Режиссер Артём Шадров рассказывает, почему в России камера-«паук» появилась раньше всех в мире, как в Саранске двигали ложу губернатора ради качественной ТВ-картинки и для чего российскому спортивному ТВ нужны трансляции с интершумом.
Артём Шадров (в центре) | |
Фото: архив Артёма Шадрова |
«С ТЕРРИТОРИИ СТАДИОНА В САМАРЕ УБИРАЛИ ЛАРЬКИ С ШАШЛЫКАМИ»
– В 90-е в спортивное телевидение все попадали случайно. Вы тоже?
– В этом есть доля правды. Изначально я – режиссер-постановщик, продюсер шоу-программ на российском телевидении. С большим бэкграундом проектов: начиная от «Поля чудес», концертов и большим количеством шоу и заканчивая новогодними «Огоньками» и парадами. Когда количество этих работ перевалило за грань добра и зла, а в Кремль и концертный зал «Россия» приходилось ходить как на работу, 4-5 раз в неделю, мозг начал сходил с ума. Артисты одни и те же, песни одни и те же, немного отличались декорации – требовалась какая-то отдушина. Как ни странно прозвучит, это был спорт! Генеральный продюсер Первого канала Александр Файфман предложил делать Кубок Первого канала по футболу в Израиле. Предложил снимать футбол, хотя до этого подобный опыт ограничивался матчем Кубка УЕФА ЦСКА – «Парма». Играли, кажется, в Раменском. И та встреча прошла для меня, как сон в летнюю ночь. Особо ничего не понял и не помнил. Но мы делали большое количество совместных проектов и решили попробовать снимать футбол.
Сначала это было как хобби. Потом как отдушина и переключение деятельности мозга. А с возникновением «Лиги ТВ» работа в футболе стала интересным занятием параллельно основной работе, а сейчас, с созданием «Матч ТВ» – полноценной спортивной жизнью.
– Каким был российский футбол, когда вы пришли в него с «Лигой ТВ»?
– Разным. И пришел я в него гораздо раньше, когда Первый канал показывал по одному матчу каждого тура чемпионата России, которые мы показывали вместе со штатным режиссером канала по очереди. А еще матчи сборной – их я показывал один.
Когда пришли с «Лигой ТВ» в футбол, то это было уже желание РФПЛ и руководства клубов привести показ футбола к общему знаменателю. Нам предстояло сотрудничество с «НТВ-Плюс», где у команды Дмитрия Чуковского был огромный бэкграунд показа спорта в стране. Мы делали это совместно, и мне было на кого опираться. Тогда еще обстоятельства совпали, что в улучшении ситуации были заинтересованы все. Футбол вроде и спортивное топ-мероприятие, но показ был на низком уровне.
– Вопросы с клубами решались оперативно?
– Главный вопрос был, на какой технике это все снимать, ведь в то время техническое оснащение в регионах было на низком уровне. Сегодня это небо и земля по сравнению с тем, как было пять лет назад. «Лига ТВ» работала на технике компании «Век XXL» – на тот момент одной из основных прокатных контор передвижных телевизионных станций (ПТС). И техника была разослана по всем регионам кроме Санкт-Петербурга и Грозного, где быстро сориентировались и купили свои ПТС, так что этот вопрос ушел. Все проблемы решались проще, потому что образование «Лиги ТВ» шло от самих клубов. И когда мы приезжали в регионы и представлялись, то с нами сразу шли на диалог, и начиналась работа над обустройством стадионов для хорошего показа. Чтобы было качественное освещение, чтобы правильно расставили камеры.
В 2012 году я объехал все 16 клубов РФПЛ. Уровню показа хотя бы на приближенных к европейским условиям соответствовало 30 процентов из имевшихся условий. Все остальное доделывали: варили станки, выделяли места для камер, убирали заборы, иногда переносили целые трибуны и переворачивали стороны показа, запрещали продавать билеты на определенные места, где должны стоять камеры.
– Был город, с которым возникало больше проблем?
– Такого не было, скорее наоборот. В Саранске мы сказали, что камеры должны стоять на месте ложи губернатора. В итоге ее подвинули влево, а камеры поставили, где надо.
