«Трафик стадиона и нашей прилегающей территории за прошедший год составил порядка 1 миллион человек», — рассказывает директор «Казань Арены» Радик Миннахметов, отмечая, что доходы стадиона выросли вдвое, до 81 млн. рублей. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, как наша публикация помогла найти инвестору гостиницу для животных, 80 вариантах названия будущей набережной и последствиях предстоящего летом месячного владычества ФИФА.
Радик Миннахметов: «Термин «арендатор» на «Казань Арене» отсутствует. Все проекты, расположенные на стадионе, являются полноценными партнерами стадиона» | |
Фото: Ирина Ерохина |
«ВЛАДЕЛЬЦЫ МОТОЦИКЛОВ HARLEY — ОБЕСПЕЧЕННЫЕ ЛЮДИ, ЦЕНТР — ФИШКА ДЛЯ ТУРИСТОВ»
— Радик Заудатович, уже появилась информация, что на «Казань Арене» появился официальный дилерский центр Harley-Davidson...
— Пока не открылся. Планируем официальное открытие в феврале, остались небольшие технические моменты, но центр уже готов принимать и принимает своих клиентов. Часть мотоциклов, которые сейчас выставлены в шоу-руме, уже проданы.
— Как происходит продажа мотоциклов? Есть какая-либо квота?
— Всё, как и с автомобилями. Есть свои нюансы, но в целом схема такая же. Никакой квоты нет, есть внутренний бизнес-план каждого салона, в этом году наши партнёры планируют продать, насколько я знаю, 40 мотоциклов. Цена от 600 тысяч рублей до нескольких миллионов, модельный ряд очень широкий. В центре будет не только продажа мотоциклов легендарной марки, но и авторизованный сервис, которому разрешили обслуживать и другие марки мотоциклов. Кроме того, в центре располагается магазин одежды, атрибутики и клуб владельцев Харлеев. Ближайший подобный дилерский центр в Уфе, их нет ни в Самаре, ни в Нижнем Новгороде, так что рынок открывшегося на «Казань Арене» центра значительно обширнее Татарстана.
— На каких условиях открылся салон?
— Практически все проекты на стадионе получали площади в черновой отделке. У кого-то элементарно не было вентиляции — только система пожаротушения. Кто-то делал систему отопления, устанавливал кондиционирование — люди вкладывали серьёзные деньги. Именно поэтому мы как объект даём максимально лояльные условия инвесторам пришедшим на «Казань Арену». Все проекты, расположенные на стадионе, конечно же оплачивают свои коммунальные платежи: электричество, тепло и воду, другие текущие услуги, но аренды у них пока нет. Мы видим, что люди готовы строить солидные и долгосрочные проекты и стараемся предоставить нашим партнёрам наилучшие условия и всячески помогать на первых этапах. Только так можно успешно заполнить все имеющиеся на стадионе пространства. Кстати, в случае с Harley с момента начала переговоров до сегодняшнего дня прошло полтора года.
— Какой объём инвестиций?
— Мы не можем говорить сумму, можно лишь сказать, что по нынешним временам были вложены приличные деньги. Даже дизайн центра на «Казань Арене» был заказан в архитектурном бюро Оксфорда, рекомендованном компанией. У проекта есть ещё одна интересная сторона, которая не столь очевидна. Владельцы мотоциклов Harley — обеспеченные люди, которые любят путешествия и после появления в Казани полноценного салона, у города появляется ещё одна привлекательная фишка для туристов. Важно понимать, что речь идёт о цивилизованных байкерах, которые не нарушают правил и не гоняют, как бешеные, по городу.
«Важно понимать, что речь идёт о цивилизованных байкерах, которые не нарушают правил и не гоняют, как бешеные, по городу» | |
Фото: Ирина Ерохина |
— Harley Davidson — это главная стройка года на стадионе?
