Спортивная
редакция «БИЗНЕС Online»
разбирается в структуре показа спорта
в США, чья стоимость превышает 20 млрд
долларов в год.
В США можно идентифицировать три уровня показа спортивных мероприятий.
УРОВЕНЬ ПЕРВЫЙ. НАЦИОНАЛЬНОЕ ТВ
В отличие от российских реалий, федеральные каналы США охотно показывают спортивные состязания. В США же спорт показывается по всем ведущим телеканалам. Существует «большая четверка» федеральных сетей, которые покрывают свыше 97% всех домохозяйств страны: NBC, CBS, ABC и FOX. Фактически, это американские аналоги нашего «Первого Канала», «России 1», НТВ и ТНТ. Телесеть FOX, например, является в какой-то степени рупором Республиканской партии, остальные каналы, скорее аполитичны. В состав медиаконцерна входит канал Fox News, которая наравне с CNN считается главным новостным каналом Северной Америки. Телеканал NBC известен нашему зрителю не только своим «разноцветным» логотипом, но и рядом прорывных телепроектов: именно там с 1975 года транслируется главное развлекательное шоу США – Saturday Nigth Live, именно на NBC придумали шоу Voice - отец шоу «Голос», а старшее поколение застало сериал «Рыцарь дорог», которое долгое время было самым популярным сериалом канала. Интересно, что американское телевещание неоднородно, страна разделена на четыре часовых пояса, что требует от федеральных каналов растягивать понятие прайм-тайм с учётом времени в каждом регионе. И так получается, что концентрация денег и зрителей находится как раз на побережьях двух океанов - Атлантического и Тихого. Но это уже детали.
В США существует четкая зависимость какой вид спорта транслируется по какому общенациональному телеканалу.
ХОККЕЙ
фото: скриншот NBC |
Так, права на матчи НХЛ выкуплены медиакорпорацией Comcast, которая владеет NBC. Сумма контракта оценивается в 200 млн долларов в год. Первый контракт между лигой и компанией был согласован в 2005 году после локаутного сезона. Из-за неразберихи в руководстве лиги менеджеры NBC сумели купить права на хоккей за 70 млн долларов. Для сравнения, по условию предыдущего контракт с Walt Disney, которая владеет ESPN и ABC, лига получала от телевидения 120 млн долларов в год. Всего по бесплатному NBC в год транслируется не более 30 матчей, включая игры Кубка Стэнли. Однако, речь здесь идет именно что о федеральном показе, ведь клубы могут заключать сделки с региональными телевещателями самостоятельно. То есть, матчи повышенной важности, например, «Тампы» показываются по NBCSN или NBC, но остальные игры транслируются по Fox Sports, который вещает во Флориде.
БАСКЕТБОЛ
Баскетбольные матчи по бесплатному телевидению показывается по ABC и CBS. В 2002 году НБА подписала многолетний контракт с Walt Disney, которая владеет ABC, за 400 млн долларов. Кроме показа на бесплатном канале, в эту сделку входили трансляции матчей по кабельному ESPN. CBS же является монополистом на бесплатные матчи NCAA, которые бьют рекорды просмотров во время «мартовского безумия». Общая сумма телевизионных прав, которую выручают руководство студенческого баскетбола, составляет по 740 млн долларов в год.
БЕЙСБОЛ
фото: скриншот Fox TV |
По 500 млн долларов до 2021 года будет платить Руперт Мердок руководству MLB – главной лиги бейсбола. В News Corporation, которая принадлежит медиамагнату, входит телесеть Fox Group. Ведущие матчи регулярного сезона, матчи плей-офф и все матчи Мировой серии показываются по главному каналу, а менее популярные по кабельным Fox Sport 1 и Fox Sport 2.
АМЕРИКАНСКИЙ ФУТБОЛ
Главной «вишенкой» на спортивном рынке США безусловно являются матчи Национальной футбольной лиги. Бесплатно матчи по американскому футболу транслируются по трем общедоступным федеральным каналам – по Fox, CBS и NBC. Кроме них матчи НФЛ показываются по кабельным ESPN и NFL Network. Суммарная стоимость прав в год составляет 4,96 млрд долларов.
NBC платит лиге около 950 млн долларов лишь за возможность показать в один календарный сезон около 24 матчей, при этом платя лиге по полмиллиона долларов за каждый рекламный ролик во время игры. В некоторые годы выпадает возможность показать и Супер Боул, но это бывает лишь раз в четыре сезона. И все равно американские медиакомпании платят столь внушительные суммы. Лига делит расписание матчей в зависимости от значимости игры и от популярности команд: так, вероятность увидеть игру «Джексонвиля» в рамках Saturday Night Football практически невозможно. Расписание всех встреч, кроме последних трех туров составляется еще в начале сезона. Так, до самого последнего момента было неизвестно, кто будет играть в воскресенье вечером в 17-м раунде. Лишь после окончания шестнадцати туров стало известно, что единственной игрой, которая имеет турнирное значение является матч между «Грин Бэем» и «Детройтом». И именно его NBC и поставил в свою сетку. Если сложить все выплаты, что получают лиги за продажу прав, то эта сумма превысит 20 млрд долларов в год.
УРОВЕНЬ ВТОРОЙ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАБЕЛЬНОЕ ТВ
Если в нашей стране не все подключены к кабельному телевидению, то в США свыше 3/4 всех домохозяйств имеют доступ к технологии.
Кабельные каналы в США идут одним пакетом от провайдера, то есть ситуация аналогична тому, что у нас в России. Стоимость пакета, например, от Verizon составляет 75 долларов, и из этой цены сразу 7,21 доллара уходит в руки «мыши из Диснейленда», которая владеет ESPN. За дополнительные полтора доллара можно подключить еще и ESPN-2. А за еще дополнительный доллар можно было смотреть несколько лет назад игру пражского «Льва» и московского «Динамо» по ESPN-3.
