Рассекая 400 км/час над Казанкой: Ирек Миннахметов и Red Bull «окрыляют»

«Ожидаем 150 - 200 тысяч зрителей на гонке», — прогнозирует генеральный директор компании Red Bull Aira Race Эрик Вольф популярность казанского этапа авиашоу, который пройдет 22 - 23 июля — впервые в России. Принимая турнир, который транслируют в 176 странах, столица Татарстана встанет в один ряд с Будапештом, Абу-Даби, Сан Диего и Индианаполисом. О том, что увидят зрители вдоль набережных и при чем здесь «Татспиртпром», Вольф рассказал в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online».

АБУ-ДАБИ, САН-ДИЕГО, БУДАПЕШТ, КАЗАНЬ...

Red Bull Air Race — это международные соревнования по авиа-слалому, в которых главное — навыки высшего пилотажа
фото: Handout / gettyimages.com/

Первые разговоры о том, что всемирно известные Red Bull Air Race могут пройти в Казани начались 20 декабря 2016 года, когда с организаторов турнира принял президент РТ Рустам Минниханов. Накануне решение получило официальное подтверждение: представители австрийской компании вновь посетили Казань, чтобы обсудить детали на совещании под председательством вице-премьера РТ Алексея Песошина.

За всю 14-летнюю историю гонки Red Bull Air Race еще никогда не проводились в России — хотя организаторы присматривались к Санкт-Петербургу, но не срослось. В том, что именно Татарстан получил турнир есть и элемент исторической справедливости. Все-таки Казань еще и одна из авиастроительных столиц страны с богатейшими традициями в этой области.

Дебютный российский этап будет пятым в календаре чемпионата и пройдет 22 - 23 июля над водной гладью Казанки — на отрезке от Миллениума до Кремлевской набережной. Кстати, на официальном сайте турнира уже указана Казань и открыта продажа билетов. Надо сказать, столица Татарстана попадает в весьма престижную кампанию городов. Весь сезон 2017: Red Bull Air Race начнется в Абу-Даби уже 10 - 11 февраля, затем турнир переместится в американский Сан-Диего, далее японский город Шиба и Будапешт. Еще два места в Европе пока вакантны. А восьмая, финальная гонка 14 - 15 октября пройдет над «Индианаполис Мотор Спидвей» — одном из самых старых и знаменитых автодромов планеты, который называют «большой кирпичницей». Как нетрудно заметить, каждый этап проходит три дня, заполняя событиями весь уикэнд.

Red Bull Air Race — это международные соревнования по авиаслалому, дисциплине, которая родилась в 2003 году благодаря инициативе производителя энергетиков. Корнями воздушные гонки уходят в США, однако, в отличие от соревнований, в которых важна прежде всего скорость, в авиаслаломе главное — навыки высшего пилотажа.

Пилоты выполняют заданную летную программу, совершая крутые повороты и проходя через «воздушные ворота» — пары специально сконструированных пилонов высотой 20 метров. Синие ворота надо проходить в горизонтальном положении, красные — в положении «лезвие ножа», то есть перпендикулярно земле. Наконец, три подряд красных пилона пилоты пролетают, маневрируя «змейкой».

Разумеется, в гонке используются самые передовые по легкости, скорости и маневренности самолеты с двигателями Лайкоминг — Zivko Edge 540 X, MXR Technologies MX2, Экстра 300. Шутка ли — во время соревнований пилоты разгоняют машины до 400 км/час.

Вдохновителем проведения «воздушных гонок» в Казани стал генеральный директор «Татспиртпрома», известный любитель скоростей и президент федерации пейнтбола республики Ирек Миннахметов. По информации «БИЗНЕС Online», первую попытку привезти престижные соревнования в Казань он предпринял ещё в 2012 году. На этот раз переговоры с Red Bull велись три года. Сейчас «Татспиртпром» как будущий партнер Red Bull Air Race в Казани обговаривает детали — пока неизвестны ни бюджет мероприятия, ни размер спонсорских взносов.