— Я бы сказал — одна из главных, потому что для нас все проекты — в статусе «главный». К слову, термин «арендатор» на «Казань Арене» отсутствует. Все проекты, расположенные на стадионе, являются полноценными партнерами стадиона. Запустили вторую очередь. И это очень ценно для нас. Когда все рассуждают о кризисе, наши якорные партнёры - детский город «КидСпейс» и детский центр «Зарница» решили расширяться. В «КидСпейсе» открыли вторую очередь, после чего общая площадь достигла 2263 квадратных метров. Также в этом году «КидСпейс» получил федеральный грант на создание центра молодёжного инновационного творчества, благодаря которому открылась новая станция «Школа инженеров», где каждый ребёнок может познакомиться с современным процессом изготовления 3D-объектов. Детский центр «Зарница», расширившийся за этот год до 3 409 квадратных метров, открыл новые станции «Академия талантов» и «КибернетикУМ». Примечательно, что свободных площадей, прилегающих к «Зарнице», не было, и для «Академии талантов» нам потребовалось пожертвовать территорией гаража. Открывшийся накануне нового года «КибернетикУМ» расположился на площадях ушедшего, к сожалению, с обьекта квест-проекта «Дистрикт 7». Теперь здесь располагается всё, что связано с робототехникой и 3D-моделированием.
— Нечто аналогичное советским кружкам «Юных техников»?
— Сейчас они более осовременены. Но, думаю, идея та же и самое главное — это актуальные инициативы, которые будут максимально полезны и интересны. Особенно важно, что речь идёт не только о разовых посещениях, но и о полноценном обучении, составленном по инновационным образовательным методикам.
— Сколько детей в этом году посетили «КидСпейс» и «Зарницу»?
— Общий трафик более 120 тысяч детей в год. Мы по-настоящему гордимся успехами наших партнёров. Артур Рашитович [Абдулзянов, генеральный директор ПО «Зарница»] поддерживает детские проекты и не стоит на месте, развивает детский кластер Елена Рафаэлевна [Сафина — директор ДНРЦ «Зарница»]. Благодаря инициативности и активности Елены Петровны [Тихоновой — директор Детского города], проект«КидСпейс» распространяется за пределами республики.
— «КидСпейс» развивается за пределами «Казань-Арены»?
— Да, проект, запущенный на «Казань Арене», стал востребованным не только в нашем городе. На сегодня «КидСпейс» работает в Набережных Челнах и Черкесске, ведутся переговоры и по многим другим городам, перспективы развития у детского города намечены широкие...
— «КидСпейс» уже платит аренду?
— Да, постепенно и другие проекты начинают выходить из арендных каникул.
«Детский центр «Зарница», расширившийся за этот год до 3 409 кв. метров, открыл новые станции «Академия талантов» и «КибернетикУМ» | |
ВОДНЫЙ МУНДИАЛ ПРИВЕЛ НА СТАДИОН ФИТНЕС-ЦЕНТР
— В этом году на стадионе появился еще и фитнес да еще и с бассейном...
— Изначально в проекте стадиона было написано, что в его внутренних помещениях может быть установлен бассейн. Понятно, что мы тогда не думали о чемпионате мира по водным видам спорта и речь шла о небольшой чаше длиной в 25 метров. В бюджете денег на обустройство запроектированного бассейна не было. Благодаря чемпионату мира по водным видам спорта нам помогли отделать часть Северной трибуны. Это помогло после проведения чемпионата довольно быстро привлечь инвестиции в открытие фитнес-центра. Х-fit — крупный федеральный бренд с историей, общий язык был найден быстро. Инвесторы вложились в оборудование, в отделку и коммуникации.
— У них какой трафик?
— Около 90 тысяч визитов за полгода, прошедших с момента открытия (с июня 2016 г). Были открыты два бассейна: взрослый и детский. Общая занимаемая площадь — 3557 квадратных метров.
— Нет риска, что все эти проекты при первых сложностях могут уйти со стадиона?
— Мы всегда настроены на долгосрочные обязательства. Все проекты актуальные и живые, дополняющие и помогающие друг друга. Синергия детского и спортивного кластера, образовавшихся на «Казань Арене» на данный момент, бесспорна, поэтому подобных опасений нет.
«У Х-fit около 90 тысяч визитов за полгода, прошедших с момента открытия (с июня 2016 г). Были открыты два бассейна: взрослый и детский» | |
— Не уйдёт ли X-Fit в следующем году?
