«Молодой папа», «Марадона» и ещё 8 необычных фильмов о футболе

Кино о футболе и футбол в кино – не одно и то же. «БИЗНЕС Online» рассказывает о фильмах, где игра №1 является не главным лейтмотивом, но важным штрихом.

«МОЛОДОСТЬ»
Режиссёр: Паоло Соррентино
Год: 2015



О чём? Внезапно – о старости. Да, гениальный Паоло Соррентино обожает подобные трюки. С каждым его фильмом центральный персонаж становится всё старее. Нет, не старше, а именно старее – Соррентино как никто другой поэтизирует закат жизни. Логично, что главную роль в «Молодости» исполнил сменивший девятый десяток Майкл Китон. Действие же происходит на альпийском курорте, где весомую часть отдыхающих составляет увядающая творческая элита. За их разговорами о прошлом, современных нравах и высоком проходит основная часть экранного времени. Скучно? Отнюдь. Взявший прошлым шедевром – «Великой красотой» – премию «Оскар» режиссёр лучше всех современников сочетает драму с комедией, вероломно похищая зрительское внимание на пару часов.

Причём тут футбол? Фильм пёстр на меткие образы. Один узнаваем с первых секунд. В кудрявом татуированном еле передвигающим ноги старике трудно не распознать оммаж на Диего Марадону. Да, он здесь даже не на втором, а на двадцатом плане, однако и ему Соррентино смог уделить достаточно внимания. Утрировав персонажа («Диего» здесь практически не расстаётся с дыхательным аппаратом и не может лечь без помощи персонала) и обделив его репликами, режиссёр тонко показал, насколько грустно бывает наблюдать за стареющим кумиром. Оживает «Марадона» лишь услышав слово «левша», чтобы удивить собеседников фактом: «Я тоже левша!». На что моментально услышит ответ: «Да весь грёбаный мир знает, что вы левша!». Всё было бы в разы банальнее, если бы Соррентино не додумался поместить на его толстенную спину татуировку Карла Маркса. Марадона, как известно, левша во всех смыслах.


«МОЛОДОЙ ПАПА»
Режиссёр: Паоло Соррентино
Год: 2016



О чём? О том, что стало бы с католическим миром, если бы его лидером стал убеждённый консерватор с тяжёлым прошлым и диктаторскими замашками, который вдобавок не очень-то верит в Бога. Папа здесь, несмотря на имя режиссёра, действительно молодой – лучшая роль в карьере Джуда Лоу. Помимо потрясающей иронии и эпатажа, в сериале бесчисленное количество увесистых смысловых пластов. Религия, власть, любовь, детские травмы, насилие, фанатизм, гомосексуализм, геополитика – цитаты персонажей обо всём этом уже скоро оккупируют статусы ваших друзей в соцсетях. Если коротко: «Молодой папа» – лучший сериал года. Ну где вы ещё увидите прыгающего по садам Ватикана кенгуру и играющих в футбол монашек, исполняющих финт «радуга»?

Причём тут футбол? «Вчера владелец ресторана заявил мне, что Марадона всё ещё на наркотиках. Я сказал ему: «Ты, кусок дерьма, не смей поминать господа всуе». Примерно так рассуждает кардинал Войелло о своих религиозных взглядах. Кардинал он, конечно же, серый – настоящий кукловод, долгие годы манипулирующий Папами и коллегами. Религия для него давно стала политикой, а страстно верит он только в любимый «Наполи». Например, вот так, по его словам, выглядит подлинная святая троица:



Помимо дизайна телефонов фанатизм Войелло выражается в речи. Всем гостям он рассказывает о божественной команде из Неаполя, а его любимая поговорка – «Святая Пипита!» (на момент съёмок сериала Гонсало Игуаин ещё не стал Иудой). Но и здесь всё одной лишь иронией не ограничивается. Самая фамилия позаимствовано Соррентино у старого титульного спонсора «Наполи», а трагическая кульминация в сюжете стартует с плана грустного кардинала в форме любимой команды на фоне голоса комментатора о разгромном поражении Пипиты и Ко.

«Наполи» и Марадона фигурируют в двух фильмах Соррентино неспроста. Он, как и исполнитель роли Войелло, действительно фанат неаполитанцев. Более того, «адзурри» спасли будущем режиссёру жизнь: в 16 лет Паоло уговорил родителей отпустить его из загородного дома на матч любимой команды, а вернувшись он узнал, что его родители мертвы – задохнулись во сне из-за утечки газа. С тех пор он откровенно заявляет, что считает Марадону своим спасителем.


«ГАРПАСТУМ»
Режиссёр: Алексей Герман-младший
Год: 2005



О чём? О непростой жизни молодых людей в эпоху перемен. 1914 год, вот-вот начнётся Первая мировая война. Совсем скоро игры в футбол и посиделки с поэтами для братьев Андрея и Николая сменяться сражениями, голодом и смертями близких. Отличный фильм от одного из главных представителей отечественного авторского кино Алексея Германа-младшего, с дебютом в по-настоящему большом кино главного сегодняшнего российского актёра – Данилы Козловского.

