Миф о Дедале и Икаре. Как КХЛ погубила «Медвешчак»

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает, что представлял из себя загребский клуб до вступления в КХЛ и объясняет, почему проект провалился.


Фото: medvescak.com

«МЕДВЕШЧАК» БОРОЛСЯ ЗА ЗРИТЕЛЯ ДРАКАМИ...

«В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал…»

Четыре года назад франчайз с символическим названием KHL Medveščak Zagreb (klub hokeja na ledu) подписал меморандум о сотрудничестве с руководством Континентальной хоккейной лиги. Сейчас трудно осознать, в чем был смысл включения этого клуба в состав участников КХЛ, ведь мало кто помнит, что из себя представлял хорватский клуб в «дороссийскую эру». А ведь «Медвешчак» ежемесячно взрывал европейские спортивные медиа, уничтожая все стереотипы о хоккее в нехоккейной стране.

Хоккейный клуб в столице Хорватии был основан еще в 1961 году. Почти 50 лет команд играла в своем национальном первенстве, несколько раз становилась чемпионом Югославии, попутно была самым популярным хоккейным клубом страны. Средняя посещаемость команды превышала 6 тыс зрителей, однако кризис в конце века резко подорвал экономику как страны, так и клуба. Но благодаря энтузиастам и талантливым менеджерам, команда сумела выжить. Следующий кризис в клубе будет лишь в начале 2017 года, но об – ниже.

Новая эпоха в истории клуба началась 15 мая 2009 года, когда австрийская хоккейная лига (EBEL) приняла хорватов в свое первенство. Так началась эпоха безумия (это эксплуатировал сам клуб, называя свои ивенты«Arena Ice Fever).

Публикация от KHL Medvescak Zagreb (@khl_medvescak_zg)

В Загребе никогда не было богатых спонсоров, клубу приходилось бороться за каждый евро. И именно эта борьба и позволила команде выделиться на фоне всего европейского хоккея. Да, у клуба были тысячи преданных фанатов, которые были куда терпимее, чем болельщики футбольного «Динамо». И конкуренция со стороны футбола, баскетбола, гандбола катализировала активность пиар-машины «Медвешчака». Клуб начал реализовывать те акции, которые многие в те времена считали самодурством.

В первую очередь, подобрался боевой североамериканский состав. Третьесортным канадцам приходилось платить много меньше, чем европейцам. Тем более, мало кому хотелось играть в австрийском чемпионате, ибо в то время репутация этой лиги была на нуле. Кроме экономии на зарплатах, клуб извлек и другую выгоду от канадских хоккеистов. Руководство смогло привлечь внимание нейтральных жителей Загреба активным и бойцовским хоккеем а-ля «Витязь». Каждый матч сопровождался дракой, а для маленьких команд это дополнительный евро от нового болельщика.

...И БЫЛ САМООКУПАЕМ

«Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Уже много лет прошло, и, наверное, уже никто не помнил, в чём его обвиняли. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его, и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении…»



В дебютный сезон средняя посещаемость «Медвешчака» превысила шеститысячную отметку, что стало рекордом EBEL. Клуб с первого же дня начал реализовывать свои билеты через интернет, что приводило к тому, что на последние игры регулярного сезона они полностью продавались за 20 (!) минут. И так на каждый матч. 4 марта 2010 года в четвертьфинальном матче против «Граца» клуб реализовал 7,5 тыс билетов при вместимости домашней арены в 6500 зрителей.

После успеха в игровой составляющей, «Медвешчак» предпринял успешную попытку стать самым амбициозным проектом Европы. Во-первых, руководство команды смогло договориться с лигой и выбило себе разрешение проводить ряд матчей на старом и открытом стадионе «Шалата». Это было связано с тем, что «Дом Спортова» ежегодно в конце января принимает теннисный турнир ATP. Клуб же сделал из этого пиар-компанию и провел ряд ретроматчей. После вхождения в КХЛ, клуб также направил руководству лиги запрос о проведении хотя бы одного матча на «Шалате», но в Москве в просьбе отказали.

Спрос рождал предложение. Руководство франчайза осознавало, что надо «ковать железо, пока горячо». В итоге клуб пошел на абсолютно сумасшедшую акцию – «Медвешчак» договорился с мэрией Загреба об временной аренде новейшей 15-тысячной «Загреб Арены». Холодильное оборудование было арендовано в Германии. Оно уже обкатывалось во время чемпионата мира, когда матч-открытие был проведен на футбольной «Фелтинс-Арене» в Гельзенкирхене. Конечно, вся эта акция обошлась довольно дорога, однако клуб планировал всё окупить через спонсорские контракты. В планах команды было стать ведущей спортивной командой во всей бывшей Югославии и зарабатывать на своей репутации и имени. Удалось ли это? Да, удалось. Команда до вступления в КХЛ полностью самоокупалась.


