Вчера вечером Игорь Захаркин в течение часа отвечал на вопросы телеканала БСТ. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» приводит самые спорные высказывания главного тренера «Салавата Юлаева».
СМЕЛЫЙ ЭФИР
Игорь Захаркин | |
Вечером в понедельник весь Башкортостан сидел у экранов телевизоров в ожидании интервью Игоря Захаркина. Да и в других регионах, где приёмники ловят БСТ и есть поклонники уфимского хоккея, тоже ждали интервью главного тренера «Салавата Юлаева» так, как раз в год ждут новогоднее обращение президента к народу.
Здесь надо отдать должное башкирским телевизионщикам, которые сработали блестяще. Набрались смелости пригласить тренера, проигравшего семь матчей подряд в прямой эфир, пытались задавать острые вопросы и поднимали правильные темы.
Похвалить надо и Захаркина, который не стал прятаться, а согласился прийти в студию. Всё-таки, прямой эфир – это такое место, где может случиться всё что угодно, и даже если у тебя заготовлены ответы на самые серьёзные вопросы, то любой дозвонившийся может удивить: «Мы с мужиками кидаем снег лопатами и удивляемся, почему у нас команда фигуристов?!». И придётся отвечать, что «хорошие парни становятся добрыми на льду».
Подобный подход к прессе говорит об огромном опыте Захаркина в части разрешения сложных ситуаций, а если рассуждать глобально, то можно говорить о прорыве в развитии хоккейной индустрии. Когда стороны договариваются, причём одна сторона знает, что с неё будут строго спрашивать, а другая – что от самых острых тем будут уходить, – но всё равно идут на компромисс. Вы можете представить в такой же ситуации Зинэтулу Билялетдинова?
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛИЧ
Игорь Захаркин | |
В ситуации, в которую попал главный тренер «Салавата Юлаева», подобные интервью – находка для того, чтобы отвести от себя удар. Удивительно, что этим приёмом не пользовались (а если и пользовались, то очень редко) другие специалисты.
На вопросы журналистов Захаркин отвечал спокойно, но при этом о собственных ошибках умолчал, и после программы сложилось впечатление, что в провале «Салавата» виноваты все, кроме него: тренер вратарей с генеральным менеджером, психологически слабые игроки, «Торос», решающий собственные задачи и даже Владимир Сохатский, отказавшийся конкурировать с Никласом Сведбергом.
– Мы говорим о том, что «Салават» рискует не попасть в плей-офф, это факт, – говорил Захаркин. – Но с другой стороны, мы находимся на пятом месте и у нас четыре домашних игры, мы можем закончить более чем хорошо. Смотря как относиться к этому – стакан у нас полупустой или наполовину наполненный.
Учитывая, что команда Захаркина не смогла выиграть в гостях у «Витязя» и, что ещё удивительнее, у немотивированной «Северстали», с огромным трудом верится в то, что она обыграет СКА, ЦСКА и «Ак Барс».
Главный тренер говорит о причинно-следственной связи, ссылаясь на то, что все проблемы прошедшего выезда начались с того, что «Витязь» отыгрался со счёта 0:3.
– Мы вели в счёте в этом матче 3:0 и всё складывалось благополучно, пока мы не пропустили первый гол. Никакой опасности не было и вдруг я увидел, как мои парни стали трястись. Игроки стали теряться. И я понял, насколько психологически сложно удержать в себе линию, которая тренировалась. Психологическая составляющая буквально парализует хоккеистов. В результате мы позволили «Витязю» сравнять счет и проиграли этот матч в дополнительное время.
Это, конечно, здорово, что тренер понял, и здорово, что для него было важно это понять. Но отвечать-то кто будет? Почему не было тайм-аута, почему не поменяли ужасно играющего вратаря, почему, в конце концов, игроки столь ранимы, что начинают трястись от одной пропущенной шайбы в Подольске?
19 ОВЕРТАЙМОВ
Ещё один интересный тезис Захаркина касается количества проигранных в основное время матчей.
– Мы проиграли-то немного матчей – 18 матчей в основное время. Сколько проиграла Казань? А «Авангард»? А Магнитогорск? – спрашивал у журналистов Захаркин и сам же отвечал. – Примерно, в тех же пределах. Только две команды в лиге проиграли заметно меньше – СКА и ЦСКА.
– Наша беда – 19 матчей с овертаймами, – направил в правильное русло телевизионщик.