Мы начали все вопросы решать заранее, до чемпионата. Еще «Лига ТВ» только делала первые шаги, только закончился предыдущий сезон, а мы в клубы приезжали и рассказывали, что надо сделать. Присылали им целые альбомы с фотографиями, где и что надо поставить, что убрать. Какие столбы срезать. И к началу чемпионата на 50 - 60 процентов было готово. Если клубы что-то не могли потянуть, это брала на себя «Лига ТВ». Производила стойки, арки, закрывала дырки и делала ремонт, закрывая разруху баннерами. У организации были ресурсы: немного финансового и сильный административный.
– Для чего использовали административный ресурс?
– Для решения огромного количества вопросов. Договаривались об отсутствии полиции, «Скорой» и пожарных в чаше стадиона. Убирали ларьки с шашлыками и газировкой, как это было в Самаре. Туалеты в Краснодаре. Они стояли на территории стадиона и при угловом было ощущение, что игрок выходил на его подачу из туалета. Нужно было увеличить число операторов и режиссеров в регионах. Отсмотреть кандидатов, научить их тем правилам игры, по которым мы хотим действовать. Отправляли им огромное количество методической литературы. Два раза в год собирали в Москве и 2 - 3 дня сидели, устраивая семинары.
– Объясняли, как показывать пенальти с угловыми?
– Да, так и было. Все расписывали, рисовали стрелки на бумажках. Мы с ними тоже учились: перед глазами ведь картинки из Англии, Германии. К нам оттуда люди приезжали, рассказывали о своей работе. Оказывалось, что у них камер задействовано меньше, чем кажется. Но каждый оператор знает свой маневр в каждой ситуации. И отсюда качество показа, а мы до этого показывали «кто в лес, кто по дрова».
Фото: архив
«БИЗНЕС Online» |
«ФИНАЛ ЛИГИ ЧЕМПИОНОВ ЧАСТО ПОКАЗЫВАЮТ ХУЖЕ, ЧЕМ ТУРНИР В ЦЕЛОМ»
– Финал Лиги чемпионов в Москве прошел мимо вас?
– Да, на тот момент в футболе я плотно не участвовал. Но вообще показ финалов Лиги чемпионов часто не оправдывает ожидания в сравнении с тем, как показывается турнир на протяжении всего сезона. Общался с людьми из УЕФА, и они сами не понимают принцип назначения режиссеров на финалы Лиги чемпионов. Бывали ситуации, когда человек весь год ничего не делал. Но он настолько заслуженный, что ему отдавали право работать на финале. А он не в обойме, не в тонусе. Человек теряется и не может показать так, как режиссер, который весь сезон до этой игры качественно делал большое количество матчей.
В Москве финал был показан слабо. Англичане, которые организовывали, все время жаловались на «Лужники», что очень сложный стадион. Все было не так, как им хотелось, хотя им на данном матче можно было все! И, кстати, 3 или 4 российских оператора в съемочной бригаде были. Не на основных камерах, но точно участвовали.
– С точки зрения показа турниры между собой различаются?
– Ажиотажем и требованиями по международным характеристикам. В чемпионате России всем известно, что есть тройка топ-клубов: ЦСКА, «Зенит», «Спартак». В «большую восьмерку» входят «Локомотив», «Рубин», «Краснодар», «Терек» и «Ростов». К этим командам повышенное внимание и на их матчи делается дополнительный упор. Остальных показывают просто хорошо. Мы внимательно отслеживаем, чтобы не было проблем, «косяков» и ошибок в показе. Правильно разбирались ситуации с «вне игры» и нарушениями. Чтобы не «накрывались» голы. Сейчас такого практически нет, но никто не застрахован от ошибок. Мы ругаемся с режиссерами, наказываем их и учим. Ситуации, когда голы «накрываются» бывают и в Англии, и в Испании, и в Германии. Кто-то думал, что будет долгий розыгрыш, а там удар и попадание по воротам – всё.
– Какие планы в «Лиге ТВ» не успели реализовать из-за ухода Ильи Геркуса?