Причём тут футбол? Гарпастум – это такая древнеримская игра в мяч, прародительница футбола. Он здесь служит основным фоном повествования: отец Андрея и Дмитрия поставил на российских олимпийцев в игре против немцев и разорился после невообразимого поражения - 0:16, сами братья пытаются попасть в новые футбольные команды, но в итоге им приходится создавать свою и строить поле. Завершается фильм тоже игрой в мяч, но уже при совсем иных обстоятельствах. «Гарпастум» – отличное напоминание о том, что футбол в России был популярен ещё до братьев Старостиных, пусть с них и списывались образы главных героев.


«ЗАЛЕЧЬ НА ДНО В БРЮГГЕ»
Режиссёр: Мартин МакДона
Год: 2007



О чём? Уже классическая комедия Мартин МакДоны. На его фильмах смело можно ставить знак TM – настолько они самобытны и узнаваемы. Комедия, разумеется, чёрная и криминальная. И постепенно скатывающаяся в трагедию. В ситуации, когда главные персонажи – наёмные убийцы, иначе быть не может. Но, будьте уверены, увесистая порция отменных западающих в память шуток на фоне пейзажей «сраного» Брюгге вам обеспечена.

Причём тут футбол? Из-за одной сцены, которая ушла в фольклор и навеки прилипла к «Тоттенхэму». Бедняги второй сезон пытаются прыгнуть выше головы, чтобы опровергнуть шикарное сравнение из знаменитого диалога.


«РОК-Н-РОЛЬЩИК»
Режиссёр: Гай Ричи
Год: 2008



О чём? Этот классик британских криминальных комедий вам точно знаком лучше. «Рок-н-рольщик» к просмотру обязателен хотя бы потому, что это последний настоящий фильм Гая Ричи. Того безбашенного режиссёра, запустившего кинокарьеру Винни Джонса и превратившего Брэда Питта в убедительного полубомжа, не стало в 2009-м, когда он окунулся в голливудские блокбастеры. Но за год до этого он успел снять фильм, где есть всё, что мы любим: драйвовая съёмка, разошедшаяся по всем плеерам музыка, туповатые воришки, харизматичные бандиты-главные герои, неубиваемая русская мафия и море поэтичного мата. Чёрт, да у Ричи даже Том Харди убедительно играет гея – о чём ещё можно говорить.

Причём тут футбол? Его так сразу и не найдёшь. Футбол здесь представлен в виде одного персонажа-пародии. Любая бабушка, ругающая олигархов за повышение налогов, распознает в Юрии Омовиче Романа Абрамовича. Щетина, характерный взгляд, яхты и пуловер на плечах – блестящая карикатура. Когда же Омович принимает одну из криминальных шишек на стадионе, ироничное высказывание Ричи о заполонивших Лондон русских олигархов из межстрочного превращается в кричащий тезис. А вот футбол тут как раз между строк, хоть и под очень интересным углом.


«ПРОКЛЯТЫЙ ЮНАЙТЕД»
Режиссёр: Том Хупер
Год: 2009



О чём? А этот фильм вы найдёте в любой подборке кино о футболе. Но я настаиваю, что он о личности, а не о самой игре. «Проклятый Юнайтед» даже не спортивная, а обычная человеческая драма. О том, как тяжело и полезно потерпеть крах, едва преуспев в своей карьере. Недаром ленту поставил Тому Хупер, который следующим же фильмом («Король говорит!») возьмёт главный «Оскар».

Причём тут футбол? Фильм о Брайане Клафе. Легендарная личность, заслуживающая множество памятников в искусстве. Но самый яркий, так уж вышло, рассказывает о провале. 44 дня в «Лидс Юнайтед» стали кошмаром для вчерашнего триумфатора лиги и ещё очень молодого тренера. Блистательно вжившийся в роль Майкл Шин и режиссёрский талант Хупера расширяют аудиторию картины далеко за пределы субкультуры футбольных болельщиков.


«В ПОИСКАХ ЭРИКА»
Режиссёр: Кен Лоуч
Год: 2009



О чём? Многие знают, что по завершении карьеры Эрик Кантона стал актёром. Но вряд ли те же многие смотрели единственный хороший фильм с его участием. А Эрику всего-то и понадобилось, что сыграть самого себя. Великий классик остросоциального кино и коллекционер золотых пальмовых ветвей Кен Лоуч раскрыл актёрский талант футболиста и едва не взял с фильмом очередной каннский приз. Душещипательная, но одновременно жизнерадостная картина о простом почтальоне пронимает даже тех, кто не видел ни стоячего воротника, ни неподражаемого дриблинга, ни каратистских прыжков на трибуну.

