Борислав Володин: «Возможно, через 10 лет на стадион будут прилетать для съемки 20 дронов»

Заместитель генерального директора «Матч ТВ» Борислав Володин в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал, как сотрудники холдинга помогают строить стадионы в России, сколько человек готовит трансляцию, и как технологии могут изменить показ спорта в будущем.


Фото: Пресс-служба «Матч ТВ»

«ВЕДЕМ ПЕРЕГОВОРЫ С OBS ПО ПОВОДУ ТРАНСЛЯЦИЙ ОИ-2018»

– Как «Матч ТВ» планирует графически показывать матчи Кубка конфедераций?

Мы давно предметно готовимся к этому событию. Важным нашим преимуществом для осуществления трансляций такого уровня является то, что мы всегда уделяем серьезное внимание и качеству показа, и технологическим новшествам, которые очень востребованы нашими телезрителями. За год вещания мы полномасштабно показали и чемпионат мира по хоккею, и чемпионат Европы по футболу, и Олимпийские игры в Рио и многие другие спортивные состязания международного уровня.

Определенные сюрпризы для телезрителей к Кубку конфедераций мы, конечно же, как всегда готовим: в части графики, организации студий. Я пока хочу оставить детали в секрете. Могу сказать, что мы будем присутствовать во всех четырех городах, где будет проходить турнир.

– В России есть три камеры-паука. К Кубку конфедераций и ЧМ-2018 есть цель поставить их на все стадионы?

– Недавно АПЛ впервые интегрировала такую камеру в свои трансляции. У нас она используется уже больше трёх лет и является одной из основных камер для топовых матчей РФПЛ. Что касается больших турниров, то здесь все вопросы к хостбродкастеру, кто будет осуществлять непосредственную съемку. В данном случае, это компания HBS, насколько мне известно. Планируют ли они использовать камеру-паук – вопрос к ним. С моей точки зрения эта камера очень полезна, она дает необычные и интересные ракурсы игры.

– Если HBS обратится к вам с коммерческим предложением по аренде камеры-паука и людей, осуществляющих на нем съемку, ответите положительно?

– Безусловно. Мы используем эту систему не только для своих внутренних задач, но можем предоставлять технические услуги на территории России и за рубежом. В Алма-Ате недавно проходила зимняя Универсиада, на которой мы производили часть трансляций на своем оборудовании. «Паука» там не заказывали, правда. Сейчас мы ведем переговоры с OBS относительно технических услуг в производстве сигнала на предстоящих зимних Олимпийских играх.

– Строители новых стадионов в стране советуются с вами?

– Они вынуждены это делать, потому что все лучшие инженеры, которые знают все об организации телевизионной инфраструктуры стадионов, работают у нас. С первого дня вещания федерального спортивного канала «Матч ТВ» нашей задачей было и остается привлечение к работе самых лучших специалистов страны. Эти люди работали на летней Универсиаде в Казани, Олимпиаде в Сочи. Сейчас мы разрабатываем инфраструктуру стадиона в Санкт-Петербурге и «ВТБ-Арена Парк» в Москве.

– С технической точки зрения «Матч ТВ» отличается от крупнейших европейских каналов?

– С моей точки зрения, главным достоинством любой ТВ-компании является человеческий ресурс. Те специалисты, которые сегодня собраны у нас и занимаются производством спортивных трансляций – они лучшие профессионалы в стране.

Наши технические возможности одни из самых значительных в Восточной Европе и позволяют конкурировать в Азии. Все это дает возможность производить очень качественный продукт. И мне кажется, что мы можем конкурировать с любой европейской компанией по производству спортивных трансляций. Думаю, что хоккей сегодня наши специалисты снимают на мировом уровне, и мы уверенно можем претендовать на производство одного из чемпионатов мира. К КК-2017 и ЧМ-2018 по футболу у нас также есть специалисты, которые могут войти в список режиссерских групп для работы на турнирах.

– Сколько топовых матчей разных видов спорта в разных регионах одновременно способен сейчас показать в максимальном формате «Матч ТВ»?

– Качественно и красиво мы стараемся освещать все трансляции. И «Матч ТВ», безусловно, обладает в своем арсенале самым современным оборудованием. Но его количество не позволяет обслуживать максимально полно несколько событий одновременно. Поэтому мы выбираем один главный матч недели в хоккее и футболе, причем, стараемся, чтобы они были разведены. Это позволяет делать трансляции максимального качества. Для нас очень важен интерес телезрителей к спортивному телесмотрению и мы видим, что он стабильно растет – в том числе и благодаря нашему высокому качеству съемки.

– В Англии есть технический прием, когда ведущий как будто выходит на поле для анализа моментов. У нас такое возможно?

– Ничего невозможного нет. Если какая-то компания использует этот прием, видимо, они просто этого больше хотели. У нас много других интересных приемов с добавленной реальностью. Во втором круге чемпионата России эта тенденция продолжится. Для приема, о котором вы говорите, у нас есть оборудование. Просто пока мы его не используем.


Фото: Пресс-служба «Матч ТВ»

«ТРАНСЛЯЦИЮ ЛИГИ ЧЕМПИОНОВ ГОТОВИТ ДО 150 ЧЕЛОВЕК»

– За сколько дней до события вы понимаете, как будете его представлять и освещать?

