Сегодня «Рубин» официально объявил о серьезной пертурбации в системе клубного управления. Ильгиз Фахриев теперь спортивный директор команды, а финансовый директор клуба Рустем Саяхов, который был дозорным ТАИФа с февраля прошлого года, теперь еще и генеральный директор. Таким образом, главный спонсор команды сделал заявку на то, чтобы взять всю полноту власти и ответственности за «Рубин» в свои руки. Но захочет ли этого Рустам Минниханов?
Ильгиз Фахриев | |
«ТАИФ» ХОЧЕТ ПОРУЛИТЬ
Сегодня «Рубин» объявил о перестановках в клубном руководстве, одобренных попечительским советом клуба во главе с президентом РТ Рустамом Миннихановым. Генеральный директор Ильгиз Фахриев перешел на должность спортивного директора, а его кресло занял финансовый директор клуба Рустем Саяхов, ранее возглавлявший банк «Аверс».
«C первого дня работы новой команды менеджеров ФК «Рубин» у руководства клуба была четкая позиция, что «Рубину» для планомерного развития необходим спортивный директор, который может заниматься вопросами комплектования всех команд системы, развитием футбольной пирамиды клуба и детско-юношеского футбола. В результате долгих поисков было принято решение о том, что лучшей кандидатуры на должность спортивного директора ФК «Рубин», чем Ильгиз Фахриев, прошедший весь путь от игрока «Рубина» до генерального директора клуба, не найти», – объясняется решение на официальном сайте казанского клуба. Там же отмечается, что Фахриев займет почетную должность председателя наблюдательного совета «Рубина».
Внешне случившееся выглядит как некая революция: человека из команды президента клуба Ильсура Метшина на ключевом посту сменил человек одного из ключевых спонсоров – ТАИФа. Однако, по нашей информации, смена должностей прошла даже без переездов героев из своих нынешних кабинетов. По факту функционал и полномочия Саяхова, который и так контролировал все финансовые потоки, расширится не так уж сильно, разве что добавится еще и хозяйственная нагрузка. Спортивная часть теперь за Фахриевым, коммерческий директор Айрат Гарипов и советник президента Иван Мешков продолжат курировать маркетинг и работу с рыночными спонсорами. Неизменным остается и вектор развития клуба: цель победить в Лиге Европы к 2020 году никто не снимал, равно как и задачу пробиться в еврокубки уже по итогам нынешнего сезона. Что касается ключевого вопроса трансферной политики, то вряд ли абсолютно нефутбольный Саяхов будет ее диктовать, а право вето у главного спонсора, формирующего порядка 50% бюджета клуба, и так было.
Есть это право вето и по другим, гораздо менее значительным вопросам. Поскольку любая вещь так или иначе упирается в деньги, в клубе ничего нельзя сделать без визы финансового директора, неформальный статус которого позволял блокировать идеи того же Фахриева. Все это неизбежно порождало дрязги и конфликты, которые, заметим, преследуют «Рубине» еще со времён Валерия Сорокина. Тогда в клубе многое зависело от настроения прежнего финансового директора Ильдуса Махмутова, крохоборство которого иногда, казалось, выходило за грань здравого смысла. Так, бюджет на рекламу и продвижения одного конкретного матча не превышал 100 тысяч рублей, что рубило под корень посещаемость матчей. В целях экономии «Рубин» провёл всю вторую часть сезона 2015 года на древнем стадионе в Соцгороде. Можно понять логику, когда на арене середины ХХ века играют в марте, но не когда на нее приглашают болельщиков в апреле или мае. Влиять на многие неконструктивные решения Махмутова не мог даже генеральный директор клуба Айрат Гараев, хотя он тоже человек из команды Сорокина. Что уж говорить о ситуации, когда директор и финансист представляют два лагеря?
Вероятно, этой логикой объясняется то, что Метшин, по нашей информации, не возражал против назначения и не предлагал своего кандидата: у любого человека не из ТАИФа руки в любом случае были бы скованы. Теперь же Саяхову предстоит в полном соответствии с принципом «критикуешь – предлагай» не визировать чужие решения, а творить самому – показать класс, не посрамив прославленную менеджерскую школу ТАИФа. В этом смысле есть надежда, что принятие решений в клубе ускорится, что в любом случае лучше, чем клинч и паралич.