– Вот где действительно беда. Вот эти 19 очков мы потеряли. И если бы у нас были сейчас эти 19 очков, мы бы пили коктейли и радовались.
Справедливости ради отметим, что в упомянутых 19-ти матчах «Салават» недобрал не 19 очков, а 32 (уфимцы набрали 25 очков из 57 возможных). Причём, овертаймы были в том числе в матчах с «Автомобилистом», рижским «Динамо», дважды с «Амуром», «Адмиралом», «Спартаком», «Сочи», «Йокеритом», «Куньлунем», «Медвешчаком», «Барысом», «Витязем» и «Северсталью». Среди этих команд нет тех, кто в своих конференциях занимает место выше шестого.
Кроме того, из 19-ти матчей с овертаймами, «Салават» проиграл 13 и это абсолютно худший показатель в лиге.
ЦИРКУЛЬ – НЕ ВАСИЛЕВСКИЙ, ЗАХАРКИН – НЕ ЮРЗИНОВ
Никлас Сведберг (справа) | |
В разговоре о вратарях, Захаркин заметил, что проблема оказалась в отсутствии второго вратаря из-за продажи в «Автомобилист» Сохатского.
– Получилось так, что у нас был продан второй вратарь в «Автомобилист». Вместо него пришли какие-то молодые ребята. Мне говорили, что это очень талантливая молодёжь. Но нам всегда очень-очень нужен второй вратарь. <...> В какой-то момент мы пригласили Гаврилова, потому что Кореньков (тренер вратарей, – ред.) знаком с ним. И очень хорошо, что мы это сделали. Потому что могло случиться так, что и Сведберг бы не заиграл, и мы бы играли с вратарями, которые совершенно не имели опыта игр в КХЛ и не факт, что они бы заиграли.
В вину Сохатскому было поставлено, что он смирился с ролью дублёра Сведберга в прошлом сезоне. При этом, ни один из молодых вратарей уже в этом году не получил возможности сыграть в КХЛ ни разу, а, соответственно, и доказать свою необходимость не мог. Сведберга наигрывали весь сезон к плей-офф, но он как пропускал по 3 - 4 шайбы за матч осенью, так и пропускает в январе. Да и Андрей Гаврилов свой первый шанс получил лишь в октябре, когда швед напропускал 40 шайб в 13 играх.
19-летний Никита Циркуль, к примеру, проводит блестящий сезон – шесть матчей «на ноль», неоднократно признавался лучшим вратарём недели в МХЛ, не пропустил ни одного гола в матче сильнейших игроков МХЛ – Кубке вызова. Но ни минуты за «Салават» он так и не провёл. В своё время Владимир Юрзинов-младший не боялся подтягивать Андрея Василевского к основе и через год получил вратаря, который принёс ему «бронзу». У Циркуля с Захаркиным такой номер вряд ли произойдёт.
17 ИГРОКОВ С ДВУСТОРОННИМИ КОНТРАКТАМИ
Никита Циркуль | |
Ситуация с «Торосом», которая была поднята в разговоре, ещё более запутанная, чем кажется на первый взгляд. В ходе интервью Захаркин посетовал, что всего два игрока нефтекамской команды имеют двусторонние контракты, назвав лишь фамилию Дмитрия Черных, который и привлекается к матчам за основную команду.
– Я не знаю как так получилось, что в «Торосе» всего два хоккеиста с двусторонними контрактами. Мне хочется понять, почему игроки, которые приходят в «Торос» не имеют двусторонние контракты. Мы имеем контакт с тренерами. У нас вылетает нападающий, мы спрашиваем: «Кого вы можете рекомендовать?» Они отвечают: «У нас сейчас лучший – Дубровский». Мы его хотим видеть у себя, но он не имеет двустороннего контракта, – жаловался Захаркин.
Данные по хоккеистам находятся в свободном доступе и не сложно найти тех, кто имеет двусторонние контракты. Таких людей в системе клуба, заявленных за «Торос» через «Салават Юлаев» не два, а 17. А тех, кто имеет трёхсторонние контракты КХЛ – ВХЛ – МХЛ и того больше. В данный момент, девять так называемых «командированных» играют в «Торосе». Помимо Черных это вратари Андрей Литвинов, Иван Федотов и Павел Хомченко, защитники Сергей Теряев и Григорий Ващенко, нападающие Егор Алёшин, Артём Пименов, Валентин Разумняк и Лев Ладнов. Ни один из этих людей к играм за основную команду не привлекались ни разу. Как не привлекались и хоккеисты молодёжки. Капитан «Толпара» Кирилл Цулыгин, например, был в числе лучших игроков Кубка вызова и сыграл в Матче звёзд КХЛ, но вызова в «Салават Юлаев» так и не получил.