Однако количество подписчиков у американского аналога «Матч ТВ» неизменно падает. За последние четыре года аудитория ESPN сократилась на 11 млн. подписчиков. Многие это связывают с довольно тусклым контентом канала. В неделю по ESPN можно посмотреть лишь одну игру НФЛ, НСАА, пять матчей НБА, несколько матчей МЛБ. И все это транслировалось по всей стране, не было никакого разделения на регионы, как это есть у Фоксов. Зачем любителю хоккея смотреть этот канал? Ради Sport Center? Да даже большинство фанатов баскетбола перестают смотреть этот канал и подключают себе NBA-TV. Это является сигналом не только и для американской сферы телевидения, но и для «российского аналога ESPN». Контент должен быть разношерстным, цветастым и постоянно удерживать у себя телезрителя, но всё важна дифференциация и локалиация. Конечно, в нашей стране «Матч ТВ» монополист на спортивном ТВ-рынке, но эта монополия в будущем может и погубить канал.
Лишь в конкуренции рождается качественный контент. Поэтому хоккейный тру-фан подключит себе другого игрока кабельного рынка NBCSN за два бакса. И получил 5 матчей НХЛ в неделю, множество бокса и единоборств, а поутру посмотрит матчи английской премьер-лиги. А ещё получит качественную картинку и высококлассную аналитику проходящих по ТВ событий. Хоккею на ТВ надо конкурировать не столько с баскетболом, сколько с каналом, который показывает баскетбол. Потому NBCSN должен быть привлекательнее для нейтрального зрителя, чем их конкуренты.
УРОВЕНЬ ТРЕТИЙ. РЕГИОНАЛЬНОЕ ТВ
И все же, почему спорт в США имеет такие высокие цены? Ответ банален - его смотрят. Главный секрет американского ТВ в том, что он сильно локализован в регионах. Для примера, возьмем холдинг FOX. Fox Sports разделено на 18 различных частей, начиная от Fox Sports Arizona, заканчивая сателлитом Yes, который показывается в Нью-Йорке.
Таким образом, сетка спортивных событий заполнена всегда и не бывают противоречий между показами матчей, например такими как «Сан-Диего Падрес» - «Ст. Луис Кардиналз» и «Кливленд Индианс» и «Милуоки Брюирс». Первый матч будет транслироваться лишь по отделениям Fox в Сан-Диего и в Мидуэсте, а второй лишь в Висконсине и Огайо, то есть в штатах, где базируются эти команды. Таким образом, аудитория спортивных событий максимально монетизируется непосредственно на местах. Не зачем жителям Флориды смотреть игры команд из Аризоны, так что по Fox Sports Arizona показывают матчи клуба НХЛ «Аризона», а по Fox Sports Florida, соответственно, «Флориды».
Конкуренты из NBC поступают аналогично, разбивая свою сеть на региональные филиалы. Так, CSN (региональные каналы Comcast Networks) является полным монополистом на показ местных команд в Иллинойсе. Казалось бы, что этого мало, однако им принадлежат права на «Чикаго Кабс» - победителя Мировой серии, «Чикаго Блэкхокс» - вечного фаворита Кубка Стэнли, «Чикаго Буллз» - одной из самых популярных команд Северной Америке. В остальных регионах сферы интересов магнатов из NBC пересекаются с диснеевскими каналами, в том числе и ESPN.
Интересно тут то, что разделение телевизионных сетей влияет также и на составы лиг. Из-за того, что тогда еще «Финикс Койотис» были монополистами на Fox Sports Arizona, босс НХЛ Гэри Бэтмен так за них ручался. Fox Sports Arizona показывается не только в Аризоне, но и в Юте, Нью-Мексико и южную часть Невады, без Лас-Вегаса. Общая населенность, где показывается этот канал, составляет 13,5 млн человек. И хоккейная команда на эти миллионы была лишь одна – «Койотис»! Самое необычно тут то, что права на новый клуб из Лас Вегаса еще не проданы. Если их купит Fox Sports West, то им придется просить разрешения на показ игр нового клуба у «Анахайма» и «Лос-Анджелес Кингз», так как они делят рынок Лас-Вегаса. Если они «запретят», то тогда «фоксам» придется показывать команду из Вегаса по Fox Sports Arizona. А это означает, что «Койотис» теперь не будут монополистами, и в случае низких рейтингов их ничто не будет удерживать в Финиксе. Тогда НХЛ будет крайне желателен переезд команды куда-либо еще, так как это может привести к снижению стоимости телевизионных прав. Кроме всеамериканских холдингов существуют также и независимые корпорации, которые рассредоточены в основном в своих штатах. Так, матчи «Денвер Наггетс» и «Колорадо Эваланш» транслируются по Altitude TV, владельцем которого является Стив Кронке. Он же является владельцем этих двух команд.
Матчи нью-йоркских франчайзов, таких как «Рейнджерс» и «Никс» транслируются MSG Networks, принадлежащей The Madison Square Garden Company. Как нетрудно догадаться из названия, это же компания владеет также и всем комплексом «Мэдисон Сквер Гарден» - одной из главных концертно-спортивных площадок США.
Система устройство американского спортивного ТВ оказывает огромное влияние на развитие индустрии спорта в США, телевидение было и пока ещё остаётся главным драйверов отрасли и её спонсором. Деньги перетекают из кошельков обычных американцев медиамагнатам и корпорациям, а те, в свою очередь, платят за контент спортивным клубам. И всё это стоит на вере в американский доллар.