав которых входили работники университета, швед, канадцы из других городов и несколько любопытных кенийцев, одержали победу со счётом 4:3.

«У НАС МНОГО ВРЕМЕНИ»

Ага Кан Уолк ищёт другую хоккейную площадку в центральном парке Найроби, а если точнее, то в Kenyatta International Convention Centre, чьи небоскрёбы украшают городскую панораму. Конец мая, ярко горит солнце, люди празднуют окончание сезона дождей. В парке подростки флиртуют, предприимчивые торговцы предлагают арахис, семейная пара катается со своей дочкой, на которой парадное платье.

В одной части парка играют в хоккей. Джозеф Туо опускает свою клюшку и задирает губу, чтобы показать зубы – половину из них выбили. «Вот почему на прошлой неделе я не пошёл на лёд, – объясняет он. – Мне попало клюшкой, и всё». По крайне мере, ему везёт, что в воскресенье вечером не идёт дождь. Джозефа и его приятелей Майкла, Амоса и Джависа (о котором писали в начале текста) без труда можно найти здесь. Они играют до тех пор, пока на улице не становится так темно, что нельзя увидеть шайбу.

Глава хоккейной лиги Кении Брюс Стрэтчан (американец с канадскими корнями) заметил, что на каток приходят очень мало кенийцев, и посчитал, что всё дело в стоимости аренды. 800 шиллингов или 8 долларов – для многих ребят это слишком дорого. Удалось договориться с администрацией отеля, чтобы три кенийца за вечер могли кататься бесплатно. Хоккей здесь быстрый и захватывающий. Но пока хоккейная лига не имеет хорошей спонсорской поддержки, большинство хоккеистов всё равно играют в парках.

Нехватка финансов – главная преграда для кенийской лиги. В июле хоккейная федерация пригласила кенийскую команду на Кубок Африки в Рабате. Но игроки не смогли собрать нужное количество денег. «У нас много перспектив, – считает тренер Азедер, который часто проводит мастер-классы для школьников. – Мы сами начали несколько поздно. Но у детей большое будущее. Арена у них точно есть». Ассистент Азегера Алекс Кабвойя согласен с этим: «Я работаю с ребятами помладше, и у многих из них очень хороший уровень». Карбойя отмечает, что некоторые ученики хотят выступать на высоком уровне.

Дина - жена Азегера - тоже участвует в матчах лиги. Она пришла на каток несколько лет назад. «У меня были проблемы на работе, я выгорала, – рассказывает она. – Но в один момент вспомнила о своей давней мечте стать фигуристкой». Бен был её инструктором. Они сыграли свадьбу в ноябре. «Мы влюбились на льду», – продолжает она.

Сейчас Дина работает над созданием сайта MySkatingLife.com. Её глобальная цель – завлечь как можно больше кенийцев в хоккей. Задача-минимум – привести зрителей на игры по средам. Она хочет привозить на каток студентов, а также организовать продажу еды и горячих напитков, собрать группу поддержки, пригласить ведущего. Предполагается, что цена за билет будет составлять 200 шиллингов – 2 доллара. Доходы позволят оплачивать аренду и закупать столь необходимую экипировку. «Иногда я смотрю на коньки, в которых катаются дети, и с ужасом качаю головой. Как мы сможем так попасть на Олимпиаду?», – говорит Дина.

По её данным, площадка в отеле слишком маленькая, чтобы проводить официальные соревнования, так что в данный момент Кения не сможет принять олимпийские мероприятия. Дина мечтает о том, чтобы побывать с детьми в Южной Корее в 2018 году, чтобы дать ребятам вдохновение, а чиновникам – четыре года на строительство арены, соответствующей стандартам. В её планах – создать команду и поучаствовать в отборе на Игры-2022. «У нас ещё много времени», – смеётся Дина.

Mashable

Артур Валеев