В декабре прошлого года Рустам Минниханов принял организаторов турнира Red Bull Air Race
Фото: president.tatarstan.ru

Столица Татарстана получит не только захватывающее представление для 150 - 200 тысяч зрителей вдоль набережных, но и очередной промоушен на международной арене. Трансляции гонок проходят в 176 странах планеты, и акцент в картинке делает именно на антураже места проведения. Помимо этого, Казань попадёт в широкую линейку популярных компьютерных игр-симуляторов, которые выпущены Red Bull Air Race.

Остается добавить, что столица Татарстана получила право проводить чемпионат «воздушных гонок» на три года подряд — в 2017, 2018 и 2019-м. Так что «окрыляющий» турнир успеет стать одной из фишек города.

«ЗДЕСЬ ЖИВУТ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЧУВСТВУЮТ СВЯЗЬ С АВИАЦИЕЙ»

После встреч в доме правительства РТ генеральный директор компании Red Bull Air Race GmbH Эрик Вольф побывал в редакции «БИЗНЕС Online» и ответил на наши вопросы.

Генеральныйдиректор компании Red Bull Air Race GmbH Эрик Вольф побывал в редакции «БИЗНЕС Online»
Фото: Ирина Ерохина

Господин Вольф, в каком месте Казани планируется провести Red Bull Air Race?

— В акватории реки Казанки. Можно сказать, что эта река словно озеро. Район отличный, это исторический центр города.

Нет возникнут ли в Казани вопросы, связанные с безопасностью?

Если говорить о безопасности, то нам бы не разрешили проводить полёты в центре Будапешта перед 20 тысячами зрителей в случае каких-то проблем. Тоже самое касается США — федеральные министры очень строги в этих вопросах. Нам разрешили проводить турнир, потому что мы можем доказать свою безопасность, у нас соблюдаются все необходимые правила, и мы собираем всю информацию о самолётах во время гонок.

В России это мероприятие никогда не проводилось. Неужели не было интереса?

— Интерес был. 10 лет назад мы хотели организовать гонку в Санкт-Петербурге, но не получилось. В этот раз мы уверены в том, что соревнование состоится, — благодаря нашим партнёрам в Татарстане, которым можно доверять. Первые переговоры прошли в Казани в 2012 году. Почему процесс затянулся? Наш турнир уникален, и иногда уходит много времени для того, чтобы объяснить его специфику.

Как удалось «выбить» именно эту дату? 22 — 23 июля — привлекательное время.

— Это решение принял президент Татарстана. Он сказал, что нужно проводить соревнование во второй половине июля, так что никаких проблем не возникло.

Будут ли трудности из-за того, что летом в Казани пройдут матчи Кубка конфедераций?

— Кубок конфедераций пройдёт здесь в июне, так что между турнирами будет большая пауза. Мы намеренно «отделили» наш турнир, чтобы было достаточно времени на подготовку.

Не было мыслей провести гонки во время Кубка конфедераций?

— Нет. Мы позиционируем себя как уникальное событие, которое пройдёт в чётко определённый день. Дело даже не в сложностях организации. Мы не авиационное шоу, не мероприятие, которое проходит между делом, — мы самодостаточный авиационный спорт.

Видели ли вы уже площадку? Есть ли какие-то особенности у Казани в сравнении с Будапештом или Абу-Даби?

— Замечательное место. Старая часть города соединяется с новой. Кремль, дворец земледельцев, чаша ЗАГСа. Будут уникальные планы для телекамер.

Насколько перспективен российский рынок для Red Bull Air Race?