— Нет. Потому что он востребован, потому что у клуба отличное местоположение: между двумя районами, нет проблем с парковкой. На «Казань Арене» особая атмосфера, и сегодня людям действительно нравится находиться на стадионе: трафик объекта за прошедший год тому подтверждение. Приезжая на стадион каждый посетитель попадает не просто в фитнес-центр или в детский центр, а на огромный объект, со своим колоритом и неповторимой атмосферой.
— Сколько в «Казань Арену» пришло денег? Не сколько вы заработали, а именно привлекли в качестве инвестиций в прошедшем году.
— Мы говорим о сумме в 217 млн рублей инвестиций за прошедший год. Кроме уже упомянутых проектов, кульминацией стало открытие хоккейного центра Даниса Зарипова «Победный бросок». У них уже есть своя аудитория, знаю, что Данис вникает во все вопросы и проблемы своего центра, специально для него сделали возможность в онлайн-режиме наблюдать за тренировками. Говорят, мол, вот центр Зарипова, а сам Зарипов там бывает редко, это не так, Данис в центре может быть даже, когда его нет в Казани или вообще в России. Он со своего телефона в любой момент может наблюдать за занятием, давать какие-то советы, комментарии. Вообще там и команда собралась солидная, люди поигравшие в хоккей на высоком уровне, постоянно проходят мастер-классы и самого Даниса и игроков «Ак Барса». Проект должен быть успешным, видно, что им неравнодушные люди занимаются.
Знаете, что сказал небезызвестный Деймон Лавелл, автор архитектурной концепции нашего стадиона, руководитель проекта олимпийского стадиона «Фишт» в Сочи, и многих других мировых спортивных объектов? В свой очередной приезд после знакомства с инфраструктурой стадиона он заявил, что развитие «Казань Арены» изменило его видение проектирования стадионов на ближайшие годы. Аналогичные впечатления получают и многочисленные зарубежные делегации. Представители официальной делегации Катара, например, во время визита на «Казань Арену», также взяли нашу концепцию в качестве рабочей для проектирования собственных спортивных объектов.
«Кульминацией стало открытие хоккейного центра Даниса Зарипова «Победный бросок» | |
фото: Ирина Ерохина |
— Вы объявляли через «БИЗНЕС Online», что ищете инвестора для гостиницы для домашних питомцев.
— Инвестор на проект есть, желающие нашлись буквально сразу же после публикации. Сейчас запущены необходимые процедуры. Надеемся на запуск проекта после проведения Кубка конфедераций.
— Не мешают ли все эти проекты, инициативы и идеи самому главному, что должно быть на стадионе — футболу?
— Вот когда открывают что-то хорошее на нашем стадионе, часто спрашивают: «А когда у нас будет футбол?» Так вот хочется ответить сразу всем: «Футбол на стадионе есть». Наши проекты футболу вообще никак не мешают, напротив, дополняют его эффектом синергии, создают дополнительный трафик, позволяя жить объекту полноценной жизнью 365 дней в году, привлекая казанцев к посещению «Казань Арены» целыми семьями как в дни матчей, так и в ежедневном режиме. Просто нас ругают, как-то так сложилось. За футбол, за результаты матчей, за их посещаемость... хотя данные сферы -в зоне ответственности футбольного клуба. Если мы что-то открываем, мы не вносим изменения в спортивную зону объекта, не делаем так, чтобы футболу стало хуже. Вся футбольная инфраструктура как была с 2013 года, так и осталась. Мы загружаем подтрибунное пространство. Одно другому не мешает. Если мы открываем какие-то новые проекты, это не означает, что мы куда-то «подвинули футбол». Наоборот, вокруг стадиона и внутри его всегда жизнь, важно конвертировать её и в жизнь на трибунах. Практически каждый бизнес, который работает у нас на арене, можно эффективно соединить с клубом и футболом. Детские проекты — это огромное поле для семейных абонементов, фитнес-центр — это привлечение спортивной аудитории, и так можно сказать по каждой теме. Конечно, мы ждём футбол на «Казань Арене» и всегда думаем о нём.
