Проект «Академия». Как Наиль Маганов собрался растить новых Морозовых и Зариповых

Как стало известно «БИЗНЕС Online», на базе трех хоккейных школ – «Ак Барса», «Нефтяника» и «Динамо» – будет создана академия хоккея имени Юрия Моисеева. Ее задача – внедрить в Татарстане совершенно новую философию хоккея, начав с шестилеток. Под эту задачу собирается звездная команда специалистов и экспертов. Пока же «Ак Барс», по оценкам идеологов академии, играет в «разрушающий» хоккей с недопустимым процентом ляпов.


Фото: «БИЗНЕС Online»

В ПАМЯТЬ О 1998 ГОДЕ

Новый президент «Ак Барса», генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов через полгода после своего назначения переходит от осмысления ситуации и чтения хоккейных учебников к практическим шагам.

По информации «БИЗНЕС Online», в руководстве татарстанского хоккея принято стратегическое решение о создании в Татарстане академии хоккея имени Юрия Моисеева - легендарного тренера «Ак Барса», сумевшего первым добыть чемпионство для республики в 1998 году. Символично, что золотая команда Моисеева была собрана сплошь из собственных воспитанников и выпускников казанской школы №1.

На первом этапе академия объединит три спортивные школы – «Ак Барса», альметьевского «Нефтяника» и казанского «Динамо». В перспективе же в единый кулак буду собраны все 34 хоккейные ДЮСШ республики. Наблюдательный совет академии возглавит Рустам Минниханов, также в него войдет большой поклонник хоккея, бывший глава МВД РФ Рашид Нургалиев и сам Наиль Маганов. В экспертный совет Академии уже приглашен легендарный капитан «Ак Барса» Алексей Морозов, бывший тренер юниорской сборной России Виталий Прохоров, один из самых уважаемых тренеров страны, мэтр Владимир Юрзинов-старший, бывший защитник, а теперь ещё и тренер клуба НХЛ «Питтсбург» Сергей Гончар, бывший тренер сборной России и питерского СКА Вячеслав Быков. По задумке создателей, академия должна стать интеллектуальным и кадровым центром развития хоккея в республике, а в дальнейшем – почему бы нет? – и для всей страны.

«Ак Барс» – чемпион России-1998

Фото: ak-bars.ru

О создании академии уже доложено Владимиру Путину. На большом хоккейном совете, который президент РФ проводил в апреле прошлого года в Казани, председатель правления ФХР Аркадий Ротенберг говорил о создании единой программы тренировок и создании нескольких хоккейных центров, в частности, речь шла о Ярославле. Однако первой до дела дошли в Татарстане.

ЧЕТЫРЕ С МИНУСОМ КОМАНДЕ БИЛЯЛЕТДИНОВА

Замысел демонстрирует смену управленческих эпох в хоккейном хозяйстве. Если прежний президент федерации хоккея республики Шафагат Тахаутдинов 12 лет в первую очередь создавал инфраструктуру, то теперь пришла пора наполнить всё это новым смыслом, пересмотреть устаревшие подходы и вложиться в первую очередь в кадры.



В распоряжение нашей газеты попал документ, который стал отправной точкой для создания академии: «Положение о философии, системе и стиле хоккея в Татарстане». В нем содержится нелицеприятный анализ нынешней ситуации. Согласно исследованию, Татарстан сейчас самый упакованный ледовыми аренами регион в стране – один дворец приходится на каждые 96 тыс. жителей республики. Казалось бы, в таких великолепных условиях республика должна быть лидером по подготовке хоккеистов высочайшего уровня. Да и «Ак Барс» должен играть в совсем другой хоккей. Однако исследование, основываясь на скрупулезных подсчетах, что основа игры «барсов» в последние годы – это низкоинтенсивный силовой хоккей, построенный на обороне и контратаках с недопустимо большой долей технического брака и ошибок. Если за основу брать игры победителей последних двух Олимпиад и Кубка мира сборной Канады и смоделировать будущего чемпиона Олимпиады-2018 года, то сравнение с моделью игры «Ак Барса» показывает огромный дисбаланс в сторону разрушения, а не созидания. То есть, принцип – сами не играем и другим не даём. Также в исследовании указывается на недостаточное техническое мастерство хоккеистов команды, что, возможно, и вынуждает тренеров играть от обороны. На основе анализа трех десятков числовых показателей игры «Ак Барса» за последние четыре сезона команды получила 3,926 балла по пятибалльной шкале. Между двойкой и колом игроки получили за грубые ошибки, почти тройку – за число пропущенных шайб. А единственная пятерка присуждена за обводки.