Фото: medvescak.com

Каково же было изумление, когда все 15 тыс билетов на первый матч был распроданы за двое суток. Еще раз: за двое суток были распроданы 15 тыс билетов на хоккейный матч в Хорватии! Это был феерический успех. Огромная пиар-машина завертелась, а профит выручила и сама лига. После этого успеха были предприняты попытки воссоздать такие же мероприятия в других городах EBEL, например, в Любляне. Там тоже проводились несколько матчей на 12-тысячной «Стошице Арене», вот только это принесло лишь одни убытки.

«И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел…»

Окончательно «Медвешчак» вписал себя в историю в сентябре 2012 года. Безумные хорваты придумали для этого гениальный план: провести стартовые матчи сезона в амфитеатре в Пуле. Да, в амфитеатре. В сентябре. В Хорватии, где средняя температура в начале осени составляет +20 градусов. И самое интересное, что этот проект удался. Были сыграны два матча и оба при аншлаге. О хорватском хоккее заговорил весь мир. Клуб в тот сезон продолжал играть и на «Загреб Арене», ведя сверхпродуктивную работу с болельщиками. Что уж говорить, если средняя посещаемость «Медвешчака» превышала посещаемость местного футбольного «Динамо». А это главный спортивный клуб страны. И тут и настал тот день, когда об «Медвешчаке» узнали и российские СМИ. А также руководители КХЛ, которые, ведомые российским газом через Хорватию, пригласили клуб себе в лигу.


Фото: BigSoccer Forum

ЭКОНОМИКА ХОРВАТИИ НЕ ПОТЯНУЛА КХЛ

«А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу».

Первый сезон в КХЛ получился выдающимся: победа над ЦСКА со счетом 7:1, реанимированная карьера Джонатана Чичу, попадание в Кубок Гагарина. А также постоянные аншлаги как в «Доме Спортова», так и на «Арене Загреб». Казалось бы, началась новая эра в истории клуба. Выступления против СКА, ЦСКА, «Динамо», «Ак Барса», шикарные легионеры. Все считали, что КХЛ получит огромный глоток свежего воздуха благодаря загребскому менеджменту. Уже все предвкушали матчи российских команд в Пуле. Кроме этого с помощью «Медвешчака» руководство лиги хотело войти на довольно крупные и пока еще неосвоенные рынки Австрии и Словении. Вот только столь высокий полет и погубил клуб.


Фото: Сергей Манжелеев / ak-bars.ru

Если раньше «Медвешчак» боролся за каждый евро, а все сумасбродные идеи шли именно на голодный желудок, то зачем сейчас надо было развиваться, когда этот лишний евро принесет «Южный поток»? Все пошло по наклонной – с одной стороны бюджет клуба был несоизмеримо больше, чем раньше, но и расходы выросли многократно. Для европейских команд перелеты в Сибирь и на Дальний Восток – это страшный удар по бюджету. Да и зарплаты хоккеистов возросли. Теперь уже клубу было не до экспериментов, необходимо было экономить на всем. С зимы 2014 года хоккея на «Загреб Арене» не было. И если сезон 2014/15 можно было списать на синдром второго года, коим он и являлся, то после смены руководства КХЛ «Медвешчак» стало лихорадить.

Настал период стагнации. Это почувствовали и болельщики, медленно покидавшие трибуны. Команда формировалась из черт знает пойми кого, теряла шансы на попадание в Кубок Гагарина за два месяца до конца регулярки. Экономика Хорватии не смогла потянуть расходы КХЛ. Да и руководство сидело спустя рукава, надеясь, что лига не даст их в обиду. «Голодный менеджмент» объелся халявой. Развитие было спущено в унитаз, все пятилетние труды забылись. Команда, которая должна была вытащить КХЛ из пучины российской действительности, добровольно приняла эту действительность, как норму. Последний сезон стал агонией, команда зарабатывала, продавая всё, что можно. Дали бы им добро, они бы и клубный автобус продали бы.

Посещаемость клубов КХЛ в сезоне 2016/17


Три года стагнации в одночасье превратились в страшнейший кризис. Команда была в шаге от банкротства. Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал загребский Икар руками, – уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря. На лице франшизы появились раны и ожоги. Клуб стали презирать даже те, кто его поддерживал изначально. Но не стоит смотреть на Загреб как на монстра. «Медвешчак» просто стал одним из тех, кто прикоснулся к Солнцу. И сгорел.

Виктор Майоров