– Большие планы по изменению и внедрению нового графического пакета мы успели реализовать и запустить. Учили ведущих общаться с людьми. У нас хорошие комментаторы и ведущие, но они общаются между собой и разбирают футбол для себя. А по всем законам большого телевидения, ты должен разбирать для зрителя. Заглянуть ему в глаза, в душу. Разжевать кусок футбола и положить ему в рот. Этого мы, к сожалению, делать не умеем, но учимся. Мы мечтали привести учителей из Америки, которые бы научили ведущих просто подавать правильно материалы. Хотели, чтобы «пауки» летали на каждом стадионе, и новые стадионы строились и вводились быстрее. Не всё зависело и зависит от нас, но многие планы потихоньку реализуются.
– Часто случались форс-мажоры с трансляциями?
– У «НТВ-Плюс» был большой опыт проведения трансляций, поэтому практически нет. Иногда случалось, что обрубали или обрывали кабель – трансляция прерывалась. Или вылетала во время трансляции релейная станция. Но все быстро восстанавливали, переходили на дополнительные резервы. Однажды болельщики «Динамо» на одноименном стадионе уронили тарелку, с которой шел сигнал. И Первый канал брал картинку «Плюса». Потом с образованием «Лиги ТВ» мы в течение первого года завели на стадионы оптоволокно и стали обходились без спутниковых систем.
«МЫ УЖЕ ПОКАЗЫВАЕМ ФУТБОЛ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ИТАЛИЯ И ИСПАНИЯ»
– Насколько плотно контактируют во время матчей режиссер трансляции и комментатор?
– Постоянно. У них есть техническая связь, и режиссер и может, и должен помогать и подсказывать: какие замены, что происходит на поле, какие изменения не заметные для комментатора. Вдруг кому-то плохо стало, а комментатор не видел. Или в эпизоде с голом режиссер успел разобраться быстрее и тоже подсказывает. Замены, количество добавленных минут – постоянное общение идет. Иногда доходило до такого, что в эфир выдавали статистику, но комментатор ее не видел. И режиссер ему в «ухо» читал, а комментатор слушал и выдавал в эфир.
Фото: архив «БИЗНЕС Online» |
– Часто во время трансляций происходит «предчувствие» гола?
– Иногда такое есть: на драйве и чувстве игры ты понимаешь, кто может забить. Был матч ЦСКА против «Ростова», когда впервые на поле вышел Константин Базелюк. С ним тогда Слуцкий долго разговаривал, стучал по спине, чуть ли пинка не дал перед выходом. И нападающий с двух касаний тут же забил. Так вот, все это время камера была на нем, и повтор дали так, что и разговор с тренером вошел, и выход на поле, и гол. Если долго работаешь с одними командами, начинаешь их «читать». Знаешь тренеров, их манеру поведения, понимаешь, как они строят игру своей команды. «Середняков» понимаешь особенно хорошо. Их игра наиболее прогнозируемая, хотя бывают исключения из правил.
– А ситуации, когда пьяный мужик пристает к оператору, случаются?
– Подобные истории веселят обывателей, но для творческой бригады подобное всегда очень грустно. Наверное, когда-то подобное случалось, и кто-то в порыве радости после гола мог полезть обниматься с оператором. Болельщикам «Спартака» еще в «Лужниках» оператор часто мешал смотреть футбол – особенно, если команда проигрывала. Сейчас такого нет.
– В России есть люди, которых интересно показывать всю игру вместо футбола?
– Сергей Николаевич Галицкий. Человек, живущий футболом. Перед ним хочется снять шляпу за то, что он делает для российского футбола и города Краснодара в частности. Еще интересно следить за отдельными болельщиками «Спартака»: Мишей Ефремовым, Дмитрием Назаровым. Таких людей не так много, к сожалению. Хочется, чтобы и детей было больше, и известных людей. Думаю, со временем это так и будет, когда одна когорта людей перестанет ходить на стадион и начнет другая. Более приземленная и воспитанная. И ходить на футбол опять станет модно.
– Существует «британский» или «испанский» показ футбола?
– Британский точно. Он более чопорный, спокойный. Более простой, но насыщенный в паузах выверенными повторами, что позволяет разложить все моменты. До этого их показывали с общего плана, а тут все разложили – смотришь игру дальше.
