«Технически мы готовы весь экран заполнять графикой». Кто показывает спорт на российском ТВ

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» встретилась с людьми, которые заменили маркеры в спортивных трансляциях на модные стрелочки и вручили в руки Валерию Карпину модную тач-панель для наглядных разборов.


Фото: пресс-служба «Матч ТВ»

ДЕВЯТЬ РАКУРСОВ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

«Лайку не задавите только», – ведущий режиссер спецпроектов «Матч ТВ» Юрий Рябинин со смехом подвигает стул. Специальная камера включена и направлена вглубь комнаты. На полу никаких зверей нет, но на мониторе, как раз там, где мы только что прошли, приветственно машет талисман прошлогоднего чемпионата мира по хоккею.

К отделу графики «Матч ТВ», наверное, можно предъявлять наименьшее количество претензий за полтора года существования канала. Как и все, он был создан в результате объединения лучших технических ресурсов спортивного телевидения России. Компания «Панорама» отлично отработала во время сочинской Олимпиады и позже стала частью нового субхолдинга.

«Здесь мы проводим всевозможные тесты, придумываем новые фишки. Важнейший элемент работы – вот эти огромные кофры весом 50 кг, которые постоянно с нами путешествуют. Для того чтобы на одной из камер появилась вот такая дополненная реальность, как эта лайка, мы приезжаем на место, устанавливаем оборудование, считываем картинку помещения. Персонажная анимация в реалтайм графике считается одним из самых сложных элементов. Это не так, как трансформеров в кино рисуют. Подобные элементы – редкость. Всего у нас три комплекса по созданию и обслуживанию графики. К ним мы на трансляциях подключаем до 3 камер. До 9 различных ракурсов под систему дополненной реальности», – добавляет Петр Акимочкин, начальник отдела графики.

Первая графика в России появилась примерно в 1996 году. Тогда еще практически не было ресурсов для ее производства, и делали ее технари, а не художники. Мое детство и ранняя юность пришлись на период, когда вся графика сводилась к фломастерам в руках Александра Тарханова на матчах Лиги чемпионов. Но сейчас кажется, что возможность «подсветить» любого игрока и нарисовать, куда он должен был пасовать – все это было всегда.


Фото: пресс-служба «Матч ТВ»

«Разборы эпизодов – наша отдельная гордость. Для этого используется система Libero Vision, которая привозится на ПТС, где помимо этого расположены и сервера повторов. Всё, что снимают камеры во время матча, пишется туда. Мы подключаемся ко всем камерам и получаем возможность показать обзор с наиболее выгодных углов. Отбираем вместе с экспертами необходимые планы, между которыми должен идти «перелет» камеры на повторе»

Слова сопровождаются картинкой матча ЦСКА в Лиге чемпионов. Ласина Траоре играет традиционно бездарно, но с трех ракурсов это становится еще более очевидным.

«Есть еще система nCam, которую мы крепим на «паука» или кран, что позволяет «летать» над всем полем или студией. Помимо этого мы владеем всей информацией по полю и всегда знаем его точные размеры. Благодаря этому можем показывать, сколько игрок бежал, с какой скоростью, как быстро летел мяч. Чтобы отрисовать на повторе с одной камеры линию офсайда нам нужна примерно минута. Если добавляем камеры, то за тайм задача сделать 2 - 3 разбора моментов. Если они, конечно, есть. На чемпионате Европы по футболу мы разобрали абсолютно все забитые мячи».


Фото: пресс-служба «Матч ТВ»

Евро-2016 вообще был для техников своеобразным вызовом, потому что они вместе с сотрудниками «Матч ТВ» базировались на парижской крыше.

«Мы на нее поднимали всё оборудование, в том числе 7 кофров графического оборудования. Когда дожди шли, нас заливало – устраивали крышу специальную. Специально для разборов заказывали камеру Tactical View, которая охватывает всё поле. В чемпионате России таких нет. Вообще, особенности работы на таких турнирах в том, что тебе в студию идут линии трансляций со всех матчей, но обработать их все в режиме реального времени невозможно. Поэтому надо выбирать. Помимо базового пакета мы обязательно заказывали камеры, работающие по каждой из команд на поле и камеру Tactical View. Смотрите, гол Бэйла со штрафного – и мы видим, что бил-то он не под штангу. Вратарь ошибся».

