Бывший нападающий «Ак Барса» и «Салавата Юлаева» Руслан Берников в интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал, как агент рассорил его с Зинэтулой Билялетдиновым, в чём особенность жизни на Сахалине и как едят собак в Корее.
«В КОРЕЕ ЕСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕСТОРАНЫ С СОБАЧАТИНОЙ»
Фото: vk.com/id6114703 |
– Руслан, сейчас в Москве утро, а в Южно-Сахалинске уже стемнело.
– Акклиматизация проходит где-то в течение недели, потом перестраиваешься уже на это время. Я до этого достаточно долго играл в Хабаровске, там быстро привык.
– Вы третий сезон уже играете за «Сахалин». Почему именно там?
– Когда доиграл свой последний сезон в «вышке», предложений оттуда не было, а на Сахалине создавалась новая команда, предложили хорошие условия. Интересная лига, интересные команды, новые страны, которые можно посмотреть.
– В чём особенность азиатской лиги?
– Нужно быстро принимать решение, двигаться, соперники очень быстрые – конечно, не местные ребята, а легионеры – канадцы, американцы. Условия не уступают КХЛ – перелёты, питание, гостиницы организованы на высочайшем уровне. Самый дальний перелёт – в Корею, раньше был три часа, сейчас около четырёх. График игр удобный для семейного человека – сыграл три игры за три или четыре дня, вернулся и остальное время находишься с семьёй. Выезд же в ВХЛ может занимать до двух недель.
– С «вышкой» уже завязали?
– В «вышке» сейчас бардак: есть несколько команд, где платят всё чётко и вовремя, в остальных же либо не платят, либо задерживают. Те топовые команды, в которых всё хорошо, думаю, уже не позовут.
– «Буран», за который вы отыграли два сезона, еле сводит концы с концами.
– С удовольствие вернулся бы в «Буран», но не знаю, почему сейчас в Воронеже отвернулись от хоккея. Клуб финансировался в основном за счёт бюджета, губернатор вроде хорошо относился к хоккею, но потом резко перестал выделять средства. Когда я там играл, были хорошие условия, полный дворец всегда был. Человек сверху так решил – и целый регион лишился хоккея.
– На Сахалине, похоже, от такого застрахованы – внимание уделяется и баскетболу, и футболу.
– Насколько я понимаю, здесь всегда выделялись деньги на спорт. Сейчас пришёл губернатор – сам спортсмен, подтягивается по 100 раз.
– Для людей, живущих в западной части, Сахалин – что-то очень далёкое.
– Когда я только прилетел сюда, первая мысль была: «Где я оказался, что это такое?» Здесь остров, все друг друга знают, меньше обмана, может быть, чем на материке.
– Япония, Корея – ни в одном другом российском клубе люди не ездят на такие выезды.
– Да вообще всё по-другому: как ведут себя на улице, ведут себя в общественных местах. Мы смотрим за ними, они – за нами. У них и бани другие, всегда после матчей ходим туда. С Цицикара ехали в Харбин на скоростном поезде, около 300 километров в час. Даже не замечаешь эту скорость, как на самолёте. На третий год уже спокойнее к этому относишься.
– Едят на Сахалине что-то кроме рыбы?
– На Сахалине очень вкусная корюшка, сладко-солёная, крабов полно, икры.
– Всё-таки японская кухня в Японии и в России сильно различается?
– Кончено, если в Москве или даже на Сахалине заказываешь суши, то привозят кусок риса и маленький ломтик рыбы, то в Японии всё наоборот. Как-то повкуснее так.
– Фугу не пробовали?
– Нет, только проверенная красная рыба (смеётся). У нас в Корее некоторые собаку пробовали, говорят, что на курицу похоже. Там есть даже специальные рестораны для тех, кто хочет отведать собаку.
– Вам не предлагали?
– Даже представить не могу, чтобы попробовал это.
– Что держит в азиатской лиге тех же канадцев?