Есть более бесшабашный французский показ. Красивый, немного суетной и шебутной. Но заставляет жить футболом. Это пошло с ЧМ-98 во Франции, где был очень качественный показ. В этой стране есть две топ-бригады: одна показывает «ПСЖ», а вторая, кажется, «Марсель».
Очень бесшабашно показывают футбол в Италии – мы от такого, к счастью, ушли. У нас уже даже лучше, чем в Испании, если не считать двух грандов. Их показывают в совершенно фантастических условиях. Одно удовольствие работать, когда у тебя 40 - 50 раз в году стадион заполнен. Стремимся к Англии и Германии.
– В Испании постоянно паузы заполняют повторами крупных планов лиц игроков и тренеров, их мимику и гримасы.
– Да, возможно, они через это строят показ. Англичане и немцы больше через болельщиков. В этих странах большая культура боления: там если твоя команда дома проигрывает по делу, то будут поддерживать соперника за красивую игру. Это заслуживает уважения.
«УПРАВЛЯТЬ «ПАУКОМ» В РОССИИ МОГУТ ТОЛЬКО ТРИ БРИГАДЫ»
– Тема перехода на трансляции в 4K для России сейчас актуальна?
– Мир шагает вперед быстро, Япония уже 8K смотрит. Меня качество HD устраивает абсолютно и рассматривать трещинки на лицах футболистов лично я не хочу. Другой вопрос, что это дает возможность иначе использовать камеры. Ведь что такое 4K: это два раза по HD. То есть, я могу взять с камеры план в ваш рост и увеличить его в два раза с сохранением качества. Грубо говоря, можно использовать менее длинную оптику, но получить более крупную картинку.
«Матч ТВ» имеет одну машину из 12 камер 4K, но в России это не очень широко развито. Мы делали в таком качестве несколько работ для Мариинского театра. В Большом театре для французов снимали. Я честно пытался делать кино о российской сборной в 4K, но в итоге перешел на HD, потому что требуется меньше памяти и емкости камерных аккумуляторов. Но я думаю, что будущее за этим и возможностями, которые дают эти камеры.
– Оператора могут наказать за неудачную работу на матче?
– Оператора, наверное, нет. Их на матче от 10 до 30 человек. И здесь, как в футбольной команде – можно отстранить всех, но конкретного виновника вычислить тяжело. Виноват всегда режиссер.
Сейчас у нас есть приличное количество хороших операторов, умеющих работать на очень высоком уровне. Но всегда есть, к чему стремиться и куда расти. И перед каждым матчем режиссер рассказывает операторам, что делать. Кто на какой позиции работает. «Лига ТВ» в свое время собрала пул хороших операторов и приучала работать их на одном конкретном месте. Если человек работает на одной и той же камере, он запоминает задачи режиссера, знает свои действия при конкретной ситуации. Когда каждый знает свой маневр, режиссеру проще жить, болельщику проще смотреть.
– Как получилось, что в России камера-паук появилась раньше АПЛ и сколько это стоило?
– Покупных «пауков» у нас нет – все российского производства. Думаю, по инициативе Василия Кикнадзе при формировании «Панорамы» в компанию «Мовиком» сделали заказ на разработку и создание такой камеры. Они выполнили проект, и получилась очень хорошая модель. Насколько я знаю, уже два или три экземпляра проданы в Италию и Японию. Одного «паука» купила «Панорама» и сейчас он принадлежит «Матч ТВ». Второй у них собственный, которым мы тоже используем. Третий сделали и повесили на новом стадионе «Краснодара». Эти камеры работают в Москве и Санкт-Петербурге, на большие матчи отправляем в Казань или Грозный.
Фото: Архив Артёма Шадрова |
Российский «Паук» очень хороший, проблема была в операторах. Им управляют три человека: один «рулит» по вертикали, второй – по горизонтали, третий – самой «головой», которая показывает футбол. Практически пилоты самолета, которые должны одновременно лететь прямо и в сторону, вниз или вверх, и держать в фокусе эпизод. Сейчас у нас три бригады, которые способны это делать. Две очень хорошие и третья учится, чтобы работать как раз в Краснодаре.
– Клубы часто обращаются к вам за видео?