Причём тут футбол? В центре сюжета болельщик «Манчестер Юнайтед». Он переживает серьёзную депрессию (точно не из-за результатов клуба) и не знает, как совладать с ней. Решение возникает само по себе – в видениях к Эрику приходит его кумир-тёзка Кантона, чтобы давать важные советы. Философ – даже более явное амплуа для бывшей семёрки «МЮ», чем нападающий. На съёмочной площадке достаточно было оставаться самим собой, чтобы научить зрителя сокращать воображаемую дистанцию между собой и своим идеалом.


«ЗИДАН: ПОРТРЕТ 21-ГО ВЕКА»
Режиссёр: Дуглас Гордон, Филипп Паррено
Год: 2006



О чём? 23 апреля 2005 года во время матча «Реал» – «Вильярреал» на «Сантьяго Бернабеу» было установлено 17 дополнительных камер. Все они следили за Зинедином Зиданом. Никто из футболистов не удостаивался подобной чести. Фильм, полностью состоящий из движений одного человека, с периодическим включением его же закадрового голоса. Осторожно: у всех французов и болельщиков «Реала» монитор может замироточить.

Причём тут футбол? Кхм… Кроме футбола там ничего и нет. Фильм здесь из-за своей необычности и художественной ценности. Идея и исполнение действительно потрясающие. Наблюдать, как Зидан бегает трусцой, иногда ускоряется, общается с судьями, пьёт воду и т.д. абсолютно не скучно. Проникаешься величием. Тому способствуют сочная съёмка и космический саундтрек от великих Mogwai.


«МАРАДОНА»
Режиссёр: Эмир Кустурица
Год: 2008



О чём? В мировом прокате фильм называется «Марадона Эмира Кустурицы». И это гораздо точнее. Формат беседы двух масштабных личностей – одно из самых увлекательных зрелищ, за котором можно наблюдать бесконечно (вспомнить хотя бы знаменитое интервью Уильяма Берроуза с Дэвидом Боуи). Чем дальше за этим наблюдаешь, тем больше осознаёшь, насколько похожи эти два «революционера», а к концу тяжело разобрать, кто кем больше восторгается. Превратив документалку о величайшем футболисте в обычный поход в гости, Эмир Кустурица гораздо лучше раскрыл личность Диего и обошёл банальные сюжеты, не упустив при этом основные жизненные вехи. Универсальное кино, одинаково интересное, что поклонникам таланта Марадоны, что придирчивым критикам.

Причём тут футбол? Конечно, не обошлось без нарезок голов, обсуждения «руки Бога», посещения церкви Марадоны (да, такая, правда, есть), но футбол здесь всё же не на первом плане. Кустурица сконцентрировал внимание на социально-политической стороне игры. Голы англичанам сразу же раскрылись как месть за Фолклендскую войну, а разговор постепенно ушёл в общую ненависть к западному капитализму. Бомбёжка Югославии, виденная глазами Кустурицы, здесь рифмуется с вечным протестом Марадоны, который он выражал сначала на поле, а позже и за его пределами дружбой с Фиделем Кастро и Уго Чавесом. Тут же всплывает тема наркотиков, семьи и родины. Таким ярчайшую личность в истории футбола вы не видели никогда. Просто потому что эффект присутствия во время просмотра мощнейший. Необъяснимая магия таланта Кустурицы подарила нам возможность полуторачасового общения с футбольным богом.


«ДВА ЭСКОБАРА»
Режиссёр: Джефф Цимбалист, Майкл Цимбалист
Год: 2010



О чём? Столь же нестандартная документалка здорово рифмуется с прошлым примером. Здесь известные личности, конечно же, не общаются, но параллели, проведённые между ними, пробирают до мурашек. Пабло Эскобара, если вы вдруг не знали, то точно узнали благодаря отличному сериалу «Нарко». Про Андреаса Эскобара написано столько, что повторяться – моветон. Судьбы двух столь разных однофамильцев на фоне лихих колумбийских 90-х приобретают множество пронзительных состыковок.

Причём тут футбол? Влияние самого известного в истории наркобарона распространялась в Колумбии на все области жизни. Футбол – один из самых явных примеров. Тем более, когда выросло такое талантливое поколение. На ЧМ-1994 поедет один из сильнейших за долгое время составов с бойким капитаном-однофамильцем. Но этого Пабло уже не увидит. И не узнает, какой трагедией всё завершится для Андреаса, тяжело расплатившегося за и без того болезненные ошибки на поле. Один Эскобар запустил порочный круг, на другом он замкнулся. Увы, но футбол – это не только мир fair play, весёлых болельщиков и красивых шоу. Его тёмную сторону как нельзя хорошо передали в фильме о двух таких разных, но таких похожих Эскобаров.

Фото в тексте: скриншоты

Николай Самофалов