Победа на «Салаватом Юлаевым» в первом раунде плей-офф этого сезона не должна вводить в заблуждение. Уверенная победа в серии – это ещё и результат больших проблем в уфимской команде, как с составом, так и с атмосферой внутри администрации. В руководстве клуба есть понимание, что с той системой, которая есть сейчас, удел «Ак Барса» – лишь локальные удачи, как, например, финал 2015 года, в котором у татарстанского клуба не было ни единого шанса против остро атакующей и мастеровитой команды.

Вспомним, что главные победы республиканского хоккея пришлись на времена, когда в команде играли гениальные нападающие Морозов и Данис Зарипов, нивелировавшие перекос в сторону обороны. Да и сейчас при взгляде на состав видно, кто из игроков создает разницу, то есть делает результат. Это легионеры – Иржи Секач и Джастин Азеведо, воспитанник екатеринбургского хоккея Федор Малыхин. В их числе и Владимир Ткачёв, которого принято считать своим воспитанником, забывая, что катание и работу с шайбой ему ставили не в Казани, а в Киеве, где он жил до 14 лет.

Данис Зарипов и Алексей Морозов
Фото: ak-bars.ru

Школа «барсов» может похвастаться в основном защитниками – Альберт Яруллин, Дамир Мусин играют в основе «Ак Барса» и уже получили вызов в сборную. Правда, и они по уровню своей игры и навыков, полученных в школе, не дотягивают даже до среднего канадского уровня.

Отсюда главная цель хоккейных школ, которые есть в республике, – воспитывать таких хоккеистов, которые могли сделать «Ак Барс» конкурентоспособным клубом не за счет покупных игроков, а за счет собственных воспитанников. А современный хоккей, как отмечается в «Философии...» требует от игрока полного набора умений – от мастерского катания до тонкого паса.

Рустам Минниханов и Андрей Рябов (справа)
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ В БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА НЕ ПОКАЖЕМ РЕЗУЛЬТАТ, ЭТО БУДЕТ ИЗ ПУШКИ ПО ВОРОБЬЯМ»

Специально под реализацию идеи академии хоккея с передовыми методиками в федерации хоккея Татарстана создали новую должность – вице-президента. Её занял большой фанат хоккея, полковник полиции Андрея Рябов, который долгие годы развивал казанскую хоккейную федерацию, доведя число команд-участников первенства города с нуля до 70. Он же фактически создал спортивную школу «Динамо», куда набирали детей, отчисленных из школы «Ак Барса» – сейчас некоторые бьются в чемпионате России в одной группе с «барсами». Приказ о назначении Рябова был подписан ещё в середине феврале.

«Академия – это топовая идея, предел мечтаний, – рассказывает новоиспеченный вице-президент ФХРТ. – Понятно, что если ближайшие три года мы не покажем результат, то это будет выстрел из пушки по воробьям. Но я уверяю, зная, кто стоит за этим проектом – Наиль Маганов, зная его системный подход, мы покажем результат. Мы должны полностью поменять структуру развития детского хоккея, изменить методики. Сейчас мы работаем по методикам 80-х годов, понимаете? Это никуда не годится. В этот проект будут вложены огромные силы и ресурсы, у нас нет права на ошибку», – добавляет он.



Оперативным руководством академии будет заниматься бывший хоккеист Евгений Рычков, ранее работавший управляющим Ночной хоккейной лиги. Пригласил его лично Маганов. «В случае неудачи выезд из Татарстана мне будет закрыт», – шутит сам Рычков, головой ручающийся за результат.

Формально все три школы («Ак Барс», «Нефтяник» и «Динамо») останутся самостоятельными, но изнутри они будут объединены единой философией и методикой подготовки. Модель работы академии напоминает работающую в Швеции программу «Шаг вперед». И это не случайное совпадение. Один из создателей шведской системы Джим Бриттон уже начал проводить мастер-классы в Альметьевске и Казани. К работе приступил и финский тренер вратарей Йорма Валтонен, который последние годы трудился в спортивной школе ярославского «Локомотива».

Валтонен – легенда финского хоккея, он долгие годы был основным вратарём сборной, а в России больше известен тем, что чудом избежал гибели в авиакатастрофе в сентябре 2011 года, когда из-за болезни не полетел в Минск вместе с основной командой. Финский специалист также, как и Бриттон, вошел в наблюдательный совет академии. В числе штатных специалистов в организации будет также известный хоккейный аналитик и теоретик Виктор Горский, которого называют апологетом атакующего стиля игры.