– С такими просьбами редко, сейчас многое для них в свободном доступе по контракту, чаще просят фотографии игроков, которые мы делаем перед началом сезона для графики. Используют их потом в программках или заставках на табло. Еще с «Лиги ТВ» у нас хорошие отношения с руководителями клубов и портить их никто не собирается.
– Это правда, что в «Лиге ТВ» вы какое-то оборудование покупали на свои деньги?
– Да, было такое. Это не какое-то дорогостоящее оборудование: мини-камеры для ворот, GoPro-камеры, которые использовали для съемок. Иногда за свои деньги добирал необходимое оборудование для больших трансляций, когда в бюджете не хватало средств. Графику докупали, которую надо было делать быстро. Просто процесс согласования был долгим, и проще было это сделать самому. Делал это, потому что нужно было мне. Потому что я хотел, чтобы «Наш футбол» как-то развивался, рос, выходил на новый уровень и продавался. В «Лиге ТВ» мы работали на продвижение нашего продукта на медиа-рынке, среди аудитории, готовой платить за качественный показ футбола и хороший футбольный канал.
– К бесплатным трансляциям вы как относитесь?
– (после паузы) Честно скажу: нигде в мире не существует бесплатного спортивного телевидения. И никто на сегодняшний день не выиграл от того, что оно стало бесплатным в России. Я за симбиоз платного и бесплатного, как было раньше: один матч в туре бесплатный. И 8 матчей в платной подписке при условии расширения лиги до 18 команд. Это правильный процесс развития и продвижения контента. При сегодняшних возможностях это открывало бы большие перспективы. Жаль, что от такой идеи отказались.
– Вещи из Европы, которые вы хотите видеть в российских трансляциях?
– Первое – заполненные стадионы. С ними придет мода на футбол и качественный продукт. Затем – хорошие поля на всех аренах. Правильно отметил Сергей Галицкий в нашей беседе, что не понимает, почему все новые стадионы в нашей стране строятся без крыш. Этот момент мог бы решить большую часть наших проблем. Один такой стадион в Москве, один в Питере, в Екатеринбурге и, например, Самаре, плюс южные регионы. Все – проблемы решены, можно играть круглый год.
– Перед каждым топ-матчем в РФПЛ нам рассказывают о невероятном количестве камер, которые будут его показывать. Это правда круто?
– Сейчас уже нет. Когда-то мы об этом говорили от того, что не могли этого позволить и, нам удавалось отработать с 14 - 16 камер, 8-10 считалось хорошими показателями. На матче Россия – Англия мы умудрились поставить 22 камеры. В итоге вся съемочная бригада не могла поместиться в ПТС: повторщики, графисты, режиссёр, продюсер, редактор. Мы с Александром Файфманом делили один стул, и он рядом со мной переживал не меньше Гуса Хиддинка.
Для «Лиги ТВ» эти цифры были показательными моментами перехода на новый уровень показа матчей. Сейчас этого нет, потому что «Матч ТВ» может позволить поставить на топ-матч до 40 камер, и это ни для кого не станет революцией. Но поможет режиссеру и всей группе, которая снимает футбол. Они получают возможность показать моменты с ракурса, недоступного при меньшем количестве камер.
Например, у «Барселоны» на «Камп Ноу» есть возможность ставить 42 камеры. Но они рассказывали, что в среднем на матчах примеры использует лишь 16 - 18. В плей-офф Лиги чемпионов уже 25 камер, если речь идет о полуфинале или об «эль класико», уже 35 - 39.
– Что вы делали, когда Павлюченко уничтожал Англию?
– Вскинуть руки и обняться мы все равно успели. Ликовала вся машина – за сборную и за страну мы всегда переживаем. Честно скажу, что раньше эмоции преобладали над режиссерами. Сейчас наоборот, хотя на матчах наших клубов в еврокубках всё равно за них переживаешь. Но понимаешь, что делаешь европейскую картинку и обязан соответствовать. Одинаково показывать обе команды.
Но если посмотреть, как во всем мире показывают свои команды в международных матчах, акцент всегда идёт на хозяев. В других странах тоже смотрят, но люди в первую очередь показывают для себя и своей аудитории.
