Популярное бизнес-направление — франчайзинг. Это понятие предусматривает взаимовыгодное сотрудничество между корпорацией – собственником раскрученного бренда, и владельцем малого бизнеса, желающий вести предпринимательскую деятельность по шаблону корпорации на взаимовыгодных условиях. Согласитесь, на раскрутку своего ноу-хау нужно немало времени и капиталовложений. А франчайзинг предлагает вам уже прошедший на прочность доходный бизнес-план, торговая марка уже узнаваема и занимает свою нишу на рынке, вам же остаётся выполнять требования владельца и получать прибыль. В этой статье, постараемся расписать виды вознаграждений владельцу при франчайзинге – роялти и паушальный взнос.
Немного истории
Роялти происходит от прилагательного royal – король. В средние века таким образом именовали пошлину, взыскиваемую с добычи угля в пользу английской короны. По сути это и был прототип франчайзинга – месторождения принадлежат Британии, вы извлекаете с их разработки доход, а собственнику оплачиваете пошлину – лицензионный платеж.
В сегодняшней интерпретации роялти — это лицензионный платеж, упоминающийся в ряде смысловых значений, а именно:
- пошлина за разработку месторождений;
- арендная оплата;
- лицензионное поощрение;
- часть дохода, оплачиваемая правообладателю.
Роялти может быть процентом с финансового оборота или прибыли за использование уже раскрученного бренда, однако, нередко – это оплата за обеспечение функционирования собственником (франчайзером) вашего предприятия. Обеспечение функционирования подразумевает оказание услуг исследования рынка, менеджмента и дизайна, подготовку персонала, формирование и продвижение рекламы вашего предприятия. Вы в этом случае вознаграждаете собственника за возможность получать доход с использования бренда путём уплаты части дохода или процента с прибыли, то есть роялти.
Виды роялти
Существуют следующие виды роялти.
- Процент с финансового оборота, который оговаривается соглашением сторон вместе со сроками его уплаты, получивший наибольшую популярность.
- Процент с маржи – более распространен как наиболее выгодный вид роялти чаще всего франчайзерами, имеющим влияние на уровень оптовых и розничных цен.
- Фиксированный платёж — применяется при невозможности прогноза финансового оборота. Франчайзер сам устанавливает его размер, исходя из количества франчайзи и стоимости услуг, размер и сроки уплаты также фиксируются в соглашении.
Паушальный взнос
Паушальный взнос – вид вознаграждения правообладателю, но имеющее ряд отличий от роялти. Его отличие в единоразовости оплаты, как вступительного взноса в бизнес-клуб франчайзера. Величина этого вознаграждения также рассчитывается исходя из издержек владельца на создание условий для эффективного функционирования бизнес-единицы, раскрученностью торговой марки и размером пакета услуг, оказанных франчайзи. Как правило, франчайзер направляет эти средства для создания новой франшизы.
Расчёт паушального взноса
При расчёте паушального взноса правообладатель учитывает все издержки на регистрацию франчайзера: аренду помещения, обучение специалистов и персонала, проведение маркетинговых исследований, различные мероприятия по продвижению бизнес-единицы, а также затраты, обусловленные сферой деятельности предприятия.
18+