– Стандартно мы начинаем работать за две недели, когда понимаем дату и время трансляции. Собираем проектную группу, определяем техническое оборудование, выбираем уровень съемки (максимальный, стандартный или минимальный) в зависимости от интриги матча. В проектной группе участвуют творческие и технические специалисты. Редакторы ведут аналитическую подготовку вместе с выбранными на матч комментаторами. Режиссеры и операторы разрабатывают камерные схемы, определяя набор специального оборудования: те же «пауки», камеры за воротами и многое другое. Звукорежиссер определяет количество микрофонов, которое будет использовано. У нас принято за 2 часа до начала трансляций устраивать предматчевое совещание. Проектная группа встречается с представителями лиги, и там принимаются последние решение.

– Примерное количество людей в проектной группе?

– Зависит от сложности трансляции. Если это игра с минимальной комплектацией, то порядка 40 - 50 человек. Если встреча Лиги чемпионов, где особые стандарты УЕФА и требуется расширенный продакшн, то работает до 150 человек.

– При объединении команд «России-2» и «НТВ-Плюс» все люди, отвечающие за техническую составляющую, были приняты в команду «Матч ТВ»?

– На «НТВ-Плюс», безусловно, были технические сотрудники. Но, как правило, они занимались обслуживанием эфирных и студийных мощностей. Специалисты, которые задействованы сейчас в производстве спортивных трансляций, в основном пришли из компании «Панорама».

– Как вашим сотрудникам удается успевать за техническим прогрессом?

– У нас современная технологическая база, мы пользуемся лучшими графическими системами, также признанными лидерами мирового спортивного телевидения. Но за технологиями нужно постоянно следить и соответствовать им. Наши специалисты участвуют в ежегодных профильных выставках в Лас-Вегасе и Амстердаме, где представлены последние новинки ТВ-индустрии, включая компьютерную и виртуальную графику. В современном мире очень просто даже со своего рабочего места отслеживать все тенденции. Главное – понимать, что происходит, и разумно это использовать. Но «Матч ТВ» поставил задачу соответствовать самым высоким стандартам в части графического оформления. И мне кажется, что за время существования мы сделали большой прорыв в компьютерном оформлении трансляций.

– Насколько трудно найти на рынке грамотного технического сотрудника?

– Найти технического специалиста легче, чем творческого. Качественный дизайнер – большая удача для любого телевизионного продюсера. Если такой человек попался, то его надо держать крепко и никуда не отпускать, потому что это «курочка, которая несет золотые яйца».


Фото: Пресс-служба «Матч ТВ»

«НЕ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЖРАЛИ НАС»

– В телевидении есть профессии, которые устаревают и скоро будут не нужны?

– Мне этот вопрос задавали лет семь назад, когда был переход на формат HD, переформатирование телевидения из аналогового формата в цифровой. И многие видеоинженеры не могли себя найти, поскольку не были знакомы с IT-технологиями.

Как мне кажется, будущее телевидения в передаче данных по IP, либо вообще беспроводным способом. Все будет намного быстрее, оперативнее и в более высоком разрешении. Технологии меняют людей и состав обслуживающего персонала. Какие профессии умрут, сказать сложно. Но мне кажется, что в ближайшем будущем не только технологии, но и контент будет играть решающую роль. Креативные люди всегда будут востребованы. С точки зрения инженерного состава стоит ждать серьезной переквалификации – нужны будут новые навыки.

Осенью прошлого года в АПЛ состоялся первый матч, где сигнал передавался не через традиционные линии связи, а с помощью IP. Это серьезный прорыв, который меняет всю инфраструктуру.

На западе активно продвигается технология REMOTE, суть которой сводится к упрощению процесса производства ТВ-контента и оптимизации затрат. Если сегодня мы для производства трансляции и пользуем ПТС, которая выезжает и монтируется на стадионе большой группой, а затем происходит съемка и демонтаж. В случае REMOTE традиционной ПТС не требуется: нужно просто расставить камеры на стандартные позиции, а аппаратная может находиться в ТВ-центре. По сути, это удаленное управление съемкой. На летних играх в Рио компания NBC уже пользовалась такой технологией. Они отправили несколько операторов, ведущего и гримера. А остальные люди находились в аппаратной в США. Такие технологии, конечно, будут телевидение менять.

На профессию оператора могут повлиять автоматизированные камеры. Современные «дроны» могут совершить телевизионную революцию, и через 10 лет на стадион просто будут прилетать 20 таких летающих шаров, которые дистанционно будут управляться из другой точки мира. Сейчас это кажется фантастикой, но может реально изменить всю телевизионную структуру.

Но хочется, чтобы технологии не сожрали нас окончательно. Оставалось место для творчества и души.

– У «Матч ТВ» есть планы по активному переходу из ТВ в гаджеты?

– Вы говорите о диджитал среде, которая сейчас активно развивается. Это огромное информационное пространство, в котором живет новое поколение. Современное телевидение должно обязательно адаптироваться к social media. Наш канал, безусловно, обращает на это внимание. Мы делаем все возможное, чтобы зритель мог видеть наши трансляции на любом устройстве в удобном формате.

Павел Пучков