— Нет ли проблем из-за того, что приближается Кубок конфедераций? Насколько нам известно, летом стадион нужно закрывать и отдавать оргкомитету.
— Стадион на один месяц проведения Кубка конфедераций переходит в эксклюзивное пользование ФИФА. На этот срок все проекты закрываются. Со стороны ФИФА проблем нет, есть вопросы с нашими партнёрами: им нужно и зарплаты коллективам платить, и клиенты теряются, и доходов на этот период нет. Мы прекрасно понимаем все возникающие сложности и компенсируем эти расходы дополнительными арендными каникулами. При всех возникающих рабочих моментах мы уверены, что и Кубок конфедераций, и чемпионат мира принесёт всем нам гораздо больше положительных впечатлений, чем проблемы с простоем один месяц в году.
— Каков был трафик людей на стадионе в прошлом году и на какие цифры вы планируете выйти?
— Трафик стадиона и нашей прилегающей территории за прошедший год составил порядка одного миллиона человек. Планируем поддерживать и увеличивать эту цифру.
— Ключевой вопрос: каковы доходы стадиона за этот год?
— По внебюджетным доходам был план 42 миллиона, мы сделали 81 миллион.
«ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ «РУБИНА»
— Как «Казань Арена» зарабатывает во время матчей «Рубина»? Какие вещи берёте на себя вы, какие — «Рубин»?
— Все зависит от конкретной ситуации. На дни матчей стадион сдаётся футбольному клубу в аренду. В зоне компетенций «Рубина» находятся все работы по газону, насколько мы знаем, планируется создание отдельной службы внутри клуба, которая будет обслуживать и Центральный стадион, и базу «Рубина», и «Казань Арену».
«Хочется ответить сразу всем: «Футбол на стадионе есть». Наши проекты футболу вообще никак не мешают, напротив, дополняют его эффектом синергии, создают дополнительный трафик» | |
Фото: «БИЗНЕС Online» |
— Как вы к этой инициативе относитесь?
— Позитивно. Есть регламенты, стандартные требования, система ухода, касающаяся полива, ухода, стрижки и так далее. Когда люди находятся в одной команде, то это позволяет скоординированно и оперативно решать все вопросы.
— Один из вопросов, которые нужно прорабатывать с «Рубином», — это музей и фан-шоп. Идут ли переговоры?
— Ещё в 2012 году мы запланировали, что часть помещений на Южной трибуне будет занято магазином атрибутики и музеем футбольного клуба. Был и дизайн проект и функциональные решения. Эти площади и на сегодня остаются свободными под данные зоны. Всё зависит от «Рубина».
— На эти помещения можно привлечь инвестора?
— Конечно.
— Есть интерес?
— Да, у нас давно спрашивали и регулярно спрашивают о возможностях данных помещений. Площади могут быть востребованы. Студия гимнастики, батутный центр, оздоровительный комплекс... Варианты предложений были и есть, и весьма заманчивые. На Южной трибуне хорошее местоположение, панорамный вид на Казанку. Инвесторам нравятся эти площади, но мы по-прежнему, вот уже пятый год, с 2012-го ждём на эти площади футбольный клуб.
— Чтобы сделать отделку, сколько уйдёт денег?
— Магазин и музей — это 600 квадратных метров. Сейчас это помещения ФИФА и оргкомитет готовит там помещения для волонтёров на время проведения Кубка конфедераций. Запланирована минимальная отделка этой зоны. После проведения Кубка конфедераций все эти помещения останутся стадиону: отделка уже будет, инженерные системы есть. Предполагаем, что ситуация будет развиваться аналогично Северной трибуне после проведения чемпионата мира по водным видам спорта, и отделанные помещения Южной трибуны обретут своих инвесторов.
— «Рубину» нужно действовать сегодня?
— При наличии конкретных планов, работу с подрядчиками можно было бы начать и сейчас, соотнести коммуникации, электрику, инженерные системы, для скоординированности работ и упрощения реализации проекта в будущем.
