Андрей Николишин: «В 90-х наезжали, ставили на счётчик – семью вывозили с мигалками»

Известный в прошлом игрок, а ныне тренер и скаут Андрей Николишин в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о типичных проблемах 90-х годов, сложностях в работе Фетисова на Олимпиаде-2002, признался в расставании с «Амуром» через интернет, а также оценил игру Глинкина с Поповым в «Ак Барсе».

«ОБ УВОЛЬНЕНИИ ИЗ «АМУРА» УЗНАЛ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ»

Андрей Николишин
Фото: hcamur.ru

– Андрей Васильевич, чем сейчас занимаетесь?

– Я работаю скаутом «Чикаго».

– Только по России?

– Отвечаю за российский регион, но охватываю всю Европу – шведы, финны, швейцарцы, французы.

– Кто из российских игроков сейчас интересует «Чикаго»?

– Это конфиденциальная информация, но есть ребята, которыми мы интересуемся.

– Поступали предложения поработать тренером?

– Да, и не раз. К сожалению, не такие, как хотелось бы.

– С «Амуром» в прошлом сезоне получилась довольно странная ситуация – сначала сказали, что вы продолжите работу, потом отказались.

– Работа в «Амуре» шла под определённую задачу. Ещё в феврале мы не попали в плей-офф, потом проводили тренировки. Подбирали состав на следующий сезон, работа велась полным ходом, а потом я из интернета узнал, что у команды уже новый тренер.

– Когда вы принимали команду, было очень мало шансов на попадание в плей-офф.

– Какая разница? Задачу всё равно не выполнили, в этом моя вина. Другое дело, как это было преподнесено. Меня это больше расстроило. Можно было прийти и сказать: «Спасибо за работу, на следующий сезон мы решили взять нового тренера». А я узнал о том, что больше не работаю из интернета, причём до этого общался с тренером, который пришёл на моё место (Мисхат Фахрутдинов, ред.). В цивилизованном мире так не делается. Люди, которые у руля – Филипенко, Могильный, я их просто не понимаю.

– «Амур» из сезона в сезон меняет игроков, тренеров, но результата нет.

– По два тренера в год меняется. Наверное, не в них дело, а в самом подходе к формированию команды. Игроки меняются пачками, может быть, руководство Хабаровского края и спонсоры задумаются, почему нет результата и откуда ноги растут.

– «Трактор» в этом сезоне довольно уверенно закрепился в четвёрке.

– Рад очень за команду, за ребят. Вася Демченко, Лёшка Кручинин привлекаются в сборную, молодцы. Они по достоинству заняли четвёртое место и будут начинать плей-офф дома. Челябинск – самый хоккейный город в нашей стране, он заслуживает того, чтобы команда играла в плей-офф и добивалась самых высоких результатов. Дай Бог, чтобы они как можно дальше прошли. Есть тренерская рука, система

– Может быть, сказывается то, что тренеру дали время.

– Конечно, никто его не дёргает, в отличие от предыдущих сезонов. Поменяли менеджера, но не стали трогать тренера. Когда тренер уверен в завтрашнем дне, он может спокойно выстраивать свою работу. Рад за Анвара, что у него есть возможность работать, созидать. Не только он, но и весь тренерский штаб – Виталий Ячменёв, Равиль Гусманов.

«В КАЗАНИ ПОПОВ И ГЛИНКИН НАУЧИЛИСЬ БОЛЕЕ КОМАНДНОМУ ХОККЕЮ»

Андрей Попов (№ 9) и Антон Глинкин
Фото: Сергей Елагин

– Андрей Попов и Антон Глинкин всю карьеру отыграли в Челябинске, но прошлым летом перешли в «Ак Барс».

– Я думаю, что для них пришло время переходить. Местные воспитанники, 1988 года рождения, верой и правдой служили челябинскому хоккею, но в жизни нужны перемены, чтобы двигаться дальше, расти. «Ак Барс» – для них это всё-таки шаг вперёд, немного другой уровень. Другое дело, что они не так ярко заявили о себе в «Ак Барсе», но в этой команде вообще очень сложно выстрелить, специфическая команда. Я не помню, чтобы кто-то из «Ак Барса» со времён Алексея Морозова был среди лучших бомбардиров. В Казани они научились немного другому хоккею, более ответственному, командному.

– В чём «специфичность» «Ак Барса»?