ФАХРИЕВ НАШЕЛ СВОЕ МЕСТО
Что же касается перемещения Фахриева, то надо сказать, что поиски спортивного директора «Рубина» велись с первого дня работы Метшина в клубе. В этой связи известно, например, о контактах с Сергеем Семаком, которые были до чемпионата Европы-2016. Рассматривался даже вариант с переходом на эту позицию возрастного турецкого футболиста Гёкдениза Карадениза. Были переговоры и с иностранным специалистами.
Гёкдениз Карадениз | |
Но в итоге принято, пожалуй, самое логичное решение. Фахриев фактически и выполнял функции спортивного директора. Более того, он к ним больше и тяготел. Даже разговоры о том, что кто-то со стороны может занять эту должность вызывали у него нескрываемое раздражение. Так что для Фахриева лично переход в новый, хотя и формально пониженный статус должен оказаться гармоничным. Тем более, что за время, которое прошло после его возвращения в «Рубин», он наработал неплохие связи в РФС и в РФПЛ, взаимодействие с которыми он, по нашим данным, продолжит курировать на новом посту.
У новоиспеченного спортивного директора есть определенных статус и в агентских кругах, что в современных реалиях российского футбола очень важно. Ну и, конечно, он, как бывший футболист, смотрит на игру совсем другими глазами и может общаться с тренером команды на равных, как и с футболистами. Так как Хави Грасия исповедует типично европейский подход, общаясь с игроками исключительно по футбольным вопросам, да и то не так часто, роль спортивного директора, как связующего звена между игроками и тренером становится крайне важна. И занимать её должен именно футбольный человек, знакомый со всеми нюансами клубного хозяйства. Тут Фахриеву равных нет.
С другой стороны, за полтора года к Фахриеву накопились претензии и как к генеральному директору. Многое можно сказать о селекции, но даже ее можно оставить за скобками – в этой части в молоко периодически стреляют и мировые гранды, которые тратят на скаутов и селекционеров куда большие деньги. Речь чисто об организационных вещах. Главный тренер команды Грасия ещё с лета просит себе повара, который в поездках сопровождал бы команду и готовил еду для футболистов по строгим требованиям тренера по физподготовке Хуана Сольи. До сих пор такого человека в клубе нет и неизвестно появится ли он.
В «Нефтехимик» летом отправили непонятно кого, хотя возможности укрепить вторую команду республики были, как результат, сейчас нижнекамцам нужно думать о сохранении прописки в ФНЛ, а не о развитии молодежи «Рубина». «КАМАЗ» так и не вписан в систему. Обещанного обогрева трибун на «Казань Арене» так и не появилось, хотя советник президента «Рубина» по маркетингу Мешков обещал ее уже к осени 2016 года. Долгожданный фан-шоп то ли работает, то ли нет. Чехарда с парковкой у стадиона «Казань Арена», проблемы с газоном, разговоры о бюджетниках на трибунах, дело Азмуна – всё это требует каждодневного и кропотливого труда. Понятно, что совмещать эту работу с функциями спортивного директора очень сложно.
Рустем Саяхов | |
ДВА СЦЕНАРИЯ: ГАРМОНИЯ ИЛИ РАСКОЛ?
Как теперь будет функционировать эта система двоецарствия в клубе, покажет время. Первый сценарий - оптимистический: Саяхов вписывается в команду Метшина, разгружает от множества забот Фахриева и, тем самым, повышает эффективность его работы со спортивной составляющей на всех уровнях.
Но есть и второй вариант, куда менее радужный. Противоречия внутри системы клубного управления могут, напротив, достичь своего апогея. Если директор, поставленный ТАИФом, будет получать особые установки, отличающиеся от тех, что ставит клубным менеджерам Метшин, раскола не избежать. Тогда после окончания сезона вопрос может встать ребром и попечительскому совету придется сделать выбор, какому «крылу» отдать всю полноту власти, чтобы можно было спрашивать за результат. Ставя своего человека на пост генерального директора клуба ТАИФ явно дает понять, что готов взять на себя больше ответственности.