— Мы думаем, что Россия готова принять наше соревнование. Здесь живут люди, которые чувствуют связь с авиацией, есть сильные традиции. Я говорю не только про производство известных по всему миру самолётов. Кстати, сам летал на Миг-29 в Москве в 1996 году и проводил тест-драйв для австрийских ВВС. Важно то, какое тесное взаимодействие у населения России с авиацией. Это очень интересный спорт для вашей страны. У вас столько чемпионов Европы и мира по акробатическим полётам — как в личных, так и в командных дисциплинах.

На официальном сайте турнира уже указана Казань и открыта продажа билетов

Учитывались ли история Казани, связанная с самолётами? Будет ли она использоваться при продвижении?

— У нас много требований к месту проведения гонок — бэкграунд, размер площадки, уровень безопасности, количество потенциальных болельщиков и, само собой, авиационная история. Между гонками есть перерывы. В это время мы планируем выступление скай-дайверов, может быть, будет пролёт какого-нибудь винтажного самолёта. Мы собираемся развлекать людей и, конечно, затронуть тему истории.

Вашим партнёром выступает «Татспиртпром». Что можете сказать о вашем взаимодействии?

— Наше сотрудничество складывается хорошо. Мы рады видеть эту компанию в качестве своего партнёра. Обе стороны получают пользу друг для друга.

Это финансовое сотрудничество?

— Не только. У нас будет не только финансовый контракт с «Татспиртпромом» и поддержка от Республики Татарстан, но и документ, прописывающий обязанности для всех сторон. Лично мы ответственны за спортивную часть, телевизионные трансляции, международную маркетинговую кампанию. Наш партнёр отвечает за место проведения турнира и общественные мероприятия.

«ОЖИДАЕМ 150 - 200 ТЫСЯЧ ЗРИТЕЛЕЙ»

Во сколько обойдётся организация турнира?

— Я не буду разглашать цены. Это то, что мы обсудим с нашими партнёрами. Могу сказать, что это событие принесёт пользу не только Red Bull Air Race, но и вашему региону.

Какое количество зрителей ожидается на гонках?

— Будут доступны площадки со стороны Кремля, дворца бракосочетаний, а также территория у «Ривьеры». Ожидаем 150 — 200 тысяч людей. Мы учитываем, что это центр города, рядом много жилых домов, развита система общественного транспорта. Кроме того, гонки можно посмотреть бесплатно.

Что можете сказать о телевизионной аудитории?

— В прошлом году трансляция с Red Bull Air Race была показана в 176 странах, причём 131 увидела гонки в прямом эфире. Сейчас мы работаем над тем, чтобы улучшить эти показатели. В чём главный плюс для Казани? Ваш город покажут по всему миру, а в трансляциях будет видны все главные достопримечательности. Мы используем 25 — 30 камер на земле, плюс два вертолёта со стабилизаторами для камер и ещё есть камеры непосредственно на самолетах и в кабине пилота.

Появится ли в этом сезоне русские пилоты? Раньше был Сергей Рахманин, сейчас никого нет.

— Да, Рахманин ушёл из гонок. Сейчас он работает на гражданских авиалиниях. Но Сергей помогает нам в организации — он корректирует маршрут для участников. Мы готовы принять российского пилота. Вот только это не дело пары минут. Всё зависит от заявки, которую подал пилот. Кстати, им может быть и женщина. У нас на Кубке вызова выступала француженка. Для потенциальных участников есть несколько критериев: навыки управления самолётом, опыт в акробатических соревнованиях, а также хорошие человеческие качества. Пилоту нужно уметь держать себя перед журналистами. Он должен принимать всю ответственность, заботиться о своей безопасности, но в то же время стремиться к лучшему результату. Ещё нужно привыкнуть к нашим 25-метровым пилонам, между которыми проходит гонка. Если пилот подаёт хорошую заявку, одерживает победу в Кубке вызова, то может принимать участие в элитном турнире Мастер-класс.

Кого можете выделить из пилотов? Кто главная звезда?

