«Захаркинг» – новый термин болельщиков. Вопросы, на которые не ответит главный тренер «Салавата Юлаева»

Готов ли Игорь Захаркин ответить за собственные ошибки или снова переложит вину на помощников? Этот и другие вопросы к главному тренеру «Салавата Юлаева» – в материале «БИЗНЕС Online».

Игорь Захаркин
Фото: Айрат Сайфутдинов

Наступившее в КХЛ затишье – только для болельщиков. В клубах, особенно столкнувшихся с проблемами перед решающей стадией сезона, что ни день, то открытия. Одним из таких является «Салават Юлаев», где разговоры о смене главного тренера уже вылились из коридоров и зазвучали далеко не шёпотом. Тому способствует не только серия поражений (девять матчей!), но и поведение Игоря Захаркина, к которому вопросы накапливаются с каждым его интервью.

С одной стороны, надо отдать ему должное – наставник «Салавата» открыт и пытается отвечать на все вопросы, которые ему задают. С другой, уже давно и всем понятно, что эти интервью он использует в качестве возможности оправдать собственную неспособность на то, чтобы изменить ситуацию. На самые острые вопросы Захаркин отвечает уклончиво, отводя удар от себя, и кругом остаётся прав. Болельщики в интернете придумали даже термин: «Захаркинг», а точнее, Zaharking, – то есть, оправдание собственных неудач.

Если смотреть на ситуацию, описываемую тренером, невооружённым глазом, то кажется, что ничего страшного не происходит – команда планомерно готовится к плей-офф и ждёт выздоровления травмированных игроков. На самом деле всё намного хуже.

КУДА ШАГАЕТ «САЛАВАТ»?

Игорь Захаркин
Фото: Айрат Сайфутдинов

«Это он зря сказал», – переглянулись журналисты после окончания пресс-конференции, посвящённой игре «Салавата» со СКА. Уфимцы потерпели восьмое на тот момент поражение подряд, а их главный тренер сказал, что…команда сделала шаг вперёд.

Таких шагов в последнее время всё больше и больше. На просьбу корреспондента «БИЗНЕС Online» пояснить суть этих шагов, Захаркин объяснил, что надо смотреть на детали. Вот, например, Кирилл Капризов и Михаил Воробьёв на равных бьются против ЦСКА, вот тот же Воробьёв имеет четыре голевых момента: «Да, не забивает, но он же мог забить!». Тот факт, что хоккеисты деградируют после таких слов, никого не волнует. Воробьёв последний раз набирал очки в октябре (!), 20 матчей назад. Капризов, вернувшись с молодёжного чемпионата мира, по инерции отличался в каждой игре, но потом «догнал» остальных – уже четыре матча без очков и с показателем полезности -3.

Михаил Воробьёв
Фото: Айрат Сайфутдинов

Когда во время недавнего часового телевизионного интервью, ставшим большим защитным словом Захаркина, его спросили о серии поражений, он повернул разговор в совершенно иное русло. Сказал, что поражений в основное время у «Салавата» не так уж и много – почти столько же, сколько у «Авангарда» и «Магнитки», да и вообще, почти как у всех лидеров, кроме СКА и ЦСКА. А неудачи в овертаймах и в сериях буллитов (всего таких у «Салавата» 13) были поданы в таком контексте, что их вроде как и за поражения можно не считать.

Однако, с количеством проигрышей у уфимцев полных швах – абсолютный максимум в собственной истории за девять лет выступления в КХЛ – 33 в 58 матчах. Даже в самый неурожайный сезон-2014/15 их было меньше (32 в 60).

Так куда шагает «Салават»? Что это за неведомые шаги вперёд, даже после девятого поражения подряд?

«КТО ЭТОТ ВРАТАРЬ»?


Фото: Айрат Сайфутдинов

То, что Никласа Сведберга не меняют даже после пяти-шести пропущенных за полматча шайб уже мало удивляет. Приехавший в экстренном порядке из «Тороса» Андрей Литвинов во время игры с ЦСКА начинал разминаться после каждой шайбы, побывавшей в воротах «Салавата», после третьей (что интересно, разминался он не слишком явно, словно скрытно от тренеров). Однако, своего шанса так и не получил. Захаркин после игры резюмировал: «Сведберг в пропущенных шайбах не виноват. Литвинов? Я не знаю, как играет этот вратарь». Когда команда проводит почти весь матч в атаке, но пропускает пять шайб, наверное, можно не бояться пропустить шестую. Тем более, что Литвинов не мальчик из любительского хоккея, а профессиональный вратарь, который к тому же не раз привлекался к тренировкам с основной командой. В конце концов, иногда вратаря меняют только для того, чтобы немного встряхнуть игроков, позволить им начать игру сначала.