– Финансовые условия. Успел пообщаться с некоторыми ребятами из Канады – у них условия на уровне некоторых команд КХЛ, но понятно, что лига слабее намного. Тот же Мэтт Далтон, который был в «Нефтехимике», здесь просто лучший.
– Если у азиатских клубов бюджеты на уровне КХЛ, то они вполне могут пойти по пути «Куньлуня»?
– Я удивляюсь, почему они до сих пор не вступили в КХЛ, ведь у корейцев очень хорошие условия, правда, дворца такого нет, как в Пекине. Работа с болельщиками, разнообразие атрибутики, раздевалки – всё это вполне соответствует КХЛ.
– На «Куньлунь» в Китае ходит мало народу...
– Они играли в Шанхае, а это больше курортный город, там тепло, людям хоккей неинтересен. Даже не знаю, откуда они нагоняли 800 человек. Команда переехала в Пекин, и сразу полный стадион. В тех же Цицикаре и Харбине, куда мы приезжаем, по три-четыре тысячи ходит. Если «Куньлунь» будет постоянно играть в Пекине, у них появятся свои болельщики.
– Может быть, на недостаточный интерес к «Куньлуню» в Китае влияет то, что постоянно там играет лишь один китаец?
– Конечно. У нас даже на Сахалине ни одного местного игрока. Болельщики говорят, что если бы играли свои воспитанники, было бы совершенно другое отношение к команде.
– Арена в Южно-Сахалинске вмещает всего 1350 зрителей.
– На матчи в среднем ходит 1100 зрителей, так что я не знаю, есть ли смысл увеличивать вместимость. Когда был плей-офф, сидели даже в проходах. Для азиатской лиги такого дворца хватает, если вдруг найдут деньги для КХЛ – другой вопрос…
– Разговоры о КХЛ идут?
– Пока нет особых разговоров. Был вариант заявиться в ВХЛ, но от него отказались: нужно постоянно лететь до Москвы, потом ещё куда-то, это очень тяжело. Сейчас хотят, чтобы детские команды «Сахалина» тоже играли по своим возрастам в азиатских лигах.
– «Сахалинских акул» не допускали до МХЛ, потому что у них нет головного клуба.
– Да, тогда им помогли «Адмирал» и Алексей Морозов. В этом году на неё просто не выделили деньги. Команда была неплохая, на неё ходили, а игроки, которые не смогли пробиться в других командах, приезжали и доказывали, а потом их забирали в «Динамо» или ЦСКА. Думаю, такая команда должна здесь быть.
– Кто их спонсировал?
– У них был частный спонсор, в том году он попросил поддержки госбюджета, ему отказали, а один он не смог всё потянуть.
«СЕМЬЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ВМЕСТЕ»
Семья Руслана Берникова | |
Фото: vk.com/id6114703 |
– Вы воспитанник «Динамо», но не так много сыграли за бело-голубых...
– У «Динамо» тогда была сильная команда, в неё было тяжело попасть. По своему году я играл в третьем звене. Первые два звена сразу забрали в главную команду, а остальные потихоньку доходили до уровня главной команды. В том году команда как раз стала чемпионом. В середине сезона поступило предложение из «Амура», сразу сказали – летать далеко, перелётов много, но там можно себя проявить. И я согласился. Мог и дальше сидеть в «Динамо» на подмене, стать чемпионом, попасть вместе с Билялетдиновым в Казань…
– Ну в Казань вы всё равно попали.
– Да, в 2005 году пригласили в «Ак Барс», но уже через месяц пришлось покинуть клуб из-за ошибки агента. Старая история, не хотел бы вспоминать подробности.
– Это было не решение клуба?
– Нет, всё было хорошо. Получилось так, что агент позвонил и попросил какие-то другие условия, а я об этом даже не знал.
– Может быть, агент для себя просил какие-то подъёмные?
– Не только, но ключевым стало то, что это было за моей спиной. Он начал звонить Билялетдинову, ставить ультиматумы, что я уеду в случае невыполнения условий, на что тренер сказал: «Пусть уезжает». Может быть, он думал, что я в курсе, но даже не вызвал меня на разговор. Моя ошибка была в том, что нужно было самому подойти и поговорить с ним.