Фото: hctorpedo2004.ru

Первым делом академия разработает программу тренировок для каждого из возрастов, чтобы затем контролировать ее выполнение. Уже весной планируется завершить разработку методики подготовки детей 7 и 8 лет, а к сентябрю, то есть к новому набору в ДЮСШ, завершится работа и над программой для шестилеток. Упор должен быть сделан, как в Канаде, прежде всего, на технический арсенал детей – катание и движение на льду.

Второе направление, за которое будет отвечать отдельный центр академии, это повышение квалификации детских тренеров – семинары с привлечением иностранных специалистов уже стартовали. Параллельно ставится больной вопрос о повышении тренерских зарплат.

«Нам сейчас главное наладить общение между тренерами, и донести им, что мы не требуем с них результата, грубо говоря, до 12 лет. Потому что сейчас, как мы знаем, с тренера в первую очередь требуют результат, и за этот результат он готовы гробить здоровье, карьеру ребенку. Такого быть не должно», – рассуждает Рычков. Поэтому третья, не менее важная задача академии – медицинское и организационное обеспечение детей.

Рафик Якубов (слева)
Фото: ahc-neftyanik.ru


АКАДЕМИЯ ОТКРЫТА ДЛЯ «НЕФТЕХИМИКА»?

Важный политический момент: хотя инициатором академии выступает Маганов, она не будет придатком исключительно к «Ак Барсу».

«Академия хоккея имени Моисеева абсолютно самостоятельная и автономная от «Ак Барса» организация, которая призвана навести порядок и систематизацию в детском хоккее всего Татарстана», – подчеркивает Рычков.

Понятно, что в первую очередь академия будет работать для главной команды и «Нефтяника», но потребность в таком количестве хоккеистов у обоих клубов нет, потому в планах заниматься и продажей прав на игроков, отбивая этим часть затрат.

Кроме того, теоретически двери в академию открыты и для питомцев ТАИФа – «Нефтехимика», хотя захотят ли его амбициозные боссы объединяться, большой вопрос. Рафик Якубов - генеральный менеджер «Нефтяника» (Альметьевск), считает, что в перспективе академия может объединить все главные хоккейные школы республики, в том числе и Нижнекамск, в котором он работал больше 10 лет. В определенный момент школа «Нефтехимика» была даже более успешной, чем казанская.

«Это очень хорошее дело. Хоть некоторые и обижались, я всегда говорил, что мы должны быть все вместе, что должна быть единая хоккейная пирамида в Татарстане, тем более, у нас один сильный и надежный спонсор. Было время, когда «Ак Барс» «Нефтяник» были сами по себе, но сейчас мы будем сотрудничать и на уровне детского хоккея. В профессиональном хоккее мы уже хорошо общаемся с «Ак Барсом». Честно говоря, не помешало бы чтобы и «Нефтехимик» к нам подключился. Думаю, это дело времени. У нас одна цель, одни идеи – чтобы все татарстанские команды были лучшими».


Фото: u18rus.ru

ЦЕНТР ТИХОНОВА ПЕРЕЕЗЖАЕТ В КАЗАНЬ

Наконец, отдельной сенсацией можно назвать то, что в состав академии планируется встроить центр подготовки молодых хоккеистов имени Виктора Тихонова, который сейчас квартирует в подмосковном Новогорске.

До 15 лет детей будет готовить академия, с 15 до 17 лет юными хоккеистами будут совместно заниматься по линии академии и центра Тихонова, а вот доводить до главной команды уже будут специально заточенные под эти задачи люди. По сути, под центр отдают молодежные команды из системы «Ак Барса» и «Барс», который выступает в ВХЛ и с нового сезона переезжает в Зеленодольск.

Центр подготовки юношеских сборных имени Виктора Тихонова был создан 15 апреля 2015 года. Его президентом стал Виталий Прохоров, он же был и тренером молодежной команды. Учредителями центра стали федерация хоккея России, Континентальная хоккейная лига и некоммерческий фонд имени Тихонова.

