Спортивная редакция «БИЗНЕС Online»
рассказывает о фэнтези-спорте
и о тех миллиардах долларов, что кружатся
в этой сфере деятельности.
Большинство любителей спорта уж точно слышали о таком понятии, как фэнтэзи в спортивных лигах. Но давайте будем честны: в нашей стране в эту digital-составляющую играют буквально несколько тысяч человек. Многие до сих пор не понимают, как это все работает и как же люди на этом зарабатывают.
В ЧЁМ СУТЬ?
На сайтах лиг и клубов есть фэнтези турниры. Игроки собирают собственные виртуальные команды на основе реальных игроков, а затем оценивается производительность их команд на основе результативности игроков в реальных матчах. Отбор спортсменов проходит либо онлайн-методом, ограничиваясь лишь стандартным заданным «бюджетом», либо через процедуру драфта. Статистика всех реальных выступлений игроков скомпилирована и сформирована, чтобы можно было определить, какая фэнтезийная команда сделана лучше всех.
Игроки в фэнтези отслеживают развитие своей команды с помощью различных веб-сайтов и мобильных приложений. В большинстве своем игроки, знакомые между собою, собираются в лиги и конкурируют там между собою и между другими лигами. Если же друзей нет, то можно присоединиться в специализированные турниры, и играют уже против незнакомых соперников.
По статистике американской компании Stats Inc, в 2015 году число американцев, которые играли в фэнтези, превышало 55 млн человек. За прошедший год их число возросло на 3%. Около 10 млн из всех участников – подростки. 19% мужского населения США играют в эти игры, число же представителей женского пола чуть менее 10%. Доход населения также влияет на вовлечённость в виртуальные спортивные состязания, а всего обеспеченных геймеров больше половины. Так, каждый шестой американец, чей доход превышает 50 тысдолларов в год, играет в фэнтези. Около 66% геймеров имеют среднее и высшее образование. Реальный рынок fantasy оценивается свыше 4 млрд долларов. Согласно Forbes, потенциальный же рынок превышает 70 млрд.
ЗАКОННО ЛИ ЭТО?
Казалось бы, фэнтези спорт – это всего лишь онлайн-игры, каких миллионы в интернете. Но это всё запрещено в ряде стран, а также на территории пяти американских штатов – Аризоне, Айове, Луизиане, Монтане и Вашингтоне. Да, в штате, где придумали Microsoft и являющимся одним из наиболее IT-развитым регионом мира, нельзя играть в фэнтези. Причина банальна – там они приравнены к азартным играм. Однако, в федеральном законе об осуществлении незаконных интернет-азартных игр, говорится, что фэнтези разрешено, так как они классифицируются как игра навыков (игры мастерства), а не игра, где исход зависит от удачи.
Фэнтези на территории большинства стран Европейского союза является законным видом деятельности и регулируется специализированными ведомствами. Италия, Испания, Франция, Германия, Дания, Великобритания уже легализовали фэнтези-спорт, а две последние страны приняли лицензионные условия для операторов. Здесь игроки могут легально играть на деньги, в то время как в других государствах турниры пока что классифицируются также как «игры мастерства».
ФЭНТЕЗИ – ЭТО БИЗНЕС?
Не просто бизнес, а огромная и успешная машина для прибыли. В целом, эта отрасль приносит свыше 1.5 млрд долларов дохода. Как же формируются такие суммы?
- Огромный «кусок пирога» поступает от вступительных взносов – так называемых «бай-ин». По прогнозам компании Eilers & Krejcik Gaming, который был высказан в 2015 году, суммарный объем бай-инов в ежедневных фэнтези достигнет отметки в 18 млрд долларов к 2020 году. Год назад этот предположение было пересмотрено в связи с определенными законодательными ограничениями, уже вступившими в силу в некоторых штатах США. По мнению специалистов, максимальные вступительные взносы к 2020 году могут составить 14 млрд долларов, минимальные – 3 млрд.
- Рекламные контракты. Более 60% дохода генерируются именно здесь. Крупнейшие площадки – DraftKings и FanDuel зарабатывают на рекламе свыше полумиллиарда долларов в год.