Фото: Архив Артёма Шадрова |
«В «ЛИГЕ ТВ» МЫ ЧЕРЕЗ СУД ЗАКРЫЛИ ОКОЛО 900 САЙТОВ С ПИРАТСКИМ КОНТЕНТОМ»
– Два года назад вы рассказывали о планах делать трансляции с интершумом. Комментаторы обижались?
– Я помимо футбола увлекаюсь и баскетболом, и волейболом, и большим теннисом. Вот сейчас шел открытый чемпионат Австралии, который в России не показывали, но его распространял Eurosport. Я считаю, что их платформа на сегодняшний день – топовая в интернет-вещании спортивного телевидения. Если вы откроете ее, то увидите два основных канала, где все идет с комментариями. Но можно было открыть любой корт с Australian Open и смотреть ту же трансляцию, но с интершумом. И я все смотрю только так. Потому что хочу слышать переживания игроков, крики болельщиков, реплики судьи. В футболе я хочу так же. Зрителю надо дать возможность выбирать, как он хочет смотреть. Может, ему хочется слышать указания тренера с «бровки», как бьются кость в кость футболисты, что кричат болельщики.
– Несколько лет назад вы рассказывали, что закрыть доступ пиратам к фильму стоит 50 тысяч долларов в день. Сколько стоит сейчас и на что идут деньги?
– Это расходы на группу людей, которые вычищают присутствие фильма в интернете. Они ежесекундно мониторят весь интернет на наличие этого фильма. Сколько это стоит сейчас, не знаю. Вообще по борьбе с пиратами у нас неплохо получалось в «Лиге ТВ». На тот момент, когда мы уходили под «Матч ТВ», посмотреть российский футбол в интернете было практически невозможно. Наш юрист Игорь Савочкин, который сейчас тоже работает в «Матч ТВ», не вылезал из судов и закрыл около 900 сайтов для просмотра российского футбола. Большую работу провели Александр Файфман, Евгений Гинер, Александр Дюков и многие руководители клубов – они инициировали поправки в законы, мешая бесплатному показу спорта в интернете. Некоторые законы были изменены в правильную сторону, и мы могли на новом уровне общаться с «плохими» сайтами. Перед концом «Лиги ТВ» показатели были очень хорошие.
– Ничего хорошего он не услышит.
– Может быть, если у людей будет возможность выбирать, мы научимся думать о том, что кричим.
– Одно из дерби ЦСКА – «Спартак» вы показывали на Youtube с возможностью смены камер. Почему не продолжили практику таких трансляций?
– Мы эту вещь придумали, но, к сожалению, ни с кем не согласовали. Это была попытка показать футбол с нескольких камер и без комментатора. Использовали ютуб, потому что не имели другой платформы. Помню, что на этой трансляции мы собрали почти 10,5 миллионов просмотров в реальном времени матча. И это могли смотреть во всем мире: мне брат из Америки присылал скриншоты.
Имиджево это было круто, но по правам мы немного накосячили. Поэтому использовали подобное лишь один раз, чтобы не получить никаких санкций. Мы проверили и поняли, что есть аудитория. Пусть не 10 миллионов, пусть 5. Им это было интересно, Им можно было предложить подобный продукт на платной основе. Илья Геркус, я, Илья Рустамов – мы все шли к этому. Наша мечта была миллион подписчиков канала «Наш футбол». Когда «Лига ТВ» «схлопывалась», у нее было больше 650 тысяч подписчиков. А начинали мы с 50 тысяч. Думаю, если все развивалось, как мы планировали, то в ближайшем будущем достигли бы этой цели.
Рост шел в первый год стремительно, потом более медленно, но мы росли – в соцсетях был миллион подписчиков, с которым устраивали обратную связь. Люди писали, что им нравится, и что нет. Выбирали музыку, которую они хотят слышать на «хайлайтах». Много было гнуса и грязи, но это нужно было читать, и через это нужно пройти для правильного развития. В АПЛ и бундеслиге после стартового свистка начинается реклама клубов и лиги в социальных сетях, где идет обсуждение происходящего и собраны люди, потенциально способные платить деньги.