— Немец Маттиас Долдерер - чемпион прошлого сезона составит большую конкуренцию и в этом году. Вернулся австралиец Мэтт Холл и, как мне кажется, он уже дышит в спину Долдереру. Надеюсь, что такие молодые пилоты, как Кристиан Больтон из Чили, тоже настигнут топовых участников.

«КОНСТРУКЦИИ И САМОЛЕТЫ В КАЗАНЬ ПРИВЕЗУТ 60 ГРУЗОВИКОВ»

Можете ли вы составить средний портрет пилота?

— Кто-то из них пришёл из гражданской авиации, кто-то — из военной. Но всех их объединяет любовь к акробатическим полётам. Пилоту нужно контролировать во время гонки все процессы. В моменты, когда кажется, что всё вышло из-под контроля, нужно уметь правильно реагировать. Само собой, пилот должен быть готов летать близко к земле. Во время акробатических выступлений летают на высоте 100 — 150 метров над землей, а здесь у тебя есть только 20 — 25 метров.

Что за самолеты используются на ваших гонках?

— В турнире Мастер-класс большинство пилотов используют Edge 540 компании Zivko. Есть один участник, который до сих пор использует модель MXS-R. На уровне пониже мы используем самолёты Extra 330LX, которые производят в Германии. В некоторых самолётах предусмотрено два места. В них можно полетать представителям спонсоров или журналистам и ощутить, через что проходят пилоты.

Откуда пилоты будут взлетать?

— У нас есть несколько вариантов: аэропорт на севере города и автодром «Казан Ринг», который за городом. Кроме того, мы хотим, чтобы зрители могли пообщаться с пилотами и техническим персоналом, потрогать самолеты, взять автографы. Мы не прячем участников. Отмечу, что с помощью специальной аппаратуры мы собираем данные по 50 показателям, которые отражают состояние самолёта по ходу гонки. Всё записывается и поступает к нам в режиме реального времени. Если что-то идёт не так, мы немедленно реагируем.

Как вы планируете доставить всё оборудование?

— Всего нам нужно 200 тонн различных конструкций. Мы собираемся перенести всё это с помощью 60-ти грузовиков и двух самолётов. Для пилонов мы построим отдельные металлические установки.

В случае столкновения пилон разрывается и не наносит вред самолёту. Как это было достигнуто?

— Это наша особая технология. Один из наших партнёров поставляет специальный высокотехнологичный материал. Он крепок, но в то же время правильно реагирует, когда через него проходит крыло самолёта на определённый скорости. Даже если самолёт получает повреждение, то всё можно отремонтировать за 2 — 3 минуты.

Red Bull Air Race не проводился с 2011 по 2013 года. В чём причина?

— Да, у нас был перерыв, о чём можно прочитать в интернете. Соревнования с 2003 по 2010 год называют «первой частью» Red Bull Air Race. Тогда возникало много вопросов по поводу безопасности пилотов. Были и проблемы в руководстве. Повторюсь, что безопасность зрителей никогда не попадала под сомнение. Просто мы начали понимать, что пилоты берут слишком серьёзный риск. На Youtube вы можете найти видео, где один из самолётов вошёл в воду. С 2010-го никаких подобных инцидентов не было. В 2011 году мне поручили обновить турнир, и я отнесся к своей задаче очень внимательно. Сейчас у всех пилотов установлены одинаковые двигатели. И мы с помощью датчиков контролируем, чтобы их конфигурации никак не изменялась. Есть независимые люди, которые не работают в нашей организации и наблюдают за пилотами, их персоналом и даже за мной — иногда давление руководства тоже может сказаться на результате. Также мы увеличили пилоны, а вместе с ними и площадь, через которую должны проходить пилоты.

Зачем турниры наподобие Air Race нужны Red Bull?

— Я не могу отвечать за всю компанию — в моём руководстве только Red Bull Air Race. Наш турнир — приоритетный для Red Bull, учитывая слоган «Red Bull окрыляет». Наш спорт идеально подходит для этого слогана.

Артур Валеев, Айрат Шамилов