Виталий Прохоров
Фото: u18rus.ru

Первым шагом было создание юниорской сборной U-18, как единой команды, заявленной на участие в турнире Молодежной хоккейной лиги. Это было, по сути дела, повторением опыта, успешно освоенного поначалу в США, а потом и в Словакии, где юниорские сборные страны играют вместе на протяжении всего сезона. Российские юниоры также провели весь сезон 2015/16 и готовилась к участию к чемпионату мира. Команда показала неплохие результаты, выступая против игроков старшего возраста и проект набирал сторонников. Но тут случился скандал с запрещением мельдония, который использовался врачами юниорской сборной в качестве терапевтического. В итоге, чтобы избежать дисквалификации, на чемпионат мира U-18 была делегирована наспех сколоченная сборная солянка игроков, которая предсказуемо провалилась. Сама идея сыгранной молодежной сборной казалась похороненной, но теперь у нее есть шанс заново прорасти в Татарстане.

Работать академия начнёт уже в 2017 году. Причем обещают, что без внимания не останутся и школы в районах республики, всё-таки не только в Казани и Альметьевске пацаны мечтают стать хоккеистами и хотят гонять шайбу, вместо того, чтобы пропадать вечерами на улице.


Фото: «БИЗНЕС Online»

В ШКОЛЕ «АК БАРСА» СТАВКА НА ВАРЯГОВ

Создание академии – новый этап в развитии детско-юношеского хоккея Казани, который начал оживать лишь в последние десять лет, перейдя под крыло профессиональных клубов. Когда в 1995 году «Итиль» превратилась в «Ак Барс», то одноименный банк оставил в стороне все заботы о хоккейной школе. Они легли на плечи министерства спорта Татарстана. Финансирование по остаточному принципу привело к упадку, местная школа под названием «Беркэт» котировалась даже ниже нижнекамской. А в зоне Поволжья доминировала школа Тольятти. Дно пробили в 2003 году, когда из Казани в сборную Поволжья 1986 года рождения отправился только один человек – вратарь Михаил Шабанов, ставший в команде Поволжья вторым после Семёна Варламова, который сейчас играет в НХЛ.

Переход клуба под крыло «Татнефти» привел к реанимации казанской хоккейной ДЮСШ, правда, на начальной стадии – за счет легионеров, которые заполонили команды с 1989 по 1992 годы рождения. Самые известные Станислав Бочаров (Хабаровск), Аслан Раисов (Москва), Денис Голубев и Егор Яковлев (Магнитогорск). Из своих в этой возрастной группе можно отметить лишь Динара Хафизуллина (играет в СКА), Кирилла Петрова (играет в ЦСКА) и вратаря Эмиля Гарипова (играет в «Ак Барсе»).

Альберт Яруллин
Фото: «БИЗНЕС Online»

Школа казанского клуба довольно плодовита, но самые яркие её представители, как и упомянутый выше Ткачёв, чаще всего привезены в республику уже в относительно зрелом для детского хоккея возрасте. Братья Свечниковы, которых называют надеждой российского хоккея, родились в Барнауле и уже там стали ярко выделяться. Неизвестно сколько миллионов было заплачено за их переход, оба сейчас пытают счастья в Северной Америке. Сильно помогали в части красивых отчетов о талантливых выпускниках «Ак Барса» в Нижнекамске. Сергей Шмелев («Спартак»), Михаил Сергачев (19 лет, 3 матчей за «Монреаль», 9-й номер драфта НХЛ), Ринат Валиев (играет в АХЛ, вызывался в состав клуба НХЛ «Торонто», серебряный призер МЧМ-2016), вратарь Тимур Билялов (лучший вратарь ВХЛ прошлого сезона) – все эти ребята плоды работы тренеров в школе «Нефтехимика». Примеры из этой же серии – Зият Пайгин и Дмитрий Архипов из Пензы и Новочебоксарска соответственно. «Ак Барс» лишь снял сливки и записал этих игроков на себя. Тут нужно хвалить селекционеров, а не систему подготовки молодых игроков. Определенные наработки и методики существуют, но и системности и каком-то стратегическим их использовании говорить не приходится.

При тех возможностях, которые есть у республики, Татарстан способен стать маленький Канадой на российской хоккейной карте, где так до сих пор ничего путного в части системной работой с детьми и не появилось с момента распада СССР, а перекос в траты в профессиональный спорт колоссальный. Согласно данным в том же документе о философии хоккея в Татарстане, «Ак Барс» и «Нефтехимик» в 2014 году потратили только на зарплату игроков около 1,5 млрд рублей. При этом на весь детский и любительский хоккей в республике в тот же год направлено лишь около 1 млрд рублей. Вот тебе и пирамида.

Айрат Шамилов, Руслан Васильев, Джаудат Абдуллин, Алмаз Хаиров