«Рубиновый» танец на граблях: куда девается талантливая молодежь казанцев?


Детско-юношеские команды «Рубина» трижды побеждали в первенстве России и однажды становились вторыми. О том - почему из их составов вышло не более десятка футболистов и ни один из них не заиграл в родном клубе, размышляет в своём блоге обозреватель спортивной редакции «БИЗНЕС Online» Джаудат Абдуллин.

КАК СВОИХ ВОСПИТАННИКОВ ВЫТЕСНИЛ ДЕСАНТ ИЗ «ДИНАМО» И СЕНЕГАЛА

2001 год. Серебряный «Рубин»-1984: «Рубин» занял второе место в то время, когда основная команда еще выступала в первой лиге. Полуфинальный этап проходил в Казани, где рубиновые уступили «Спартаку» в составе которого блистали Александр Самедов и Дмитрий Торбинский. Но в итоге красно-белые не попали в финальную часть, куда пробились «Локомотив» и «Рубин». В финале фаворитом выглядел питерский «Зенит» с Владимиром Быстровым и Игорем Денисовым, но за первое место бились «Торпедо-ЗИЛ», вскоре переименованный в ФК «Москва» и «Рубин». По воспоминаниям очевидцев, судьи не засчитали гол Вячеслава Щукина, после чего москвичи забили и победили.

Увы, вскоре по приезду в родной клуб, дублёры тех лет столкнулись с неконструктивной позицией руководства «Рубина» того времени. К двум футболистам – Виталию Тихонову и Марату Хайруллину проявил интерес пермский «Амкар», они съездили на просмотр, их игра устроила тогдашнего наставника пермяков Сергея Оборина. В Перми, таким образом, могла бы сложиться некая «казанская диаспора», поскольку там уже успешно играли казанцы Айрат Ахметгалиев, Олег Нечаев, Рустем Хузин, и поигравший в Казани Алексей Филиппов, но генеральный директор «Рубина» Фарид Хабриев распорядился не отпускать ребят. Это решение клубное руководство смягчило тем, что повысило дублёрам зарплату, которые вместо 1,3 тысячи рублей стали получать в районе 3 тысяч рублей, что на 2001 год было вполне приемлемой зарплатой.

Но впоследствии клубное или командное руководство, вместо того, чтобы сделать ставку на своих воспитанников, произвело массовые закупки молодёжи по стране. Из московского «Динамо», выигрывавшего первенство России среди дублёров, были приглашены Дмитрий Голощапов, Андрей Колесников и литовец Миндаугас Калонас. Еще большее удивление вызывал сенегальский десант Папа Кебе, Мустафа Мане и Бай Ндьяга. Для большинства из них «Рубин» стал последним клубом в карьере. В итоге в большом футболе из серебряного выпуска заиграли только трое – Рустем Мухаметшин, Марат Хайруллин, и с некоторой натяжкой Виталий Тихонов. Еще можно отметить, что не повезло Вячеславу Щукину. Он играл за юниорскую сборную России до 16 лет. На одном из международных турниров он забил пять из шести голов своей команды. Его профессиональной карьере помешало углубленное медицинское обследование, которое обнаружило у Щукина проблемы со здоровьем — сердце. Когда проблемы со здоровьем остались позади, он уже не смог вернуться в профессиональный футбол.

А остальная казанская молодежь, которую вытолкнул на обочину динамовско-сенегальский десант, «растворилась» в любительском футболе и мини-футболе. И это при том, что Казань на тот момент располагала сразу двумя командами, в которых могла проходить обкатку молодёжь – дубль и вполне боеспособный «Рубин-2». В любительском первенстве, так называемой, третьей лиге, выступала еще одна казанская команда «Искра».

АЛЕКСАНДР КОКОРИН ПЛАКАЛ, ПРОИГРЫВАЯ «РУБИНУ»

2008 год. Чемпионский «Рубин»-1991. От этого выпуска никто в клубе не ожидал подвигов. Ярких футболистов в данном возрасте было немного, да и лидеры Максим Жестоков и Артём Куклев не поехали на финальный турнир в Сочи. На фоне остальных финалистов выделялся столичный «Локомотив» за который выступали Алан Гатагов и Александр Кокорин. Как вспоминал нынешний директор «Рубина» Ильгиз Фахриев: «Кокорин, который тогда выступал за «Локомотив», по его словам, плакал, после того, как нам проигрывал. Своим кричал: «Ребята, давайте что-нибудь сделаем с этими татарами». В других командах против рубиновцев играли Георгий Щенников, Артур Юсупов, Ника Пилиев, которые пасовали перед нашей молодежью».

Рубиновые лишились перед Сочи своего наставника Радика Гадеева, который занимался с ребятами 1995 года рождения. Как вспоминали очевидцы, на тренировки приходило по 10 - 12 человек, в результате все 18 мгроков которые полетели в Сочи, впервые в том сезоне встретились не на тренировке, а в аэропорту. Поэтому говорить о какой-то сыгранности не имело смысла. Но каким-то образом они собрались, и выдали командную игру. Если у соперников выделялись индивидуалисты, то тот «Рубин» взял командой, в которой, тем не менее, выделили по итогам турнира Марата Ситдикова, названного лучшим игроком, и Владимира Чернова, ставшего лучшим бомбардиром.