«НЕВОЗМОЖНО СКАЗАТЬ, СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ СОЗДАЁТ ГРАФИКУ»

Практически для каждого графического элемента на поле необходима своя техника. Например, отдельная машинка позволяет рисовать линию офсайда. Рябинин на вопрос о видах графики просто начинает загибать пальцы: «Для начала заказывается и разрабатывается отдельный пакет оформления канала. Еще есть трансляционная графика: титры, таймер, счет, подписи игроков. Для эфира готовится оперативная графика: турнирные таблицы, сравнительная статистика. Аналитическая инфографика, которая как раз используется в повторах. Графика дополненной реальности для оформления студий».

Для графики в трансляциях нужны специальные аппаратно-программные комплексы, отличные от привычных «железом» и «софтом». Сейчас их всего три, а специалистов, способных с ними работать, не больше десяти на страну.


Фото: пресс-служба «Матч ТВ»

Для каждого соревнования делаются свои плашки, создание которых тоже составляет большой объем работы и становится предметом многочисленных споров. При этом все организаторы турниров присылают техникам брендбук с требованиями к графике. Там указывается, в частности, какой можно использовать цвет и шрифт.

«Создание графического оформления начинается с появления креативной группы. Они придумывают идеи и предлагают их руководству. Затем производство делится на группы. Кто-то делает шапки, отбивки, заставки тематических программ. Еще нужно разработать те самые плашки. Третье направление – это программисты-интеграторы, благодаря которым графика попадает в эфир. Невозможно сказать, сколько людей создаёт графику, потому что каждый случай индивидуален».

Продвинутой тач-панели, на которой Валерий Карпин рисует свои разборы моментов, на руках у специалистов не оказалось. Но они рассказали, что все графические элементы эксперт выбирает сам. В наборе до 10 различных приемов: стрелки, прямоугольники, возможность двигать футболистов с места на место.

«ОПЕЧАТКИ В ТИТРАХ – НЕ ВСЕГДА ВИНА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ КАРТИНКИ»

Футбол дает графистам максимальный простор в фантазии, но постепенно графика появляется в трансляциях всех видов спорта. Крутейшая фишка хоккея: возможность на повторе показать на цифрах игру высоко поднятой клюшкой в момент гола. Много времени уделяется анализу игры команд в меньшинстве: выделяются зоны, которые остаются свободными из-за отсутствия хоккеиста. Во время ЧМ-2016 системы Libero работали и в Москве, и в Санкт-Петербурге. На Матче звёзд КХЛ всю графику из трансляции пускали на куб на арене.

«Очень боялись, когда в первый раз показывали волейбол. Важный и сложный вид спорта с точки зрения «телевизионной картинки». Шаблонов нет, мирового опыта тоже. В итоге получилось очень интересно: и траектории после блоков, и точки попадания мяча. В баскетболе часто делаем акцент на индивидуальных действиях конкретного игрока».


Фото: пресс-служба «Матч ТВ»

На вопрос, что можно улучшить в графике трансляций, техники «Матч ТВ» отвечают таким же вопросом: «А вот вы бы что улучшили? Мы сейчас уже даже камеру-«паук» привязываем к полю и с нее даем графику по составам команд. Получается эффектно и наглядно – расстановка сразу ясна, например. Технически мы готовы весь экран в трансляции заполонить графикой, но нам этого никто сделать не позволит. Если, представить, что скоро появятся приложения, которые позволят зрителю самому выбирать интересующие элементы графики, то мы готовы их предоставлять».

Единственный упрек, который можно предъявить по графике – периодические опечатки в титрах или перепутанные логотипы команд. Но и это не всегда вина производителя картинки. «В графике, которую вы видите перед матчем, вероятность появления ошибок минимальна, потому что ее проверяют и здесь, и в ПТС перед матчем. Графика после матчей создается в ПТС, соответственно, фотографии не берутся из какой-то папки. У каждого игрока есть свой ID в общей базе, к которой мы подключаемся. Но там тоже люди, они тоже могут вместо ID 132 вбить ID 133. И статистика будет по Иванову, а фотография может появиться, например, Петрова. Хотя технически оператор в ПТС все сделал правильно. Но и это постоянно проверяется, хотя в прямом эфире контролировать подобные моменты сложнее именно потому, что это происходит «прямо сейчас».

Павел Пучков