— А во сколько это обойдётся? Наверняка есть представление, что это стоит каких-то огромных денег.
— Нужно смотреть и считать. Все зависит от целей, желаний и формата того, что конкретно хотят видеть на этих площадках в клубе. Назвать конкретную сумму не представляется возможным, правильнее адресовать вопросы в клуб.
— Как ещё стадион готовится к Кубку конфедераций?
— На Южной трибуне, как мы уже обсудили, начали отделку помещений под волонтёров, начато строительство временных сооружений на прилегающей территории, на объекте работает ПСО «Казань». Оргкомитет общается с нашими партнёрами, какие помещения будут задействованы во время проведения Кубка, что из оборудования стоит оставить или убрать, какие коммуникации необходимы. Планируется переоборудование некоторых внутренних помещений стадиона, переносится зона медиацентра, меняются функции ряда зон... Текущей подготовки и оргвопросов достаточно.
— На оставшиеся матчи «Рубина» как-нибудь скажется эта подготовка?
— Никак не скажется, все игры мы готовы принять. Если говорить о первом футбольном матче этого сезона, то все системы и службы стадиона готовы к проведению матчей. Дата проведения первого матча зависит от решения «Рубина».
«ТОЛЬКО ВАРИАНТОВ НАЗВАНИЯ ДЛЯ НАБЕРЕЖНОЙ В НАШ АДРЕС ПОСТУПИЛО БОЛЕЕ 80»
«Есть желание, чтобы уже к середине лета у стадиона уже появились первые спортивные площадки, стоянка для катеров» | |
— В прошлом году какие идеи не удалось реализовать, которые были?
— Повторю, ушел квест-проект «Дистрикт −7», они переехали в другое место. Ресторан «Палладиум» перешёл в формат банкетного зала и работы только во время футбольных матчей.
— У вас был проект гостиницы. В какой он стадии?
— У нас готовы 13 номеров, в перспективе общее количество составит 25 номеров. Одной из идей на перспективу является привлечение международного оператора в качестве управляющей компании для гостиницы. Отели на стадионах — обычная мировая практика. В Лондоне есть отели Double Tree by Hilton Milton Keynes, который располагается на стадионе Stadium Milton Keynes, West Ham United Hotel на одноимённом стадионе, в Германии — Lindner Hotel BayArena, аналогичные проекты есть и в других городах Европы, США, Китая.
— С большой общедоступной парковкой во время футбольных матчей всё также остаётся проблема. Насколько вероятно, что во время матчей «Рубина» люди будут оставлять свои машины там, где это и положено по проекту?
— В целом, на большой парковке мы больше не планируем долгосрочных проектов. Только краткосрочные. Максимум 1 - 2 недели между матчами «Рубина». Парковка должна обслуживать футбольные матчи, мы со своей сторон создадим все возможные условия. Ведь и парк динозавров появился на этой территории во многом, чтобы эта площадка не пустовала. И мы, и клуб пытаемся договориться с МВД, чтобы парковку сделать открытой для болельщиков во время проведения матчей, но и со стороны МВД также есть сильные аргументы и доводы. Будем надеяться, что общими усилиями решение будет найдено.
— Вы заявили о запуске работы над набережной у стадиона. В какой стадии сейчас находятся работы?
— Идёт подготовка документов для публичных слушаний. Есть желание, чтобы уже к середине лета у стадиона уже появились первые спортивные площадки, стоянка для катеров. Также постараемся открыть вейк-парк. В целом к теме большой интерес, только вариантов названия для набережной в наш адрес поступило более 80. Самые очевидные и популярные варианты — семейная, спортивная, футбольная английские варианты: Arena Grand Park, Family Sport. Есть, кстати, и именные варианты, например, набережная Курбана Бердыева или Гёкдениза Карадениза. Приятно, что довольно много вариантов на татарском языке, с нашим колоритом: Рахат, Былбылым набережная, Кызыл яр. Выбор обещает быть непростым.
— Готовы раскрыть инвесторов?
— Секрета никакого нет, но пока называть инвесторов неправильно. Всё-таки нужно дождаться всех необходимых документов и начать работу.