Фото: Архив Артёма Шадрова |
«НИКОГДА НЕ СНИМАЛ СВАДЬБЫ, НО УЧАСТВОВАЛ В ДВУХ ПОХОРОННЫХ ПРОЦЕССИЯХ»
– Вы снимали пресс-конференции Владимира Путина. У этой передачи есть свои особенности?
– Только одна – это мероприятие повышенной значимости и без права на ошибку. Прямая линия с президентом, где он общается с людьми из регионов и задействовано огромное количество людей и техники, ещё сложнее чем пресс-конференция.
В плане безопасности всё на высочайшем уровне, и никто не будет жертвовать ей в угоду телевидению. Но все очень лояльны и спокойны, все друг друга знают, все готовится заранее. Работает проверенная бригада под руководством Алексея Земского (НТВ) и Александра Кармилицина (ВГТРК). Новеньких на таких мероприятиях не бывает. Даже точки соприкосновения за годы отработаны, проблем не возникает.
– Как он выдерживает 4 часа прямого эфира?
– Наверное, это людям у телевизора кажется, что сложно. Когда ты отвечаешь на вопросы, и тебя это захватывает, ты не замечаешь времени. Президент – увлеченный человек и на минувшей пресс-конференции он взял управление в свои руки и сам назначал того, кто будет задавать вопросы. Значит, ему это интересно.
– Людей со странными плакатами и в странных одеждах в зале много?
– Всего там 1500 человек. Из них 1200 – те, о ком вы спрашиваете. Каждый хочет задать вопрос. Они аккредитовались, приехали, большинство издалека. Декабрьская конференция в связи с трагедией в Турции, переносилась на день, и люди ждали. Они стараются всеми способами привлечь внимание президента или Дмитрия Пескова, потому что у многих жизненно важные вопросы.
– Кроме пресс-конференций какие еще федеральные проекты снимали?
– Парады на 9 Мая, инаугурацию, концерты в Цхинвале и Пальмире (Сирия), одно новогоднее поздравление. Отношусь к этому очень спокойно. Там все подготовлено и выстроено. Например, в случае новогоднего поздравления все заранее организовывается. В пресс-службе президента сотрудники знают, что хочет руководитель, и как это нужно сделать. В итоге президент приходит, начитывает новогоднее поздравление за один-два дубля и всё.
– Вас часто приглашают снимать корпоративные мероприятия?
– Обращаются часто, не часто соглашаюсь. Никогда не снимал свадьбы. Участвовал в двух похоронных процессиях: первого президента России Бориса Николаевича Ельцина и Виктора Степановича Черномырдина. Но это больше, наверное, по велению сердца: нужно было достойно проводить людей в последний путь. Редко делал дни рождения, раза два или три – в основном, когда нужно было просто красиво снять концерт, смонтировать и отдать. Но свадьбы и дни рождения – это очень неблагодарная работа. Потому что заказчик хочет «красиво», но не знает, как именно. Представления о прекрасном у всех разные, так что труд неблагодарный. Хотя знаю режиссеров, которые на этом поприще заработали хорошие деньги и прекрасно себя чувствуют.
– Сколько занимают съемки новогодних «Огоньков»?
– Отдельно пишутся музыкальные номера, отдельно – подводки, отдельно – сценки, скетчи. Отдельно записывается сцена, где все звезды канала собираются и поздравляют друг друга с Новым годом. Как правило, записывается программа как можно ближе к празднику, чтобы у всех было нужное настроение. Самые ранние съемки на моей памяти были в октябре – в декабре только 10 дней досняли. Самое позднее, когда мы закончили: 30 декабря съемки, а 31 декабря в 22 часа завершили монтаж.
Съемки идут не менее двух недель, а обычно занимают 20 - 25 дней. Все эти дни приходят люди в массовку, которые кушают мандарины, жгут бенгальские огни и кидают серпантин. Ничто новогоднее им не чуждо на протяжении всего времени съемок.
– Вы работали на всех главных каналах в стране. Были отличия?
– Для меня работа всегда делилась на две вещи: либо ты можешь ее выполнить, либо нет. Всю свою жизнь я работал на «России» и до сих пор являюсь штатным сотрудником ВГТРК, чем горжусь. Были проекты на Первом канале, на НТВ: новогодние «Огоньки», различные шоу-программы и концерты, парады и много других больших и хороших проектов.