Но ещё больше вопросов вызвала информация, что Захаркин не знает, как играет Литвинов. Как такое вообще возможно, чтобы тренер не знал, как играет его подопечный? Хорошо, «Торос» выступает в другой лиге и в другом городе, посетить игры времени у тренера нет, но видео-то с матчей может найти даже болельщик. В клубах есть специально обученные люди, которые в считанные минуты найдут нужные видеофрагменты и в течение часа сделают подборку, из которой можно будет сделать выводы по поводу игры любого. Есть тренер вратарей, в конце концов.

Выходит, что Захаркин даже не изучал игру Литвинова, а следовательно, и не думал о том, чтобы дать ему шанс. То же касается и Никиты Циркуля, и Ивана Федотова. Последний, например, не получал шансов в «Торосе», но сейчас заиграл, да как – одержал две победы в двух играх, пропустив всего две шайбы. Статистика Федотова в ВХЛ вообще впечатляет, он пропускает в среднем меньше двух голов за матч и по коэффициенту надёжности – третий в лиге. За ним пристально следит «Филадельфия», которая прошлым летом приглашала 20-летнего вратаря в собственный лагерь. Интересно, Захаркин знает о том, что в его ведомстве есть и такие голкиперы?

СЕЛЕКЦИЯ ПО ЗАХАРКИНУ

Игорь Захаркин
Фото: Айрат Сайфутдинов

Всего три шайбы осталось пропустить «Салавату Юлаеву» до нового антирекорда. На данный момент он равен 173 шайбам (сезон-2014/15). Но в своих интервью Захаркин непременно упоминает, что именно он настоял на том, чтобы в команду были приглашены Денис Куляш и Константин Корнеев. Упоминает в позитивном ключе. А то, что у Корнеева худший показатель полезности в команде -11, а у Куляша – в тройке худших среди защитников -6 – никто не проверит. В итоге Корнеев и компания пропустят голов за сезон даже больше, чем Роман Дерлюк и Филипп Метлюк, которых в прошлом году не критиковал только ленивый.

Но в данном случае, это скорее не проблема игроков, а их беда. Что Корнеев, что Куляш не подходят под ту систему игры, что пропагандирует Захаркин – так называемый «хоккей будущего» – быстрый и атакующий. Оба хоккеиста медлительны и не готовы начинать атаку так, как от них этого хочет тренер. Тем не менее, Куляш набрал немало очков благодаря тому, что получает много игрового времени в большинстве.

Та же история, что и с упомянутыми выше защитниками – с другими игроками, приглашёнными Захаркиным: Дмитрием Макаровым, Денисом Паршиным, Дмитрием Мальцевым. И каждый по-своему доказывает свою бесполезность для хоккейных схем Захаркина: Макаров в последних играх забивал дважды, но в этом «чёрном» отрезке у него -7; Паршин имеет -5, один силовой приём и один заблокированный бросок; о Мальцеве и говорить нечего, он попадает в состав лишь от безысходности.

Генеральный директор «Салавата» Валерий Нургутдинов
Фото: Айрат Сайфутдинов

А ведь задача тренера не в том, чтобы раскрывать талант Умарков и Капризовых, которые в любой команде будут феерить, а в том, чтобы заиграли такие люди, как эта троица нападающих и примкнувшие к ним Антон Лазарев, Энвер Лисин, Александр Нестеров и так далее. Команда должна быть сбалансированной, а не зависеть от одного лишь первого звена. Хотя так, безусловно, проще всего, в нужный момент сказать, что главная проблема поражений в том, что в команде нет первой тройки нападения.

Леонид Вайсфельд выглядит заложником ситуации. Ему навязывают игроков, а потом обвиняют в том, что он договорился о трансфере. Команда, которую в спокойной обстановке лета 2014-го собирал генеральный менеджер для Анатолия Емелина в итоге добилась медалей. Команда, собранная под Захаркина и при его непосредственном участии, рискует не попасть в плей-офф и уже поставила кучу некрасивых рекордов. Готов ли за это ответить главный тренер или снова будет перекладывать вину на помощников?

Максим Никерин