Селекционеры интересовались казанцами, но руководство клуба жестко пресекало все попытки переманить будущих чемпионов. В итоге даже эта победа не открыла им дорогу в профессиональный футбол. По возвращении в Казань команду встречал только тот же Фахриев, который на тот момент работал председателем городского спорткомитета, и в составе чемпионов играл его сын Руслан. Из стана клуба раздался только один положительный отзыв, от старшего тренера рубиновского интерната Владимира Юлыгина, который высказывался в том смысле, что надо сохранить костяк нашей команды, для чего следует активно задействовать дубль «Рубина».

История «Рубина»-1991 в какой-то мере повторила историю «Рубина»-1984. И в плане запрета на продажу воспитанников. По слухам, Ильсур Самигуллин сдружился с турецкими игроками «Рубина» Гёкденизом Караденизом и Хасаном Кабзе. Казанские турки отправили диск с записями его игр на родину. И оттуда пришла информация, что кандидатурой Самигуллина заинтересовались в «Галатасарае» и «Фенербахче» — ведущих командах страны, представители которых прислали «Рубину» официальные предложения. «Рубин» же заломил за Ильсура такие деньги, что переговоры сразу зашли в тупик. Вторая параллель, которая напрашивается при сравнении историй «серебряного» и «золотых» выпусков «Рубина», это очередные массовые закупки. Только, если в 2003 году был десант из Сенегала, то сейчас был «прикуп» из Средней Азии. Туркмены Сердар Иоломанов и Вахыт Оразсахедов - земляки тогдашнего главного тренера… Таджики Алишер Джалилов и Парвизджон Умарбаев - земляки тогдашнего спортивного директора… узбеки Аюбхон Гаппаров и Даврон Мирзаев…. Причем, как время показало, их талант по достоинству не оценили даже на родине. Из них за сборную Таджикистана играет только Умарбаев.

В результате в профессиональном футболе из того выпуска запомнился только Жестоков, который чемпионом не стал. А из чемпионского состава играют Самигуллин и Ситдиков, бывшие на сборах «Нефтехимика». Олег Суконщиков вернулся в родной Киров, где пригодился местному «Динамо», а Артур Айметдинов выступает за владимирское «Торпедо». Таким же, как Щукин, не раскрывшимся до конца стал Игорь Гильманов. Он поехал в Латвию, сыграл за местный «Вентспилс» в рамках Лиги чемпионов, но сейчас вернулся в Казань, где выступает в чемпионате Татарстана.

«ОБЛАСКАННЫЕ БЕРДЫЕВЫМ»

2010 год. Чемпионский «Рубин»-1993. Этот возраст, как раз, был интересен Курбану Бердыеву. Об этом можно было сделать вывод по ходу пресс-конференции 2010 года, когда Бердыеву досаждали бредовыми вопросами об интересе «Рубина» к Мирославу Клозе, наставник казанцев опровергал эту «утку», и заметно оживился, когда была упомянута победа юных рубиновцев. Бердыев даже озвучил идею о том, чтобы заявить чемпионскую команду на любительский чемпионат России.

Один из участников того турнира Мераби Уридия размышлял: «Та победа ничего не решила. Взять вот игроков с моего года – всего несколько парней играют. В дубль попали только я и Константин Васильев. Остальные в «Рубин-2» ушли. Сейчас только Алексей Березин при команде в РФПЛ. Роман Косянчук играет в «Торпедо». Так что на большой уровень почти никто не смог выйти. Почему? На «Рубин-2» особо никто не обращал внимания. Во времена Бердыева ставка шла только на опытных игроков: Карадениз, Ерёменко, Касаев. Вроде Алишера Джалилова выпускали на несколько минут. Да и то недолго».

Мераби Уридия
фото: скриншот

В результате из той команды выбился только голкипер Алексей Березин, которого сейчас пригласили в «Арсенал» из Тулы. Тот же Уридия и Александр Панцырев готовы перезапустить свои карьеры. На уровне второй лиги «ковыряются» Виктор Гараев, волгоградский «Ротор» и Павел Шадрин, ижевский Зенит».

Радует, что некоторые чемпионы из этого выпуска переключились на учебу. К примеру, в рамках пятой международной конференции студентов и молодых ученых под названием «Университетский спорт: здоровье и процветание нации» Одил Бобоназаров представил свой доклад «Влияние секционных занятий по футболу на физическую подготовленность детей 11 лет», а Луай Уруру подготовил доклад «Методика начального обучения ударам по мячу в футболе». Глядишь, станут недавние чемпионы детскими тренерами. И прославят свой выпуск.