– После «Ак Барса» вы сразу перешли в «Салават»...
– Там тренером был Сергей Михалёв, который работал со мной в Череповце, он меня позвал.
– Почувствовали на себе косые взгляды болельщиков?
– Нет, мы в том сезоне в плей-офф играли с «Ак Барсом». Пытался тогда доказать казанскому клубу, что они неправы.
– За карьеру вы сменили много клубов. Было желание остаться где-то до конца карьеры?
– В любом клубе остался бы, но либо тренер менялся, либо деньги не платили. Готов был играть за меньшие деньги в другом клубе, шёл туда, а там деньги заканчивались в принципе.
– Часто встречались с тем, что руководители обманывают хоккеистов?
– Постоянно. Если собрать ту сумму, которую мне не заплатили по контракту за всю карьеру, получится серьёзная цифра. Была простая схема: подписываешь контракт и тут же подписываешь заявление на увольнение. Странная ситуация в том же «Буране» – клуб не расплатился с долгами за прошлый сезон, его допускают к новому. В КХЛ получше с этим, но там на 2 - 3-месячные зарплаты можно протянуть сезон. Но там тоже нет чёткого соблюдения: в контракте прописан перевод денег два раза в месяц, могут задержать на два-три месяца. В этом плане КХЛ далеко до НХЛ, конечно.
– Да и не только в этом...
– Смотрел недавно игру «Югру» с «Трактором» - безобразие какое-то. А вот смотришь на матчи «Магнитки», СКА. ЦСКА мне нравится.
– Во всех городах, куда вы переезжали, семья была с вами. Далеко не у всех так.
– В моём понимании, семья должна жить вместе. Представляете, если восемь месяцев жить отдельно от человека. Люди садятся на кухне, а им поговорить не о чем – чужие друг другу. Очень много семей хоккеистов распадется по окончании карьеры – неслучайно же это происходит.
– Часто нежелание перевозить семью объясняется тем, что дети привыкли к другому месту.
– У меня дети всегда со мной были. Растут дочка, сын – как их год не видеть? Я никого не осуждаю, это моя позиция.
– Рассчитываете, что сын станет профессиональным хоккеистом?
– Я вижу, что у него не самый большой интерес к хоккею, не давлю на него. Каждый день работы в коллективе – это полезно, в любом случае пригодится в будущем.
– Вы часто ходите на тренировки к борцам смешанных единоборств...
– Во-первых, мне очень нравится общаться с этими людьми – они очень сильные духом. Они предлагали меня потренировать, чтобы я сам вышел в ринг, но пока не горю желанием.
– После хоккея не думаете заняться?
– Куда уж там, если после 40 лет голову отобьют. Не очень хорошо будет для здоровья (смеётся).
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Руслан БЕРНИКОВ
Дата рождения: 4 декабря 1977 года
Место рождения: Домодедово
Карьера игрока: «Динамо» (Москва) – 1995 – 1997, 1999, «Динамо-Энергия» (Екатеринбург) – 1997/98; «Крылья Советов» (Москва) – 1998/99, 2002/03, 2009/10, 2010/11; «Северсталь» (Череповец) – 1999, 2004/05; ЦСКА – 1999; «Северсталь» (Череповец) – 1999, 2004/05; «Амур» (Хабаровск) – 1999 – 2002, 2009/10; «Лада» (Тольятти) – 2003 – 2005; «Ак Барс» (Казань) – 2005; «Северсталь» (Череповец) – 1999, 2004/05; «Салават Юлаев» (Уфа) – 2006 – 2007; «Сибирь» (Новосибирск) – 2007; «Нефтехимик» (Нижнекамск) – 2008 – 2009; «Торпедо» (Нижний Новгород) – 2010/11; «Казцинк-Торпедо» (Усть-Каменогорск) – 2011/12; «Буран» (Воронеж) – 2012 – 2014; «Сахалин» (Южно-Сахалинск) – с 2014 года.