Проблема взаимоотношений «Салавата Юлаева» и «Тороса» – в финансировании команд. Бюджет нефтекамской команды разграничен с бюджетом «Салавата Юлаева» – это иная организация с собственной бухгалтерией, которая решает свои задачи в ВХЛ. Однако, при подписании контрактов с новичками, клуб обращается в Уфу с вопросом – нужен тот или иной хоккеист основной команде или нет. Если не нужен, то игрок подписывается «Торосом» и не может играть нигде, кроме ВХЛ.
Как пояснил «БИЗНЕС Online» источник в нефтекамском клубе, когда они интересовались необходимостью Уфе Егора Дубровского, им ответили отрицательно. Причиной оказалось то, что его кандидатуру ещё в прошлом сезоне забраковал… главный тренер.
ДУЭЛЬ
Наконец, в конце беседы была затронута одна из важнейших тем – конфликт Захаркина с Леонидом Вайсфельдом, о котором в последнее время не говорил только ленивый. Главный тренер «Салавата Юлаева» опроверг информацию о конфликте и сказал, что не хочет выносить сор из избы. Однако, всё же вынес, поделившись мнением о том, как должен работать генеральный менеджер.
Более того, по мнению Захаркина, так как «Салават Юлаев» – богатый клуб, он не должен считать деньги.
– Здесь нет никаких конфликтов в том понимании, что вы имеете ввиду. У нас очень рабочая обстановка. Просто мы по-разному смотрим на эту должность. Мне кажется, что генеральный менеджер - это ежедневная работа. Давайте, приведу простой пример. Мы говорим о том, что «Салават Юлаев» – богатый клуб. Хорошо. У нас плохо играет вратарь, что сделал бы в таком случае олигарх? Поменял бы, несмотря ни на какие средства. Почему мы этого не сделали? Второй момент – у нас нет центрального. Мне не нужны истории о том, что мы найдём какого-то выдающегося центрального. Мне нужен конкретный игрок на конкретную позицию завтра.
Однако, «Салават» не СКА и купить по образцу питерцев времен Вячеслава Быкова и Захаркина трёх-четырёх вратарей топ-уровня не может. В сезоне 2014/15 в СКА играли Илья Ежов, Александр Салак, Микко Коскинен, Игорь Шестёркин (который тогда, правда, ещё не был звездой). Питерцы деньги не считали и спокойно могли увести из «Сибири» Коскинена по ходу сезона. «Салавату» же приходится действовать в рамках бюджета, либо руководство «Башнефти» что-то не договаривает.
Несмотря на жалобы в нехватке игроков, по ходу сезона «Салават» приобрел целый ряд хоккеистов: Евгений Коротков, Игорь Макаров, Дмитрий Макаров, Дмитрий Мальцев, Денис Паршин, Томаш Мертл. И главный тренер постоянно обращал внимание на то, какие это полезные хоккеисты и как они пригодятся его команде. Однако, кроме Игоря Макарова, в итоге получившего травму и выбывшего до конца сезона, пока никто из вышеупомянутых игроков свою полезность не доказал.
При этом к Вайсфельду, оставшемуся в дураках после прямого эфира Захаркина, претензии тоже есть. Это и неспособность наладить рабочие отношения с тренером, неоперативное решение проблем с Андреасом Энгквистом, поражение от СКА в борьбе за Николая Прохоркина (если поражением можно назвать сделку, за которую клуб получил 120 млн. рублей), в конце концов, и самого Захаркина в клуб пригласил именно генеральный менеджер. Но, к сожалению, Вайсфельд о своих проблемах в последнее время не говорит, отказываясь комментировать отношения с главным тренером и всячески того поддерживая в публичных выступлениях, что делает его в этой заочной дуэли аутсайдером.
Теперь в запасе у Захаркина два матча – с принципиальными соперниками СКА и ЦСКА, с самыми сильными командами лиги на сегодняшний день. И если игроки будут умирать в этих играх за тренера и докажут, что все его слова – не пустые, то он наверняка получит ещё одну отсрочку, но если этого не произойдёт и армейцы увезут из Уфы все шесть очков, то у руководства клуба будет две недели на то, чтобы найти пожарного на концовку регулярки и плей-офф. Мы будем следить за развитием событий.