Упрекать «Рубин» в том, что чемпионов 1993 года рождения вытеснили «легионеры», как это произошло с более старшими товарищами из «Рубина»-1984 и «Рубина»-1991, нельзя. В том числе и потому, что «Рубин»-1993 сам по себе был наполовину легионерским. Бобоназаров, Уридия, Уруру, а также Васильев, Гараев, Шадрин и многие другие приехали в Казань, будучи школьниками. И футбольная команда академии «Рубина» стала напоминать вариант сборной СНГ, в отличие от команд старших товарищей, которые опирались на казанских (1984 год) и татарстанских (1991 год рождения) воспитанников.

Тем самым, исторический опыт подсказывает, что из трёх наиболее успешных выпусков «Рубина» в главной команде не заиграл ни один собственный воспитанник. В том числе и потому, что в момент их перехода в профессиональный футбол руководство прикупало чужую молодёжь. Из «Динамо», Сенегала, Средней Азии. И сейчас мы снова готовы пойти по этому пути, только на этот раз выбрав бывший рынок «Черкизово». Это даже не замкнутый круг какой-то, это замкнутый круг в Бермудском треугольнике.

НАДЕЖДЫ ФАХРИЕВА

2014 год. Чемпионский «Рубин»-1997. Команда, формирование которой ментально напоминало «Рубин»-1993. За год до своего триумфа из неё отчислили пять воспитанников - Рамиса Алимова, Даниила Москвичева, Аскара Садыкова, Ильфата Сиразиева и Хасана Моллахюсейиноглу, чтобы освободить места для легионеров. Тогда же или вскорости в Казань были приглашены Сосланбек Дзагоев и Тимур Коблов из Владикавказа, таджики Тимур-Хуршед Джураев и Шахром Сулаймонов, из Димитровграда переехал Геворг Арутюнян, вернулся на историческую родину Тимур Акмурзин.

Команда, в которой, тем не менее, выделялись воспитанники казанского футбола Александр Кузнецов, Андрей Миронов, Никита Михайлов, усиленная более молодым Амиром Гавриловым из 1998 года рождения, выделялась боевым характером. На финале первенства России её ничто не могло остановить. Ни то, что сильнейшего в этом возрасте рубиновца Ильзата Ахметова они на турнир не успели повезти. Ни травма в четвертьфинале Михайлова, которого со стадиона увозили прямо на «Скорой помощи», ни звёздные соперники. Сама победа напоминала ту, которую одержали ребята 1993 года рождения, ибо была добыта по пенальти. Только «Рубин-1993» обыграл ЦСКА, «Рубин-1997» был сильнее «Краснодара».

Сейчас те чемпионы подошли к своему 20-летию. Возраст, когда футболисты завершают молодёжную карьеру, и их уже пора называть вполне взрослыми и дееспособными. Из того чемпионского состава в «Рубин-Д» сейчас играет десять человек. К ним прибавились более молодые воспитанники академии «Рубина», потому что на подходе перспективные 1998 и 1999 года рождения. Хотя мы уже успели потерять одного из самых талантливых в выпуске 1998 года рождения Анатолия Анисимова - участника чемпионата мира U-19, который предпочел дубль ЦСКА. Но в основу почему-то они привлекаются без особого оптимизма. К примеру, на первый предсезонный сбор «Рубина» в этом году из того чемпионского состава отправились только Акмурзин и Михайлов.

У «Рубина» было больше мест в составе, если бы зачем-то не прикупили из «Локомотива» Рифата Жемалетдинова и Георгия Махатадзе. Это, по-видимому, входит в привычку боссов казанского клуба разных лет. Как только собственная молодёжь становится лучшей в России, надо обязательно выходить на футбольный рынок со списком потенциальных приобретений. И их может быть еще больше, судя по озвученным слухам об интересе «Рубина» к Антону Митрюшкину и Алексею Миранчуку, который совершенно не нужен казанцам за такие деньги, что за него просят. Так было при генеральном директоре Хабриеве, его сменщике Евгении Голове, и его сменщике Андрее Громове. Впрочем, лучше всего об этом говорил наш собеседник.

«Возвращаясь к нашим воспитанникам, в том числе и более ранним, 1984 года рождения, которые стали вторыми в России, и вспоминая 1993 год рождения, тоже ставших чемпионами, скажу, что очень печально, что из них заиграли только единицы. Не то, чтобы заиграли на высшем уровне, а просто заиграли. Надо было поставить с ними работать человека, который помог бы сделать шаг из юношеского футбола во взрослый. В конце концов, можно было бы продать футболистов, себе что-то заработать, игрокам дать шанс. Но и этой возможностью мы не воспользовались. В этом минус Бердыева и всей его командой функционеров! В этом минус наш общий, когда в Казани не ценят своих футболистов исторически. Почему так, не знаю. Наверное, в головах руководителей нашего футбола должна созреть мысль, что свой воспитанник лучше приезжего, при прочих равных условиях. Тогда и «Рубин» снова станет чемпионом». Это слова нынешнего генерального директора «Рубина» Ильгиза Фахриева. Ему несказанно повезло. Теперь под его руками есть и с десяток юниоров-чемпионов, и возможности вывести их в большой футбол, или продать, или дать шанс игрокам. Слова-то он говорил правильные. Дело за малым, претворить их в жизнь.

Джаудат Абдуллин