- Инвестиции от спортивных лиг. В две вышеупомянутые организации в 2015 году было инвестировано свыше 300 млн долларов. Основными инвесторами стали МЛБ (главная бейсбольная лига), Национальная хоккейная лига, Национальная баскетбольная ассоциация и частично НФЛ.
Свыше 90% комиссионных, которые фэнтези-компании получили от вступительных взносов, были выплачены участникам. В некоторые дни сумма выплат превышает 5 млн долларов. Это сделано для завлечения новых участников. Средний ежедневный призовой фонд составляет около 700 тыс долларов. Вступительный взнос обычно не превышает 25 долларов.
ЭТИ СУММЫ ВЛИЯЮТ НА РЕАЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ?
«НФЛ – миллиардный бизнес, который не хочет терять актив, не способствуя его развитию. Закон рынка: комиссар Гуделл и владельцы команд ничего не любят так сильно, как свою прибыль. Это первая лига, где ее любят больше, чем желание побеждать. Аудитории фэнтези нужна атака. Значит, атаку они и получат!»
Именно так охарактеризовал изменение правил в НФЛ Ричард Шерман, главный правдоруб лиги и один из сильнейших защитников в американском футболе. Два с половиной года назад, 12 августа 2014 года лига объявила об ужесточении штрафов за «грубую игру» и «задержки в защите». Кроме этого, были увеличено число приемов, которые отныне являются грубыми. Это привело к резкому осложнению игры в защите. Так, в 2013 году судьи НФЛ 54 раза выбрасывали флаг за «грубый контакт». За два тура в сезоне 2014 за это нарушение было оштрафовано 56 игроков, а число нарушений по итогам сезона превысило 220 штук.
Защитники в НФЛ единым порывом говорили, что это было сделано руководством лиги ради увеличения результативности. При этом в этот период НФЛ контактировало с ведущими фэнтези-площадками для предоставления своих баз данных.
ВЛИЯЕТ ЛИ ФЭНТЕЗИ НА ДОХОДЫ РЕАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ?
Не просто влияет. Развитие фэнтези изменило в какой-то мере все. НФЛ же принесло это 1,5 млрд долларов дохода. Исторически сложилось так, что поклонники и любители НФЛ уделяли большее внимание местным играм и матчам, которые транслируются по центральному телевидению. Теперь же каждая игра, даже те, в которых играют команды из других дивизионов за тысячи километров от дома – все это может сыграть решающую роль в фэнтези-командах. Люди стали смотреть куда больше футбола, чем это было когда-либо. Конечно, телевидение немного пострадало из-за этого: если раньше люди смотрели лишь то, что им предлагали крупные каналы, то теперь практически у каждого есть стимул посмотреть другие матчи.
НФЛ ради фэнтези-игроков создала кабельный канал премиум-класса с постоянной статистикой, также была создана передача NFL RedZone – симулкаст всех матчей тура. Для российского зрителя это аналогично лигочемпионскому симулкасту, где показывают все восемь матчей онлайн.
Изменения коснулись также и стадионов. Все последние изменения выводятся на табло во время матчей, а команды модернизируют беспроводное и Wi-Fi-покрытие, чтобы помочь фанатам оставаться в курсе последних событий. Дошло все до того, что компании DraftKings и FanDuel арендовали на некоторых стадионах торговые площади и открыли на их месте комнаты отдыха для геймеров.
КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ?
За последние четыре года объем рынка фэнтези-спорта увеличился в десять раз лишь только в Северной Америке. В свете сегодняшней экспансии фэнтези в европейские и азиатские страны можно точно прогнозировать дальнейший рост отрасли с не меньшей скоростью. Особую популярность онлайн-спорт набирает в странах Ближнего и Среднего Востока, Китае, и в странах СНГ. На территории этих стран законодательством запрещены игорные зоны, ставки на спорт. При этом в России официально признаны 4 игорные зоны, но в основном они ориентированы на наземные казино.
Современное состояние этой сферы деятельности напоминает ситуацию с онлайн-покером в нулевых годах. Но сейчас оно имеет множество законодательных ограничений во многих странах. Это одновременно и плюс, и минус для фэнтези-спорта. С одной стороны, это добирает большую аудиторию «беттеров», но с другой перспективы онлайн-спорта могут быть такими же, как у азартных игр в интернете.
фото: скриншот