– Высокая дисциплина, самоотдача и ответственная игра в обороне. В меньшей степени акцент на атаку, в большей – на оборону. Очень строгое выполнение игрового задания. Надо отдать должное Билялетдинову, он не стоит на месте, двигается вперёд, пересматривает взгляды, меняет тактику. Он смотрит за новыми веяниями. Может быть, не такой зрелищный хоккей, какой хотят видеть от «Ак Барса», но его команда всегда на первых местах, постоянно делегирует игроков в сборную.

– А какой он в отношении с игроками?

– Я работал с ним в начале его тренерской карьеры, думаю, нужно спросить у тех, кто сейчас с ним работает.

– Вы сами какой подход к игрокам используете?

– Самое основное – умение уважать игрока, как личность. Понятно, что тренер принимает решения, но мнение игрока тоже нельзя не учитывать. Нужно убедить игрока в своём видении хоккея, чтобы он играл за тебя – тренерское искусство. Важно, чтобы они умели анализировать свою игру, были разносторонними.

– Евгений Кузнецов называл вас «батей».

– Мы созваниваемся, переписываемся с ним. Он начинал карьеру на моих глазах, мы играли даже вместе. Очень переживаю за него, радуюсь его успехам, это очень талантливый, неординарный игрок, хороший человек. Я его считаю одним из лучших игроков мира, я думаю, он это подтвердит и докажет. Слежу и за теми, с кем работал в «Тракторе» и «Амуре», мне интересна их судьба. Если кто-то думает, что ушёл, поскандалил, желает неприятностей, это не про меня – переживаю за них. Очень рад за того же Кручинина, который открыл счёт голам за сборную. Главное – стабильность.

– Вы в 31 год уехали из НХЛ. Не было желания вернуться после локаута?

– Было предложение, велись переговоры, но так сложились обстоятельства – хоккейные и семейные – что я остался в России.

Андрей Николишин против Сергея Фёдорова в финале Кубка Стэнли-1998
Фото: Robert Laberge / gettyimages.com

– В 90-х годах в НХЛ было много разговоров о русской мафии, которая не давала спокойно жить российским хоккеистам.

– Так и было, я сам через это прошёл. И засады у меня возле дома были, и прочие вещи… Не то, о чём хочется говорить.

– Многие отрицают сам факт.

– Ну а чего отрицать? Что было, то было. С семьёй вывозили с мигалками из города, наезжали, на счётчик ставили, много всего было.

– Кто в итоге помог?

– Руководство динамовского клуба, всё-таки это были не последние люди в нашей стране. Начиная с президента федерации Александра Яковлевича Стеблина, ФСБ, РУБОП…

– Это было ещё в Москве?

– Да, как раз перед отъездом в НХЛ.

– В 1997 году вы приехали на чемпионат мира без контракта и получили разрыв крестообразных связок.

– Кто-то из меня делал героя, я даже не понимал, почему. Позвали в сборную – это честь, в сборную были готовы пешком идти. От травм никто не застрахован. Да, пропустил Олимпиаду, потерял в контракте, но это часть хоккея, часть жизни.

– В 2002 году вы играли на Олимпиаде под руководством Вячеслава Фетисова, это был его единственный опыт работы главным тренером.

– Ему было очень сложно, потому что он не столько тренерской работой занимался, сколько решал какие-то политические вопросы. Резонанс тогда был огромный, «доброжелателей» было много. Я уже сейчас, став тренером, понимаю, как ему было сложно тогда и раскрыться Фетисову как тренеру было невозможно.

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Андрей НИКОЛИШИН
Дата рождения
: 25 марта 1973 года
Место рождения: Воркута
Карьера игрока: «Динамо» (Москва) – 1990 – 1994, 1998; «Хартфорд» (НХЛ) – 1994 - 1996; «Вашингтон» (НХЛ) – 1996 - 2002; «Чикаго» (НХЛ) – 2002/03; «Колорадо» (НХЛ) – 2003/04; ЦСКА (Москва) – 2004/05; «Лада» (Тольятти) – 2005/06; «Авангард» (Омск) – 2005/06; СКА (Санкт-Петербург) – 2006/07; «Трактор» (Челябинск) – 2007 - 2011; «Сокол» (Киев) – 2011/12.
Достижения: чемпион мира среди молодёжи (1992), чемпион мира (1993), бронзовый призёр Олимпийских игр (2002).
Карьера тренера: «Трактор» (Челябинск) – 2014 – 2015; «Амур» (Хабаровск) – 2015/16.

Артур Хайруллин